Лидерство как социально-психологический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Лидерство – это влияние на других людей с целью выполнения намеченной цели. Лидер обладает набором устойчивых качеств, с помощью которых он оказывает влияние на последователей (ведомых).
Лидерство и становление лидера как социальный и психологический феномен получает освещение с различных дисциплинарных позиций. Цель работы охарактеризовать феномен лидерства с точки зрения социологии и психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Лидерство в управлении
1.1. Понятие, сущность и стили лидерства……………………………………5 1.2. Основные теории лидерства………………………………………………..10
1.3. Типологии лидерства по Д. Варне…………………………………………18
Глава 2. Лидерские качества руководителя как основной эффект управления командой.
2.1. Социально-психологический характер лидера……..….……………….....22
2.2. Оценка лидерских качеств руководителя работниками закрытой организации ФКУ ИК№6 (Федеральное казённое учреждение Исправительная колония № 6)….……….……………..……………………….24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Лидерство как социально-психологический феномен.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Ф. Редл полагал, что все групповые процессы происходят вокруг девяти типов личности, это патриарх, лидер, тира, объект любви, объект агрессии, организатор, искуситель, герой и пример для подражания (может быть позитивным и негативным).

Р. Хилл, В. Белл и С. Миллз в своей типологии влияния рассматривали четыре типа лидеров: «формальный» (на официальных постах), «известный» (считается влиятельным в обществе), «влиятельный» (действительно оказывающий влияние), «общественный» (активно участвующий в самодеятельных организациях и жизни общества).

М. Конвей наблюдал за толпой и её лидерами и выделил три основные лидерские роли. Во-первых, это «вожак толпы» (стремящийся контролировать толпу, находящуюся как бы под гипнозом, и вести ее за собой по избранной им дороге). Во-вторых, это «представитель толпы» (выражает мнения народа). В-третьих, «толкователь мнений» (стремится донести скрытые страхи и переживания толпы).17

Все эти попытки создания типологий и выделения типов лидеров были подготовительной работой. Эти исследователи лишь подготовили почву для более масштабных обобщений.

За основу исследования типологий  лидерства нами были взяты труды  Д. Варне. В своей типологии лидерства Д. Варне рассматривал взаимоотношения лидеров и ведомых, людей с разным властным потенциалом и разной мотивацией. Он выделял два типа их взаимодействия и два типа лидерства: «трансформационное» и «трансдейственное».

«Трансформационное лидерство − индивиды в процессе общения способны мотивировать друг друга и тем самым подниматься на новый более высокий уровень. Это отражается на поведении лидера и ведомых, можно назвать это динамичным лидерством, в процессе которого лидер формирует мотивы, ценности и цели группы. Происходит обратная связь, ведомые начинают действовать активнее и эффективнее. Лидеры в данном случае, осуществляют образовательную функцию, воздействуя на подчиненных.

Независимо от разных интересов, характеров и начальной  цели – индивиды объединяются ради достижения главной, общей цели. Её реализация обычно требует пересмотра приоритетов и лидера и ведомых.

Д. Варне выделял следующие виды трансформационного лидерства:

1. Интеллектуальное лидерство  – мозговой штурм, это как  ответ на жизненные потребности  общества. Ускорителем, который конвертирует  эти нужды в интеллектуальные  идеалы, является конфликт.

2. Реформаторское лидерство  – это трансформационное по духу и «трансдейственное» по процессу и результату. Типичные реформаторы принимают существующие структуры и делают на них упор. Это ведёт к компромиссному реформированию уже существующих институтов. В итоге, многие коренные изменения совершаются политиками, амбиции которых преграждаются реформами.

3. Революционное лидерство  – это сильное чувство призвания,  обращение к массам, представление идеального переустройства существующего общества уже с сильными лидерами, драматический конфликт, «чёрно-белое» видение мира.18

 «Трансдейственное лидерство» это когда человек инициативно общается с другими людьми с целью обмена ценностями и информацией. Такие отношения похожи на сделку. Отношения прекращаются после того, когда обе стороны добились своих целей — лидера и ведомых не объединяют высокие идеалы.

Д. Варне рассматривал несколько типов такого лидерства.

1. Лидерство мнений. Цели — это привлечение мнений с помощью обращения к гражданам.

