Лидерство и его психологические характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.
Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения и взаимодействия индивидов в составе группы и становится сложным психологическим феноменом, в котором определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.
Проблема лидерства и руководства - одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Психологические аспекты лидерства и руководства и являются темой данной работы.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Понятие лидерства..............................................................................4
2. Лидерство и его разновидности........................................................6
3. Теории происхождения лидерства...................................................11
4. Стиль лидерства.................................................................................15
Заключение.......................................................................................................19
Список использованной литературы..........................................................20

Работа содержит 1 файл

работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиал  государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально  педагогический университет»

в г. Советском

Кафедра профессионально-педагогического образования 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: «Социальная  психология»

Вариант №20

«Лидерство  и его психологическаие характеристики» 
 
 
 

                                                                                               Выполнила: 

                                                                                               Студентка III курса

                                                                                               Группы Св-311 СОП

                                                                                               Шелкоплясова А.А.

                                                                                               Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Советский 2011 

Содержание: 
 

Введение.............................................................................................................3

  1. Понятие лидерства..............................................................................4
  2. Лидерство и его разновидности........................................................6
  3. Теории происхождения лидерства...................................................11
  4. Стиль лидерства.................................................................................15

Заключение.......................................................................................................19

Список  использованной литературы..........................................................20 
 

 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Каждый  член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.

      Лидерство, как один из способов дифференциации группы, возникает в результате общения  и взаимодействия индивидов в  составе группы и становится сложным  психологическим феноменом, в котором  определенным образом фокусируются и проявляются важнейшие характеристики группового развития.

      Проблема  лидерства и руководства - одна из кардинальных проблем социальной психологии. Она касается не только вопросов интеграции группы, но и психологически описывает субъекта этой интеграции. Психологические аспекты лидерства и руководства и являются темой данной работы.

      Понятие «лидер» связано с понятием «управление» и «руководства».

Лидерство определяется, во-первых, как ведущее  положение отдельного лица социальной группы, класса, партии, государства, что обусловлено более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, спортивной и т.д.), во-вторых, как процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, что обусловлено индивидуальной инициативой их членов. 
 
 
 
 

1. Понятие лидерства 

      В отличие от лидера руководитель всегда выступает посредником социального  контроля и административно-государственной  власти. Лидер - это член группы, который  добровольно взял на себя значительную меру ответственности в достижении групповых целей, нежели того требуют формальные предписания или общественные нормы. Формальный лидер назначается или выбирается, приобретая таким образом официальный статус руководителя. Неформальный лидер - это член группы, который наиболее полно в своем поведении отвечает групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижения групповых целей и проявляя при этом более высокий уровень активности в сравнении с другими членами группы.

      В отечественной социальной психологии определены отличия в содержании понятий «лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин отмечает такие отличия:

      - лидер призван осуществлять преимущественно  регуляцию межличностных отношений  в группе, а руководитель осуществляет  регуляцию официальных отношений;

      - лидерство возникает при условиях  микросреды, руководство же - элемент  макросреды, оно связано со всей  системой общественных отношений;

      - лидерство возникает стихийно, руководитель  или назначается, или выбирается;

      - явление лидерства менее стабильно, зависит от настроения группы, руководство - более стабильно;

      - руководство подчиненными в сравнении  с лидерством имеет определенную  систему санкций;

      - процесс принятия решения руководителем  более сложный и опосредован  обстоятельствами, которые не обязательно имеют истоки в данной группе, лидер принимает непосредственные решения, относящиеся к групповой деятельности;

      - сфера деятельности лидера - по  большей части - малая группа, где он является лидером; сфера  деятельности руководителя более  широкая, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

      Однако  лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно - они должны стимулировать  группу, нацеливать ее на решение определенных задач. В психологической характеристики их деятельности имеется и много общих черт. Однако при этом, лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство в большинстве своем является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Лидерство и его  разновидности. 

      Следующей важной проблемой, пересекающейся с  проблемой личного влияния, является феномен лидерства. По мнению Р.Хогана, Г.Керфи и Д.Хогана, лидерство – это убеждение, а не господство; люди, которые могут требовать от других выполнения своих приказов только потому, что они обладают властью, - не лидеры. Лидер – это тот человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы.

      Самое  короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других». Стало быть, любой человек, влияющий на других, может стать лидером, и каждый член группы имеет лидерский потенциал.

      Из  всего многообразия исследований, посвященных  теме лидерства (более 7000 книг, статей и презентаций), нас привлекают три  направления, изучающие такие феномены как:

  • внезапное лидерство;
  • негласное лидерство;
  • харизматическое лидерство.

