Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:23, дипломная работа
Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из
актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте
рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой
деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым
внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые
копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М.
Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г.
Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)
Введение……………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема пожилого возраста в отечественной и зарубежной
психологии.
§1. Геронтология в системе наук о человеке…………………5
§2. Типология старости………………………………………...8
§3. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом
возрасте…………………………………………………….13
§4. Психологические факторы старения……………………..18з
§5. Выход на пенсию как психологическая проблема……….21
Глава II. Организация и методы исследования………………...26
Глава III. Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в
посттрудовой период.
§1. Особенности адаптации в пожилом возрасте…………….33
§2. Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации
в посттрудовой период
2.1. Особенности самосознания пожилых людей…………...34
2.2. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности
пожилых людей…………………………………………….43
2.3. Особенности эмоциональной сферы пожилых людей…..49
Выводы и рекомендации……………………………………………52
Заключение……………………………………………………………59
формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных
мнений многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои
способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение,
испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается
и социальная активность.(8)
Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях
оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые
пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память
и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично
потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они
действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над
обстоятельствами жизни.(7)
Отрицательная модальность субъективного отношения к себе важный фактор
не только психического, но и физического старения человека.
Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей
тест, но связана с другими неблагоприятными для них полноценного
функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря
работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных
ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он
также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую
входят представители разных поколений. ( )
Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по
степени сложности и непривычности ситуации неопределенности. Человеку
приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем
и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.
В литературе содержатся противоречивые сведения относительно
самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том,
что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают
факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка
снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие
другие (Виноградов), а по другим данным характерен высокий уровень
самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и
неадекватности по типу завышения. (Болтенко)
А.В Бороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты
исследования самооценки.(10)
При описании себя наиболее, часто упоминаемыми у мужчин являются
категории деловой сферы, женщины делают акцент главным образом на
личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера
интересов, увлечений. Часть людей констатирует общий интерес к миру, но
большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных
чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.
Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и в
частности семьи особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место
занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются
важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из
них особо акцентируются.
У престарелых в вопросе выделения ведущего элемента самооценки, как
основы регуляции поведения, ориентация идет на реальную самооценку, а не на
идеальную, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла. (10)
Наряду с общими особенностями имеют место резко выраженные
индивидуальные различия самооценки. Это является, по-видимому, следствием
общего закона геронтогенеза - закона разнообразия проявляющегося в том, что
показателем состояний, функций или свойств в этом периоде приобретают
усиливающуюся вариативность, значительно превышающую таковую в группах
людей зрелого возраста.
Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не
менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.
Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция
"интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает
снижение общих умственных способностей человека. Но современные
исследования не подтверждают эту концепцию. (56)
Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в
пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за
чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не
ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное
выполнение задания.
По мере того как доля престарелых в населении увеличивается, все более
важным становится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее
важный и существенный вопрос заключается в том, насколько морфо-
функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными
процессами, могут отражаться в психике человека, интеллектуальных
характеристиках.(37)
Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные
интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не
выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно
иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к
обучению и решению новых задач то в старости основную роль играет
способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании
накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных
способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается
творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто
сохраняют ясность ума до глубокой старости.
Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение
интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем
экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также
недостаточным образованием и некоторыми другими факторами напрямую не
связанные со старением. (56)
Важное место при изучении влияния процесса старения на психические
процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не
равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на
прошлое снижается только в глубокой старости.
Таким образом, не сводится к процессу угасания. Активное
приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает
возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его
личности.
При таком расположении проблемы старости возникает возможность и
необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не
только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания
условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического
обеспечения.
§4. Психологические фактора старения
Человек, как и все живые существа, рождается, растет и развивается,
достигает зрелости, а затем постепенно начинает увязать, стареть и умирать.
Старение и старость - нормальное естественное, физиологическое явление,
это определенный отрезок онтогенеза (1; с.9) Для этого возрастного периода,
как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства, юности, зрелости
- характерны свои особенности, своя возрастная норма.
Старение и старость не являются болезнью, патологией, хотя в этот
период происходят сложные изменения в строении и функционировании всех
систем организма.
Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему,
но вместе с тем существуют некоторые общие закономерности психического
старения человека.
Какие же изменения происходят в организме человека. Д.Ж. Курцмен
пишет, что с возрастом отмечается потеря психологической гибкости и
способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся менее податливыми,
у них пропадает охота экспериментировать в жизни. Любовь к новому,
неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности (30; с.11)
Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную
продолжительность жизни человека, потерявшего, работу на пять лет. Д.Ж
Курцмен говорит о том, что отставка или выход на пенсию нередко буквально
убивает людей.
Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных моментов
в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть
способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным
ситуациям - как к большим переменам, так и серьезным изменениям в
жизни.(17)
Исследователи данного возраста указывают и на позитивные моменты в
процессе старения.
В.С. Говоров отмечает, что старение - внутренне противоречивый
процесс. Наряду с явлением деградации угасания возникают и важные
приспособительные механизмы.
Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и
закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития.
Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения
отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом. (16; с.15)
Российский геронтолог В.В Фролькинс так же выделяет в старении два
противоречивых процесса. Первый сводиться к сокращению приспособительных
возможностей- резервов организма ограничению механизмов само регуляции,
нарушению обмена и функций организма. Другой же процесс- это мобилизация
важных приспособительных механизмов. (5; с.165) Научится, управлять
процессом старения означает, научить подавлять его первую составную часть
и стимулировать вторую.
Для того чтобы долголетие рассматривать как достижение человеческой
цивилизации, социального прогресса, необходимо людей преклонного возраста
рассматривать как особую группу, как носителей знаний и опыта, а не как
обузу, приносящие только издержки обществу. По отношению к старости и
старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как существенное
значение имеет тот факт, что старость, как и отрочество в любой культуре
обозначена не только биологическими факторами, но и в значительной мере
определяются факторами общественной природы.
Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что старость является не
статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со
специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют
негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату
общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение
физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений
функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость
приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной
работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. (42)
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии
большого количества свободного времени, возможно, свободно заниматься
любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.
Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с
необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с
изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с
собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения
прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа
поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия. (42)
Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое
было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может
побудить к перестройке субъективной картине мира (49; с.36) Для человека
является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства
беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.
Таким образом, можно говорить о большом количестве психологических и
физических факторов влияющих на процесс старения. Не существует единого,
универсального способа приспособления старости. Влияние оказывает и
личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в социальных
контактах и любимый стили жизни. Так для одних оптимальным является
совместное проживание с детьми и внуками, для других - самостоятельность,
независимость, возможность заниматься любимым делом.
§5 Выход на пенсию как психологическая проблема.
Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека,
влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни
является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматривается как
завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой,