Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:23, дипломная работа
Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из
актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте
рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой
деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым
внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые
копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М.
Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г.
Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)
Введение……………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема пожилого возраста в отечественной и зарубежной
психологии.
§1. Геронтология в системе наук о человеке…………………5
§2. Типология старости………………………………………...8
§3. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом
возрасте…………………………………………………….13
§4. Психологические факторы старения……………………..18з
§5. Выход на пенсию как психологическая проблема……….21
Глава II. Организация и методы исследования………………...26
Глава III. Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в
посттрудовой период.
§1. Особенности адаптации в пожилом возрасте…………….33
§2. Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации
в посттрудовой период
2.1. Особенности самосознания пожилых людей…………...34
2.2. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности
пожилых людей…………………………………………….43
2.3. Особенности эмоциональной сферы пожилых людей…..49
Выводы и рекомендации……………………………………………52
Заключение……………………………………………………………59
подсчета среднего арифметического и стандартного отклонения.
2) Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности
применялась - Методика незаконченных предложений. (На основе методики Дж.
Нюттена) (53)
Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
1. Я надеюсь …
2. В будущем мае жизнь …
3. То, к чему я стремился в юности…
4. Оглядываясь на свою жизнь, я думаю, что…
5. Лучший период в моей жизни…
6. Когда я вышел на пенсию…
7. Моя жизнь до выхода на пенсию…
8. Я бы хотел, чтобы родственники…
9. Я буду очень рад, если…
10. Старость для меня – это…
11. Я намериваюсь…
Данные предложения могут быть разделены на группы, характеризующие в
той или иной степени систему отношений обследуемого к будущему, к прошлому,
к выходу на пенсию, к старости, к родственникам.
Для каждой группы предложений выводиться характеристика, определяющая
данную систему отношений как:
- положительную
- отрицательную
- безразличную
Для изучения мотива аффилизации использовалась шкала «Принятие других»
методики СПА.
По данной шкале подсчитывается показатель «Принятия других» по
формуле:
[pic]
a – принятие других
б – непринятие других
Выделяется 3 уровня данного показателя на основе подсчета среднего
арифметического и стандартного отклонения:
- высокий
- средний
- низкий
4) При исследовании эмоциональной сферы личности применялись следующие
методы:
1. Шкала «Эмоциональный комфорт» опростника К. Роджерса и Р. Даймонда.
Подсчитывался показатель «эмоциональный комфорт», который включал в себя
результаты по двум шкалам:
- эмоциональный комфорт
- эмоциональный дискомфорт
На основе анализа данного показателя выделяется 3 степени эмоционального
комфорта:
- высокая
- средняя
- низкая
2. Методика незаконченных предложений (вариант методики Дж. Нюттена)
Испытуемым предлагалось закончить следующие предложения:
1. Я боюсь, что…
2. Мое настроение ухудшается…
Данная группа предложений отражает особенности эмоциональной сферы.
(Испытываемые человеком страхи и опасения)
При статистической обработке полученных результатов использовались
следующие методы:
1. Метод Стьюдента (t–критерий). (46)
Этот метод используется для проверки гипотезы о достоверности разницы
средних, при анализе количественных данных в выборах с нормальным
распределением.
[pic]
где x1 и x2 – средние арифметические значения переменных в группах 1 и 2,
S? – стандартная ошибка разности.
Если n1= n2 , то [pic]где n1 и n2 - число элементов в первой и во второй
выборках, ?1 и ?2 – стандартные отклонения для первой и второй выборки.
Если n1? n2 то [pic]
Уровень значительности определяется по специальной таблице.
3. Критерий ?* - угловое преобразование Фишера. (45)
Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными
долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас признак.
Эмпирическое значение ?* подсчитывается по формуле:
?*=( ?1- ?2) . [pic], где
?1 – угол, соответствующий большой процентной доле.
?2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле.
n1 – количество наблюдений в выборке 1
n2 – количество наблюдений в выборке 2
Уровень значительности ?* эмпирического значения определяется по
специальной таблице. Чем больше величина ?*, тем более вероятно, что
различия достоверны.
