Лидерство в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: лидерство.
Предмет исследования: лидерство в школьном коллективе (классе).
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).

Работа содержит 1 файл

Курсовая Лидерство в малой группе.doc

— 738.50 Кб (Скачать)
y">     Примечания:

     1 - крайне низкий уровень проявления  склонностей к коммуникативно-организаторской  деятельности.

     2 - развитие коммуникативных и организаторских склонностей находится на уровне ниже среднего.

     3 - средний уровень проявления  коммуникативных и организаторских  склонностей.

     4 - высокий уровень проявления  коммуникативных и организаторских  склонностей.

     5 - очень высокий уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. 

     По  данным исследования данной методикой  выявилось следующее (рис.3, таблица 3):

     3,6 % человек имеет 2 уровень развития  коммуникативных и организаторских  склонностей, который находится  на уровне ниже среднего. Данные люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

     У 39,3 % испытуемых присутствует 3 уровень  со средними проявлениями коммуникативных  и организаторских склонностей. Для данных людей характерен проявления коммуникативных и организаторских  склонностей. Обладают в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе с ними по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

     39,3 % испытуемых отнесены к 4 уровню  с высоким проявлением коммуникативных  и организаторских склонностей.  Они не теряются в новой  обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

     17,8 % испытуемых имеют 5 уровень, характеризующийся  очень высоким проявлением коммуникативных  и организаторских склонностей. Данные люди испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней. Для них характерны быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности. 

     3.4 Данные социометрии 

     По  данным социометрии лидерами в данном классе явились: Антон К. и Валерия П.

 

     

     Таблица 4. Данные социометрического исследования

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
1       +1 +2                                              
2       +2 +1                                              
3       +1 +2                                              
4         +1                                              
5       +1                                                
6       +2 +1                                              
7       +1 +1                                              
8         +2                                              
9       +1 +2                                              
10       +2 +3                                              
11       -1 +2                                              
12       +2 -1                                              
13       +1 -2                                              
14         +2                                              
15       +2 +1                                              
16       1 -2                                              
17       -2 +2                                              
18       +3 +1                                              
19       +2 -1                                              
20       -1                                                
21         +2                                              
22       +2                                                
23       +1 +2                                              
24       +1 -2                                              
25       +1 +2                                              
26       +2 +2                                              
27       +1 -1                                              
28         +2                                              
Количество  выборов       23 25                                              
Количество  баллов       25 24                                              
Общая сумма       48 49                                              

 

     

     3.5 Корреляционный анализ  полученных данных 

Корреляции
    уровень лидерских  способностей стиль руководства уровень коммуникативных  и организаторских способностей
уровень лидерских способностей Корреляция  Пирсона 1 ,189 -,397
Знч.(2-сторон)   ,500 ,142
N 15 15 15
стиль руководства демократический Корреляция  Пирсона ,189 1 ,150
Знч.(2-сторон) ,500   ,593
N 15 15 15
уровень коммуникативных и организаторских  способностей Корреляция  Пирсона -,397 ,150 1
Знч.(2-сторон) ,142 ,593  
N 15 15 15
 
Корреляции
    уровень лидерских  способностей стиль руководства уровень коммуникативных  и организаторских способностей
уровень лидерских способностей Корреляция  Пирсона 1 .a ,167
Знч.(2-сторон)   . ,789
N 5 5 5
стиль руководства либерально-демократический Корреляция Пирсона .a .a .a
Знч.(2-сторон) .   .
N 5 5 5
уровень коммуникативных и организаторских  способностей Корреляция  Пирсона ,167 .a 1
Знч.(2-сторон) ,789 .  
N 5 5 5
a. Невозможно вычислить, так как  по крайней мере одна из  переменных является константой.
 
Корреляции
    уровень лидерских  способностей стиль руководства уровень коммуникативных  и организаторских способностей
уровень лидерских способностей Корреляция  Пирсона 1 .a ,603*
Знч.(1-сторон)   . ,043
N 9 9 9
стиль руководства Корреляция Пирсона .a .a .a
Знч.(1-сторон) .   .
N 9 9 9
уровень коммуникативных и организаторских  способностей Корреляция  Пирсона ,603* .a 1
Знч.(1-сторон) ,043 .  
N 9 9 9
a. Невозможно вычислить, так как  по крайней мере одна из  переменных является константой.
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторон.).
 

     3.6 Выводы по главе  3 

     Исходя  из проделанной работы, можно сделать  вывод о том, что выявлены люди с наибольшими склонностями к  лидерству, обладающие высокими коммуникативно-организаторскими способностями и люди с наименьшими склонностями к лидерству, обладающие невысокими коммуникативно-организаторскими способностями. Так же выявлены люди со средним уровнем развития лидерских и коммуникативно-организаторских способностей. Каждый из этих людей имеет наличие своего стиля руководства, стиля лидерства. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При характеристике процессов, связанных  с образованием малых групп, будет  в виду лишь процесс образования  реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых  различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

     Лидерство - сложный социально-психологический  процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

     Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения  и взаимодействия ее членов.

     "Формальное" лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

     Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

     Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Информация о работе Лидерство в малой группе