      «Внезапное  лидерство» обычно проявляется в ситуации, когда группа ищет лидера. Р.Стогдил проводил исследование личностных качеств и внезапного лидерства в ряде неструктурированных групп. Определяя факторы, способствующие восприятию какого-либо человека как лидера при отсутствии информации об его эффективности, он пришел к заключению, что к понятию внезапного лидерства, несомненно, относятся следующие показатели: доминантность, экстраверсия, честолюбие или достижение цели, ответственность, честность, уверенность, настроение и эмоциональный контроль, дипломатичность и согласованность действий.

      На  сегодняшний день обнаружено, что  с внезапным лидерством связаны  такие черты, как доминантность, способность завоевать престиж, общительность, самопрезентация, самоприемлемость, достижение через независимость, эмпатия, а также способность контролировать свое экспрессивное поведение и самомониторинг.

      Вторая  линия исследования, называемая теорией  негласного лидерства, также касается того, как мы оцениваем потенциального лидера из случайных людей. Согласно этой теории, человек выглядит как лидер в той степени, в какой его характеристики (интеллект, ценности или личностные качества) соответствуют заранее составленному мнению общественности о том, каким должен быть лидер. Обычно мы обобщаем свои представления о лидерстве и используем эти представления для оценки потенциального лидера из случайных людей.  Проблема заключается в том, что человек, кажущийся лидером, может на самом деле не иметь качеств, нужных для того, чтобы сформировать команду с высокой производительностью труда и управлять ею. Если осуществлять поиск кандидатов не на основе установленных принципов отбора персонала, возрастает вероятность избрать некомпетентного лидера.

      К исследованиям, прослеживающим связь  между личностными качествами лидера и производительностью труда  команды, относится третье направление, рассматривающее харизматическое  лидерство. Харизматический лидер – это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным, его точку зрения другие люди находят неоспоримой, он способен собрать группу людей, которые разделяют эту точку зрения, и посредством взаимоотношений с командой развивается вместе с ее членами.

      Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические, их отличает большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, им присущи некоторые атрибуты фемининности и заботливость, а также потребность в переменах.

      Еще одна категория исследований определяет эффективность лидера через противоположный  конец континуума – людей, чьи  карьеры под угрозой или уже  потерпели крах. Исследования, касающиеся управленческой некомпетентности, связанной  с крахом карьеры, позволили сделать вывод, что многие умные, честолюбивые и квалифицированные руководители терпят крах только потому, что их воспринимают как надменных, мстительных, не заслуживающих доверия, самолюбивых, сверхэмоциональных, принуждающих, сверхконтролирующих, бесчувственных, слишком агрессивных, отчужденных от коллектива, чрезмерно честолюбивых. При этом психологи отмечают, что краткосрочные тренинги не помогают в исправлении негативных качеств. Только в более интенсивном и длительном (до одного года) тренинге можно достичь необходимых изменений. При этом менее стабильные свойства будут поддаваться изменению легче, чем более устойчивые характеристики (в частности связанные с темпераментом). Мотив власти, например, не является совершенно стабильным свойством.

      Наоборот, мотивация власти лидера может колебаться от момента к моменту в соответствии с обстоятельствами. Она может быть как переменчивым состоянием, так и устойчивой чертой. В отношении интеллекта и морали существует традиционное мнение, что интеллект имеет линейную корреляцию с лидерством, а мораль – U-образную зависимость.

      Историометрические  исследования открыли немало критериев  для предсказания лидерства. Благодаря  изучению биографий президентов  США был обнаружен мультикритерий, состоящий из мотивов или  потребностей кандидатов в президенты:

  • мотив власти;
  • мотив достижения;
  • мотив аффилиации.

      Сочетания этих мотивов представляют собой  различные личностно-мотивационные  профили (различные типы мотивационной  структуры) политического лидера, которые  могут успешно предсказывать лидерское поведение политиков где угодно в мире. За каждым из этих мотивов стоят другие, коррелирующие с ним личностные свойства. Так, с потребностью во власти тесно связаны такие черты, как доминирование в межличностных отношениях, макиавеллизм (стремление манипулировать людьми), убедительность, потребность в достижении. Потребность в достижении имеет отношение к мастерству, манипулированию, организации физического и социального окружения, преодолению препятствий, установлению высоких стандартов работы, соревнованию, победе над кем-либо. Потребность в аффилиации подразумевает дружественные, социабельные отношения с другими людьми. Подобная широкая трактовка трех личностных мотивов соответствует и портрету лидера в целом.

Информация о работе Лидерство и его психологические характеристики