Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из
актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте
рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой
деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым
внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые
копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М.
Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г.
Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.)

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3

Глава I. Проблема пожилого возраста в отечественной и зарубежной
психологии.
§1. Геронтология в системе наук о человеке…………………5
§2. Типология старости………………………………………...8
§3. Психологическое развитие и особенности личности в пожилом
возрасте…………………………………………………….13
§4. Психологические факторы старения……………………..18з
§5. Выход на пенсию как психологическая проблема……….21

Глава II. Организация и методы исследования………………...26

Глава III. Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в
посттрудовой период.
§1. Особенности адаптации в пожилом возрасте…………….33
§2. Особенности личности пожилых людей с различной степенью адаптации
в посттрудовой период
2.1. Особенности самосознания пожилых людей…………...34
2.2. Особенности мотивационно-потребностной сферы личности
пожилых людей…………………………………………….43
2.3. Особенности эмоциональной сферы пожилых людей…..49

Выводы и рекомендации……………………………………………52

Заключение……………………………………………………………59

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

формирование отношения к себе пожилых  людей.  Под  воздействием  негативных

мнений многие представители поздней взрослости  теряют  веру  в  себя,  свои

способности и  возможности.  Они  обесценивают  себя,  теряют  самоуважение,

испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно,  снижается

и социальная активность.(8)

      Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях  и  способностях

оказывают значительное  влияние  на  эффективность  деятельности.  Некоторые

пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют  память

и будут не в состоянии делать то, что  удавалось  ранее,  что  они  частично

потеряют  контроля  над  своей  жизнью.  Под  влиянием  таких   мнений   они

действительно   утрачивают   и   свою   компетентность,   и   контроль   над

обстоятельствами жизни.(7)

      Отрицательная модальность субъективного отношения к себе важный фактор

не только психического, но и физического старения человека.

      Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей

тест,  но  связана  с  другими   неблагоприятными   для   них   полноценного

функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся:  потеря

работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно -  значимых  социальных

ролей. В результате человек лишается своего профессионального  будущего.  Он

также оказывается выключенным из системы  межличностных  связей,  в  которую

входят представители разных поколений. (   )

      Таким образом, стареющий человек попадает в  уникальную  для  него  по

степени  сложности  и  непривычности  ситуации  неопределенности.   Человеку

приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в  чем

и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.

      В   литературе   содержатся   противоречивые   сведения   относительно

самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение  о  том,

что возраст не влияет на самооценку, самоуважение,  другие  авторы  отмечают

факт  возрастного  влияния.   При  этом  по  отдельным   данным   самооценка

снижается, захватывая  сферы  состояния   здоровья,  самочувствия  и  многие

другие  (Виноградов),  а  по  другим  данным  характерен   высокий   уровень

самооценки в позднем возрасте в сочетание  со  свойствами  неустойчивости  и

неадекватности по типу завышения. (Болтенко)

      А.В Бороздина и О.Н Молчанова  в  своей  работе  описывают  результаты

исследования самооценки.(10)

      При описании себя  наиболее,  часто  упоминаемыми  у  мужчин  являются

категории  деловой  сферы,  женщины  делают  акцент   главным   образом   на

личностные  качества.  Значительное  место   в   описании   занимает   сфера

интересов, увлечений. Часть людей констатирует  общий  интерес  к  миру,  но

большинство указывают конкретные  увлечения.  Среди  особо  распространенных

чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед.

      Существенной в самоописании является сфера социальных  контактов  и  в

частности семьи особенно значима эта сфера для женщин.  Также  важное  место

занимает описание здоровья, самочувствия.  Все перечисленные  темы  являются

важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых  некоторые  из

них особо акцентируются.

      У престарелых в вопросе выделения ведущего  элемента  самооценки,  как

основы регуляции поведения, ориентация идет на реальную самооценку, а не  на

идеальную, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла. (10)

      Наряду  с  общими   особенностями   имеют   место   резко   выраженные

индивидуальные различия самооценки.  Это является,  по-видимому,  следствием

общего закона геронтогенеза - закона разнообразия проявляющегося в том,  что

показателем состояний,  функций  или  свойств  в  этом  периоде  приобретают

усиливающуюся  вариативность,  значительно  превышающую  таковую  в  группах

людей зрелого возраста.

      Кроме рассмотренных  эмоциональных и личностных проблем  старости,  не

менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.

