Лидерство и теории лидерства.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

Работа содержит 1 файл

КР по психологии.docx

— 73.82 Кб (Скачать)

                             Введение

  Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся  простоту этого понятия, в современной  науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство  характеризуется неоднозначно.

  Лидерство отличается от руководства, которое  предполагает достаточно жесткую и  формализованную систему отношений  господства – подчинения. Лидер  – это символ общности и образец  поведения группы. Он выдвигается, как  правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.

  Людей, имеющих власть в организации, можно  разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и  формальный лидер. Формальный лидер  имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший  шанс на успех.

  Анализ  природы лидерства показывает, что  оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять  лидеры. Более детально природу лидерства  раскрывают его различные теории.

  Теория  черт объясняет феномен лидерства  выдающимися качествами человека, такими как ум, воля, целеустремленность, организаторские  способности, компетентность и др. Согласно концепциям харизматического лидерства  последователи испытывают вдохновение  от лидера и стремятся во всем ему  подражать. В факторно-аналитической  теории вводится понятие целей и  задач, связанных с конкретной ситуацией, которые формируют стиль поведения  лидера. Разработчики ситуационной теории исходили из того, что конкретные обстоятельства определяют отбор лидера и детерминируют  его поведение. Теория конституентов  признает роль последователей решающей в феномене лидерства. Психологические  теории описывают, как внутренние побуждения человека к занятию руководящих  позиций влияют на становление, характер и направленность лидера.

  Значимость  лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

  Важная  роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной  культуры лидер выполняет различные  функции.

  Эффективность лидерства непосредственно связана  со способностью лидеров руководить организационной и межличностной  коммуникацией, воздействуя на ее характер.

  Роль  лидера в управлении персоналом определяется его усилиями по отбору достойных  претендентов на членство в рабочей  группе, он должен направлять групповую  энергию на решение организационных  целей. Лидерство также находит  выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его  способностях управлять социальными  конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно  повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера  конфликта и особенностей его  участников лидер, старающийся управлять  конфликтом. Может выбирать роль посредника или судьи.

  Стратегия развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями  лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать  и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной  деятельности организации.

  Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений  состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений. 

Понятие лидерства.

Лидерство - это процесс  влияния на индивидуумов или групп  лиц для достижения поставленных целей. Лидерство является важнейшим  фактором в системе управления организационным  управлением. Лидерство представляет собой исторически сложившуюся  социальную потребность людей в  организации их совместной деятельности.

Лидер - это лицо, которое  может оказывать реальное влияние  на поведение работников. Формальный руководитель не всегда является лидером. На выдвижение лидера оказывают влияние  объективные и субъективные факторы.

Наиболее важные функции  лидера включают: определение целей  и средств их достижения, координацию  действий членов группы, планирование их совместной работы поощрение и  наказание, информационную, контролирующую, представительскую функцию и  др.

Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в  организации должности называется формальным лидерством. Однако в своём  влиянии на людей официальный  руководитель не может полагаться только на занимаемую должность и связанные  с ней полномочия. Процесс влияния  на основе авторитета, доверия, уважения, способностей или других ресурсов, необходимых людям, получил название неформального лидерства. Идеальным  для менеджмента является гармоничное  сочетание обеих основ лидерства.

Стиль лидерства - это  совокупность характерных приёмов  и методов, используемых руководителем  для оказания влияния на подчинённых  в процессе управления. Стиль включает степень делегирование руководителем  полномочий своим подчинённым, используемый тип власти, методы работы с внешней  средой, способы влияния на персонал и манеру поведения. (1. стр.114).

Невзирая на то что  лидерству уделялось много внимания и все признавали важность этой темы, оно во многом по-прежнему является «черным ящиком», или необъяснимым понятием. Известно, что лидерство  существует и оказывает огромное влияние на человеческое поведение, но его внутренние механизмы и  конкретные параметры не получили точного  выражения.

Есть несколько  определённых теоретических положений, касающихся лидерства. Первое стоит  на том, что лидерами не становятся, а рождаются. Это так называемая теория «великой личности», утверждающая, что некоторые индивиды рождаются  с определёнными чертами, позволяющие  им стать лидерами, независимо от ситуации и исторического периода. Этот взгляд вылился в то, что получило название теории лидерских черт. Теория черт в основном связана с выяснением личностных особенностей лидера. 
 
 
 
 
 
 

  Теория лидерских  качеств

Теория  лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор до'статочно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять ихи использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении  были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф  Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать  все ранее выявленные лидерские  качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют  лидера [17]:

• ум или  интеллектуальные способности;

• господство или преобладание над другими;

• уверенность  в себе;

• активность и энергичность;

• знание дела.

Однако эти  пять качеств не объясняли появление  лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование [13]. Среди семи личностных качеств  лидера, которые он выявил, ум являлся  лучшим предсказателем того, что его  обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный результат был  получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

• управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации  для создания среды, в которой  люди почувствуют значимость и возможность  познания того, что они делают, а  также то, что они часть этого  общего дела. Создаваемая таким образом  организационная среда должна вселять  в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные деловые (табл. 11.2).

Таблица 11.2.

Лидерские качества, наиболее часто встр

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
• Ум и логика • Инициативность • Умение заручаться

поддержкой

• Рассудительность • Гибкость • Умение кооперироваться
• Проницательность • Бдительность • Умение завоевывать 

популярность  и престиж 

• Оригинальность • Созидательность

и творчество

• Такт и дипломатичность
• Концептуальность • Честность • Умение брать  на себя

риск и ответственность 

• Образованность • Личностная целостность • Умение организовывать
• Знание дела • Смелость • Умение убеждать
• Речевая развитость • Самоуверенность • Умение менять себя
• Любопытство и познавательность • Уравновешенность • Умение быть надежным
• Интуитивность • Независимость 

• Самостоятельность 

• Амбициозность 

• Потребность  в достижениях 

• Настойчивость  и упорство

• Энергичность

• Властность

• Работоспособность 

• Агрессивность 

• Стремление к  превосходству 

• Обязательность

• Участливость

• Умение шутить и понимать юмор

• Умение разбираться  в людях 

ечающиеся у успешных лидеров

К физиологическим  относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние  здоровья. Конечно, в какой-то степени  может существовать связь между  наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти  до размеров очень влиятельных фигур  мировой истории. Те, кто еще верит  в приоритет физиологических  качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование  силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются  на практике главным образом через  характер человека. Они имеют как  наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с  лидерством привело к появлению  очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой  своей связи с лидерством. Это  позволяет сделать вывод, что  дело обстоит не так просто и что  нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные  в табл. 11.2 черты характера личности при выявлении лидера в организации.

Изучение  умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и  в общем их результаты совпадают  в том, что уровень этих качеств  у лидеров выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что  успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как известно, связано с  наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень  последователей невысок, то быть для  лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные  деловые качества носят в большей  степени характер приобретенных  и развитых у лидера навыков и  умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти  качества являются определяющими для  эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидерства в  исследовательской лаборатории  или в театре.

Информация о работе Лидерство и теории лидерства.