2. Групповое лидерство – осуществляется во взаимных интересах лидера и группы. Лидер помогает группе самореализоваться, найти свои ценности и идеалы, помогает понять стремления в жизни, он становиться авторитетом, но не пытается командовать, он пытается сотрудничать.

3. Партийное лидерство. Лидер стремится мобилизовать все возможные ресурсы для удовлетворения требований ведомых. Такое лидерство является «трансдейственным», но в нем присутствует и серьезный «трансформационный» потенциал.

4. Законодательное лидерство. Лидер, благодаря своим особым качествам, является законодателем правил и ориентиром для всей системы, в которую он включен.19 Д. М. Варне выделил несколько ролей внутри «законодательного» типа лидерства. Он назвал эти роли — «чистыми». Каждый политик может исполнять несколько таких ролей одновременно:

• идеолог — акцентирует  внимание и выдвигает только те предложения, в которых уверен и которые  будут широко поддержаны конкретным меньшинством избирателей;

• трибун — выступает  в качестве представителя и «связующего звена» между действиями государства и ожиданиями граждан. Они являются защитниками интересов своего общества;

• карьерист — это  человек, ищущий полную профессиональную самореализацию, и стремящийся получить максимально высокую моральную и материальную оценку своей профессиональной деятельности.20

5. Исполнительное лидерство - не имеет надежной поддержки, зависит только от личности лидера и бюрократических ресурсов. Партийные лидеры могут привлечь широкую поддержку и активизировать политические настроения в свою пользу, а парламентские лидеры могут опереться только на парламент и свои округа. В арсенале лидеров такого типа — обращение к общественному мнению, активизация и направление в нужное русло. Исполнительное лидерство очень эффективно в кризисных ситуациях: оно продуктивно при краткосрочных целях.21

Из всего выше сказанного, Д. Варне  рассматривал лидерство как взаимоотношения  лидера и ведомых. Трансформационное  лидерство он рассматривает как  взаимосвязь между лидером и  ведомыми. В процессе этой взаимосвязи происходит мотивация обеих сторон. Трансдейственное лидерство это своего рода сделка, стороны ведут общение для извлечения своей выгоды, после чего отношения заканчиваются.

 

Глава 2. Лидерские качества руководителя как основной эффект управления командой.

2.1. Социально-психологический характер лидера.

Исследователей при анализе феномена лидерства привлекали именно качества личности. Установлено, что на успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу.

На основе анализа различных  подходов мы выявили основные качества лидера.

1. Прежде всего, это личное  желание занять высокий пост, которое есть далеко не у  всех, так как нужно быть готовым взять на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность и риск.

2. Жить лидерам не просто, так как на своем пути они встречают много трудностей, главные из которых — руководство подчиненными, планирование деятельности фирмы и увольнение сотрудников. Так же нужно выделить проблему распоряжения своим временем и улаживание конфликтов.

3. Подчиненные ценят руководителя, который берёт на себя ответственность, смело принимает решения, честно признающего ошибки. Росту авторитета также способствует терпимость к слабостям подчинённых.

4. Завоевать авторитет трудно, а потерять – легко. Главной причиной потери авторитета является бездеятельность. Ошибки практически не влияют на авторитет, так как от них ни кто не застрахован и их не сложно исправить.

5. К личным качествам руководителя обычно относят честность, порядочность, соблюдение этических норм, справедливость по отношению к другим людям. Лидер должен понимать своих последователей, уважать их мнения, видеть в них личности, стремится не к доминированию, а к сотрудничеству.

6. Лидер должен принципиально отстаивать своё мнение и пытаться убедить всех в своей правоте.

7. Руководитель должен быть эмоционально сильным человеком, что бы переносить все стрессовые ситуации с достоинством.

8. При принятии важных управленческих решений от менеджера требуется не только квалификация, но и эмоциональная зрелость. То есть он должен уметь идти навстречу острым ситуациям, успешно с ними справляться и достойно выдерживать поражение.

9. Лидер современности должен видеть свои недостатки, бороться с ними или же уметь их скрывать.

10. Современный руководитель отличается пониманием целей своей фирмы, умеет видеть проблемы и выделять в них наиболее существенные стороны, быть готовым к новизне и изменениям.

11. Руководитель должен быть высоко образованной личностью. Но для истинного лидера также очень важны: творчество и харизма.