В последствии приняли участие 62 неработающих пенсионера. Среди них 30
мужчин и 32 женщины в возрасте от 55 до 65 лет.
Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в
посттрудовой период.
§1. Особенности адаптации в пожилом возрасте.
Для изучения степени адаптации применялась методика диагностики
социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
На основе анализа интегрального показателя адаптации были выделены 3
экспериментальные группы испытуемых:
1. Пенсионеры с высоким уровнем адаптации – группа A.
Значение показателя адаптации от 66 до 72 баллов. (M=67)
2. Пенсионеры со средним уровнем адаптации – группа B.
Значение показателя адаптации от 49 до 65 баллов. (M=56,6)
3. Пенсионеры с низким уровнем адаптации – группа C.
Значение показателя адаптации от 38 до 48 баллов. (M=41,3)
Значимость различий в уровне адаптации между экспериментальными
группами проверялось с помощью t-критерия Стьюдента. Различия являются
статистически значимыми при p?0,01 между группами A и B, группами B и C,
группами A и C. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди
характеризуются разной степенью адаптации в посттрудовой период.
Большинство пожилых людей характеризуются средней степенью адаптации
(65%). Пенсионеров с высоким уровнем адаптации – 19%. Существует группа
пенсионеров с низким уровнем адаптации (16%).
Проводился анализ половых различий в уровне адаптации в посттрудовой
период. Было выявлено, что большинство женщин и мужчин, характеризуются
средним уровнем адаптации (65% и 63% соответственно) – см. таб. №1
Половые различия адаптации пенсионеров в посттрудовой период
(по группам испытуемых, %)
|Испытуемые |Экспериментальные группы
| |A (высок. уров. |B (сред. уров. ад.)|C (низк. уров.ад.) |
| |ад.) | | |
|Мужчины |20 |63 |17 |
|Женщины |19 |65 |16 |
Значимость различий определялась с помощью ?-критерия Фишера. Выявлено,
что ни в одной из экспериментальных групп различия адаптации между
мужчинами и женщинами не значимы. (Группа A–?=0,098, группа B - ?=0,161,
группа C - ?=0,106)
§2. Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации в
посттрудовой период.
2.1. Особенности самосознания испытуемых экспериментальных групп.
Группа A (высокий уровень адаптации)
Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показали, что
большинство испытуемых данной группы имеют высокий и средний уровень
самоприятия (33%). У испытуемых группы A низких показателей по школе
«Самоприятие» выявлено не было.
Таким образом, пожилые люди с высоким уровнем адаптации высоко
оценивают свою внешность, свою способность справляться с трудными
ситуациями, считают себя интересными как личность.
При исследовании половых различий выявлено, что женщины с высоким
уровнем адаптации в посттрудовой период чаще обнаруживают высокий уровень
самоприятия (83%), тогда как мужчины в равной степени высокий и средний
(50% и 50%).
Для более детального изучения представлений человека о самом себе
применялась методика «Личностный дифференциал».
Интерпретация данных, полученных с помощью ЛД, велась по 3-м факторам:
- Оценка (О)
- Сила (С)
- Активность (А)
По каждому фактору в соответствии со стандартными нормами выделяется 5
уровней:
- очень низкий (7-13 баллов)
- низкий (14-20 баллов)
- средний (21-34 балла)
- высокий (35-41 баллов)
- очень высокий (42-49 баллов)
Очень низких значений не обнаружено ни у одной группы по всем
факторам, по этому при интерпретации результатов данная категория не
исследуется.
Результаты по фактору оценки свидетельствуют об уровне самоуважения;
по фактору силы о развитии волевых сторон личности; по фактору активности
экстравертированности личности.
При анализе результатов в группе A (с высоким уровнем адаптации) не
было выявлено низких значений ни по одному фактору (оценка, сила,
активность), что корригирует с данными, полученными с помощью школы
«Самоприятие».
