Лидерство и теории лидерства.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Работа содержит 1 файл

КР по психологии.docx

— 73.82 Кб (Скачать)

  Конечно, в реальной жизни грани между  этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и  нейтральным лидерством.

  Конструктивное  лидерство, как уже отмечалось, —  один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности. 

. Общепринятые теории  лидерства.

Теория  лидерских черт. Какие особенности или черты делают человека лидером? Ранние теории лидерских черт, восходящие ещё к Древней Греции и Риму, утверждали что, индивид рождается либо с качествами, необходимыми для лидера, либо без них. Считается, что знаменитые исторические личности имели естественные способности подняться над любой ситуацией и стать лидером.

Со временем под  влиянием бихевиористской школы, исследователи  согласились с тем фактом, что  лидерские качества могут быть не только врожденными, но и приобретенными в результате научения или жизненно опыта. Внимание переключилось на поиск  универсальных качеств, присущих лидерам. В результате исследований оказалось, что единственной постоянной характеристикой  оказался интеллект.

В целом не удалось  обнаружить общие для лидеров  черты и доже понять какие из качеств  важнее. Теория лидерских черт , как  и концепция черт личности, привела  к прогрессу в описание феномена лидерства. Этот подход существует до сих пор, но теперь основное внимание уделяется не личным качествам, а  навыкам связанным с работой.

Групповая теория лидерства. Групповые теории лидерства основываются на идеях социальной психологии, в частности на классической теории обмена. Для достижения групповых целей должен существовать положительный обмен между лидером и его последователями.

Теории обмена предполагают, что члены группы вносят определённый вклад за свой счёт, а получают выгоды за счёт всех группы или других её членов. Взаимодействие продолжается потому, что члены группы находят социальный обмен взаимно полезным.

Лидерство - это процесс  обмена между лидером и последователями.

Ситуационная  теория лидерства. Эта модель охватывает стиль лидерства в благоприятной ситуации. Ситуация благоприятна для лидера если высоки следующие показатели:

- взаимодействие между  лидером и членами группы;

- степень структурирования  задачи;

- позиционная власть  лидера, определяемая его формальными  полномочиями.

В очень благоприятных  условиях, когда у лидера есть власть, неформальная поддержка и достаточно чётко определённая задача, группа готова быть ведомой и ожидает  распоряжений. В крайне не благоприятной  ситуации лидер, принимающий неправильные решения оказывается в лучшем положении, чем лидер, вообще не принимающий  решений.

Теория  лидерства «путь - цель». Эта теория является широко признанной теорией которая развивалась в рамках концепции теории ожидания. Она пытается объяснить влияние, которое оказывает поведение лидера на мотивацию его подчиненных, их удовлетворённость и деятельность

Существует четыре основных типа лидерства:

1. Директивное лидерство.  Этот стиль похож на авторитарный. Подчинённые точно знает, чего  от них ждут, и лидер даёт  чёткие указания. Подчинённые не  принимают участия в принятии  решений. 

2. Поддерживающее  лидерство. Лидер дружелюбен и  доступен, выказывает подлинную  заботу о подчиненных.

3. Лидерство, основанное  на вовлечении подчинённых в  принятие решений. Лидер просит  у подчинённых совета и учитывает  их, однако решение принимает  сам.

4. Лидерство, ориентированное  на достижения. Лидер ставит перед  подчиненными сложные задачи  и демонстрирует уверенность,  что они смогут их разрешить  и сработать эффективно.

Поведение лидера будет  приемлемо для подчиненных при  условии, что подчиненные рассматривают  такое поведение как непосредственный источник удовлетворения или как  инструмент для будущего удовлетворения.

Теории  харизматического лидера. Это возврат к старому пониманию лидера как человека, который силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих подчинённых, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии. К ситуациям благоприятным для появления харизматического лидерства, относятся кризисы, требующие серьёзных изменений, и глубокое недовольство подчинённых положением дел в организации.

Теория  преобразующего лидерства. Определение харизматических характеристик лидеров может оказаться особенно важным в условиях преобразования традиционных способов реализации лидерства в организации для адаптации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений стал объектом изучения харизматического лидерства. Преобразующим лидерам присущи следующие качества:

- Они считают себя  носителями перемен;

- Они обладают смелостью  и мужеством;

- Они верят в  людей;

- Ими движут фундаментальные  ценности;

- Они всю жизнь  учатся;

-Они способны справиться  со сложностями, неопределённостью  и двусмысленностью;

- Они обладают видением  перспективы.

