Лидерство и его психологические характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.
Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Проблема лидерства и руководства - одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Психологические аспекты лидерства и руководства и являются темой данной работы.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Понятие лидерства..............................................................................4
2. Лидерство и его разновидности........................................................6
3. Теории происхождения лидерства...................................................11
4. Стиль лидерства.................................................................................15
Заключение.......................................................................................................19
Список использованной литературы..........................................................20

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

      В экспериментальных исследованиях  в равной мере выявляются и стиль  лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные  для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения  стиля руководства. В действительности не во всех случаях эти методики могут быть релевантными: учитывая разведение функций лидера и руководителя и характера их деятельности, необходимо видеть, в каких конкретно функциях руководитель повторяет психологический рисунок деятельности лидера, а в каких он детерминирован иными обстоятельствами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В социальной психологии существует несколько  точек зрения на природу и сущность лидерства. Одна из них - «теория черт» - обоснованно определяет лидеров по их личностным качествам. Другая - «ситуационная теория» обосновывает инициативное поведение личности потребностями сложившейся социальной ситуации.

      В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы - деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, - выделяют два основных вида лидерства - лидерство в деловой сфере и лидерство в эмоциональной сфере. Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач; на общение и взаимоотношения в группе; универсальных лидеров.

      Существует  несколько теорий «стилей лидерства» - системы приемов влияния лидера на группу. Наиболее распространенной в отечественной психологической науке является теория К. Левина, который выделяет три стиля руководства - авторитарный, демократический, попустительский.

      Лидерство и личное влияние обнаруживают наличие  у человека практически одних  и тех же качеств – уверенности, напористости, общительности, ориентации на успех, саморегуляции, работоспособности, социального интеллекта и некоторых атрибутов феминности.

      Феномен лидерства определяется взаимодействием  ряда переменных, основными из которых, являются психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа. 
 

Список  использованной литературы:

  1. Донцов  А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979г.
  2. Емельянов Ю.Н. Социально-психологическое обучение, Л., 1985г.
  3. Кон И.С. Социология личности. М., 1967г.
  4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991г.
  5. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе, М., 1985г.
  6. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972г.
  7. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984г.
  8. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971г.
  9. Петровский А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. Вопросы психологии, 1973г, № 5.
  10. Руководство и лидерство. Л., 1973.
  11. Тихомиров O.K. Психологические механизмы целеобразования. М., 1977г.

Информация о работе Лидерство и его психологические характеристики