Анализ результатов по факторам выявил следующие особенности:
У большинства испытуемых данной группы обнаружен оптимальный уровень
самооценки по фактору силы (58% - средние значения, 17% - высокие).
Встречаются также и очень высокие значения (25%).
Это свидетельствует о том, что пожилые люди с высоким уровнем
адаптации в посттрудовой период уверены в себе, независимы, рассчитывают на
собственные силы в трудных ситуациях.
По фактору оценки в группе A значения большей части испытуемых
отнесены к оптимальному уровню (высокие значения – 50%, средние – 25%).
Встречаются также и очень высокие значения (25%). Это говорит о том, что
испытуемые принимают себя как личность, осознают себя как носители
позитивных, социально желательных характеристик.
По фактору активности наибольшее количество средних (42%) и высоких
(33%) значений. Очень высокие значения встречаются у 28% испытуемых. Данные
результаты указывают на высокую активность пожилых людей с высоким уровнем
адаптации, общительность.
При проведении статистической обработки с помощью ?-критерия Фишера
(0,05 уровень значимости) были выявлены существенные различия по факторам
силы и оценки. У испытуемых экспериментальной группы A по фактору силы
преобладают средние значения, а по фактору оценки высокие. На основании
чего можно сделать вывод, что пожилые люди с высоким уровнем адаптации выше
оценивают свои социально желательные характеристики, себе как личность, чем
свои волевые качества.
При изучении половых различий были выявлены существенные различия по
факторам силы и оценки (?-критерий. p=0,01). См. табл. 2, 3
Половые различия по фактору «Сила» ЛД (%)
| |низкое |среднее |высокое |очень |
|Значение | | | |высокое |
|Испытуемые | | | | |
|мужчины |0 |33 |17 |50 |
|женщины |0 |83 |17 |0 |
Женщины группа A в большинстве случаев обнаруживает среднее значение по
фактору «Сила» (83%), тогда как мужчины – очень высокое (50%)
Половые различия в группе A по фактору «Оценка» ЛД (%)
| |низкое |среднее |Высокое |очень |
|Значение | | | |высокое |
|Испытуемые | | | | |
|Мужчины |0 |50 |33 |17 |
|Женщины |0 |0 |67 |33 |
Большинство женщин группы A обладают высокими (67%) и очень высокими (33%)
значениями по фактору «Оценка», тогда как мужчины – средними (50%) и
высокими (33%).
Таким образом, мужчин с высоким уровнем адаптации высоко оценивают
свои волевые качества, уверенность в себе, а женщины с высоким уровнем
адаптации в посттрудовой период высоко оценивают свои социальные качества,
уровень достижений.
Для изучения локализации контроля над значительными событиями
применялась шкала «Интернальность». (53)
При анализе результатов не выявлено низких значений по данному фактору
у испытуемых группы A. В равной степени присутствую средние (50%) и высокие
значения (50%). Это свидетельствует о том, что люди с высоким уровнем
адаптации в посттрудовой период считают, что большинство важных событий в
их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими
управлять, и, таким образом, они чувствуют ответственность за эти события и
за то, как складывается жизнь в целом.
Половые различия по критерию «Интернальность» статистически не
значимы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пожилые люди с высоким
уровнем адаптации в посттрудовой период обладают оптимальным уровнем
самооценки (средним и высоким). Они принимают себя как личность, уверенны в
себе, независимы, оценивают себя как активных и общительных. Мужчины высоко
оценивают свои волевые качества, умение справляться с трудностями, а
женщины высоко оценивают свои социальные качества.
Люди данной группы склонны рассчитывать на собственные силы, умеют
управлять собой, своими поступками, считают себя ответственными за то, как
складывается их жизнь в целом.
Группа B (средний уровень адаптации)
Результаты, полученные с помощью шкалы «Самоприятие» показывает, что
большинство испытуемых данной группы имеют средний уровень самоприятия
(90%). С высоким уровнем самоприятия – 5%, с низким – 5%.
Статистически значимых половых различий не выявлено