Теории  социального научения. Теория социального научения позволила сформулировать общую концептуальную основу для описания организационного поведения, она может помочь в создании непрерывного взаимодействия между лидером, окружением и поведением.

В данном случае подчиненные  играют активную роль и вмести с  лидером концентрирует внимание на своем поведении и поведении  других, на факторах окружающей среды  и своих опосредующих суждениях. Можно привести следующие примеры  такого подхода:

- Лидер знакомится  с макро- и микропеременными, контролирующими  его поведение.

- Лидер и подчинённые  ищут индивидуальные факторы,  регулирующие поведение подчиненных;

- Лидер и подчиненные  совместно пытаются найти способы  управления индивидуальным поведением  для получения взаимно подкрепляющих  и полезных для организации  результатов.

При таком подходе  лидер и подчинённые связаны  регулируемыми отношениями, основанными  на взаимодействии, и сознательно  стараются изменить поведение друг друга, предоставляя и принимая желаемое вознаграждение.

Заменители  лидерства. Вследствие неудовлетворённости развитием теории лидерства и исследований, объясняющих и прогнозирующих влияние поведения лидера на результаты деятельности, была подвергнута сомнению и значимость лидерства как такового. Существует понятие, что существуют так называемые заменители лидерства, которые делают лидера не просто не нужным, но даже лишним, а также нейтрализаторы, которые не позволяют лидеру использовать определённые формы поведения или нейтрализуют его. Такими заменителями и нейтрализаторами могут стать подчинённые. Опыт, способности и тренированность подчинённого могут служить заменой для инструментального лидерства. Подчиненные которые не особенно заинтересованы в организационных поощрениях, будут нейтрализовывать попытки как поддерживающего, так и инструментального лидерства.

Профессионалы отличаются от не профессионалов тем, что для  них внутреннее удовлетворение целями и значимостью работы служит своего рода организационным поощрениям и  является надёжным заменителем поддержки  со стороны лидера.

В целом понятие  заменителя позволяет взглянуть  на лидерство в более точной перспективе  и объясняет относительно невысокую  результативность исследований по этой теме. В частности, ситуация в которой  находится лидер, может заменить или нейтрализовать его поведение  при воздействии на поведение  подчинённых и их удовлетворение. Не все находятся под контролем  лидеров, лидеры не обладают мистической  властью над людьми. Определенную роль играет ситуация. В тоже время  лидеры оказывают воздействие на ситуацию.

Теории  «героев» и «теории  черт»

Теории данной группы -- из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических  черт и особенностей детерминирована  социокультурными обстоятельствами.

Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные  черты»: «властное высказывание»  в устах, «понимание в сердце», но «язык его -- усыпальница справедливости».

Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних  греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл).

Перечни таких или  похожих качеств встречаются  в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз  менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут  множиться и списки «героических»  черт.

В XX веке известные представители «героической» теории (Т.Карлайл, Е.Дженнингс, Дж.Дауд и др) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс».

Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов

Ю Во-первых, к таким  факторам относились его «способности» -- умственные, вербальные и т. д.

Ю Во-вторых, «достижения» -- образование и физическое развитие.

Ю В-третьих, «ответственность» -- зависимость, инициатива, упорство, желание, т.д.

Ю В-четвертых, «участие» -- активность, кооперация и т.д.

Ю В-пятых, «статус» -- социально-экономическое положение, популярность.

Ю В-шестых, важными  признавались «ситуативные черты» личности.

Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:

· сильное стремление к ответственности и завершению дела;

· энергия и упорство в достижении цели, рискованность  и оригинальность в решении проблем;

· инициативность;

· самоуверенность;

· способность влиять на поведение окружающих, структурировать  социальные взаимоотношения;

· желание принять  на себя все последствия действий и решений;

· способность противостоять  фрустрации и распаду группы.

Можно по-разному относиться к подобным взглядам. Однако обратим  внимание на любопытные результаты, которые  принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное  в прикладных целях по заказу госдепартамента  США в 1979 году. Оно показало, что  наиболее важные черты современного политического лидера:

· неформализованные  организаторские навыки,

· избегание бюрократических  подходов,

· терпимость к фрустрации,

· прямота суждений,

· способность выслушать  чужое мнение,

· энергичность,

· ресурс роста и

· юмор.

В разработку «теории черт» внес свой вклад М.Вебер. Он считал: «три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер... Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер» (26,690-691).

При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны  в научном отношении. Они позволяют  красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в  его суть. Несмотря на общее признание  этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых  лидерских качеств. В определенной мере, это инерция прежних, описательных подходов. Научное изучение феномена лидерства пошло дальше.

Информация о работе Лидерство и теории лидерства.