12. Умение находить информацию, схватывать всё на лету, умение видеть главное, замечать мелкие детали (которые обычно больше всего важны) – всё это выражение творчества и харизмы.

Объединив все эти  качества можно сказать, что лидерство  это очень сложный процесс  общения. Лидер должен обладать исключительной выдержкой, так как руководить большой группой людей не так то просто, у каждого из них свои интересы, ценности и логика. А лидер должен связать всех в единое целое. Быть лидером, значит взять на себя огромную ответственность, даже люди, обладающие всеми нужными качествами не всегда готовы на это.

2.2. Оценка лидерских  качеств руководителя работниками

(Федеральное казённое учреждение Исправительная колония № 6)

Отношения лидера и его  коллектива — важный аспект лидерской  организации власти. Для лидера очень большое значение имеет то, что о нём думают его подчинённые. Ведь если они выполняют его поручения, это ещё не значит, что он обладает авторитетом у последователей.

Нами рассмотрены взгляды коллектива к лидерским качествам начальства на примере закрытой организации ФКУ ИК-6 (Федеральное казённое учреждение Исправительная колония № 6). Так как эта организация является закрытой, мы не имеем права называть имена, рассмотренные в исследовании.

Я провела небольшое  интервью с сотрудником отдела по воспитательной работе. В нём служащий описал качества присущие его непосредственному начальнику.

Вопрос. Вас устраивает ваш руководитель как человек?

Ответ. Вполне. Он хороший человек, воспитанный. У него крепкая семья, хорошие отношения с коллективом вне работы.

Вопрос. Значит, ваше общение продолжается и за пределами работы, например где? Вы просто собираетесь, или у вас проводятся какие-то коллективные мероприятия?

Ответ. Да, мы общаемся и за пределами работы. Часто мы просто компанией ходим отдыхать в кафе, но есть и официальные коллективные мероприятия. Мы выезжаем на природу, у нас проводятся конкурсы. Так же мы коллективно, но очень редко, посещаем сплочающие коллектив тренинги, обычно один раз в два года.

Вопрос. Вас устраивает политика вашего руководства?

Ответ. Да. Наш начальник строгий на работе, но справедливый.

Вопрос. Опишите и обоснуйте профессиональные качества вашего руководителя.

Ответ. 1. Способность применять прошлый опыт; начальник не нуждается в обилии информации, он, обладая своими знаниями, интуитивно понимает, как поступить в конкретной ситуации.

2. Умеет одновременно решать сразу несколько проблем (делать несколько дел одновременно).

3. Ему не страшна неизвестность. Отсутствие, какой то информации не мешает его деятельности.

4. Он схватывает суть дела на лету, сразу отделяя существенные стороны ситуации от несущественных.

5. Он всегда доделывает до конца задуманное, даже если это не нравится его подчинённым. Он всегда доверяет свой интуиции и не боится несогласия с ним других.

6. Он умеет сотрудничать. Скрывать свою враждебность (агрессивность) к человеку ему не приятному, что бы не мешать работе.

7. Руководитель положительно относиться к нашим предложениям, новым идеям, прислушивается к нашему мнению.

8. Руководитель имеет ясные цели и твёрдые убеждения.

9. Имеет чувство юмора. Ошибившись – признает свою ошибку, может, посмеётся и пойдёт дальше.

10. Он адекватно относится к своей личности, знает чего хочет, к чему стремится.

Итак, являясь менеджером можно не быть лидером. Но всё же быть менеджером значит управлять людьми, а без определённых качеств и умений этого не добиться. Основные черты, которыми обладает лидер – это интеллект, харизма и коммуникабельность, поэтому лидеры умеют располагать к себе людей, влиять на них и формировать их действия. Руководитель должен сплочать коллектив, давать ему понять, что они для него не просто машины труда, а люди. Лидер должен прислушиваться к мнению своего коллектива, что бы принять верное решение, которое устроит большинство.

Заключение

 

Лидерство – это влияние на других людей с целью контроля и достижения определённой цели. Человек живёт  в мире и является частью социума. В одной группе он является лидером, а в другой, может быть ведомым. Это зависит от степени заинтересованности в определённой деятельности, от личных способностей и от коллектива. От коллектива зависят и стиль деятельности лидера.

Информация о работе Лидерство как социально-психологический феномен