      Традиционным  взглядом  на  интеллект  старых  людей  была   концепция

"интеллектуального дефицита", то есть считалось, что  в  старости  наступает

снижение   общих   умственных   способностей   человека.    Но   современные

исследования не подтверждают эту концепцию. (56)

      Нужно учитывать  тот  факт,  что  снижение  показателей  интеллекта  в

пожилом возрасте зачастую связанно с  замедлением  скорости  реакций,  из-за

чего  удлиняется  время,  необходимое  для  выполнения  задания.   Если   не

ограничивать  строгими  рамками  времени,   то   возможно   более   успешное

выполнение задания.

      По мере того как доля престарелых в населении увеличивается, все более

важным  становится  понимание  их  когнитивного  функционирования.  Наиболее

важный  и  существенный  вопрос  заключается   в   том,   насколько   морфо-

функциональные    сдвиги,    определяющиеся    биологическими    возрастными

процессами,  могут   отражаться   в   психике   человека,   интеллектуальных

характеристиках.(37)

      Исследователи считают, что не имеет смысла прямо  сопоставлять  данные

интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста,  так  как  это  не

выявляет специфику интеллекта.  В  пожилом  возрасте  интеллект  качественно

иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на  готовность  к

обучению  и  решению  новых  задач  то  в  старости  основную  роль   играет

способность к  выполнению  тех  задач,  которые  строятся  на  использовании

накопленного опыта и информации. Большое значение имеет  степень  умственных

способностей  в  молодом  возрасте,   особенно   если   человек   занимается

творческой,  научной  деятельностью.  Люди  интеллектуального  труда   часто

сохраняют ясность ума до глубокой старости.

      Американские психологи считают, что  в  большинстве  случаев  снижение

интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется  слабым  здоровьем

  экономическими или социальными  причинами,  например  изоляцией,  а  также

недостаточным  образованием  и  некоторыми  другими  факторами  напрямую  не

связанные со старением. (56)

      Важное место при изучении влияния  процесса  старения  на  психические

процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит  не

равномерно. В основном  страдает  память  на  недавние  события.  Память  на

прошлое снижается только в глубокой старости.

      Таким   образом,   не   сводится   к   процессу   угасания.   Активное

приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в  это  период  дает

возможность  дальнейшего  развития  человека,  в  частности   развитие   его

личности.

      При таком  расположении  проблемы  старости  возникает  возможность  и

необходимость подготовки  людей  к  старению.  Задача,  эта  заключается  не

только в поддержании физического состояния индивида, но и  требует  создания

условия для его психологической адаптации, разработки  мер  психологического

обеспечения.

 

      §4. Психологические фактора старения

      Человек, как и все живые существа, рождается,  растет  и  развивается,

достигает зрелости, а затем постепенно начинает увязать, стареть и  умирать.

Старение и старость -  нормальное  естественное,  физиологическое   явление,

это определенный отрезок онтогенеза (1; с.9) Для этого возрастного  периода,

как в прочем и для каждого периода жизни человека-детства, юности,  зрелости

- характерны свои особенности, своя возрастная норма.

      Старение и старость не являются  болезнью,  патологией,  хотя  в  этот

период происходят сложные  изменения  в  строении  и  функционировании  всех

систем организма.

      Процесс психического старения индивидуален, каждый старится по-своему,

но вместе с  тем  существуют  некоторые  общие  закономерности  психического

старения человека.

      Какие же изменения  происходят  в  организме  человека.  Д.Ж.  Курцмен

пишет,  что  с  возрастом  отмечается  потеря  психологической  гибкости   и

способности к адаптации. И мужчины и женщины становятся  менее  податливыми,

у  них  пропадает  охота  экспериментировать  в  жизни.  Любовь  к   новому,

неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности (30; с.11)

      Автор приводит данные, что год безработицы может  уменьшить  вероятную

продолжительность жизни человека,  потерявшего,  работу  на  пять  лет.  Д.Ж

Курцмен говорит о том, что отставка или выход на  пенсию  нередко  буквально

убивает людей.

      Немецкий ученый Ота Грегор так же пишет, что одним из важных  моментов

в  процессе  старения  является  постепенное  снижение  адаптации,  то  есть

способности  приспосабливаться  к  сложным  или   непредвиденным   жизненным

ситуациям  -  как  к  большим  переменам,  так  и  серьезным  изменениям   в

жизни.(17)

      Исследователи данного возраста указывают и  на  позитивные  моменты  в

процессе старения.

      В.С.  Говоров  отмечает,  что  старение  -  внутренне   противоречивый

процесс.  Наряду  с  явлением  деградации  угасания   возникают   и   важные

приспособительные механизмы.

      Многие их этих адаптационных механизмов последовательно  закреплены  и

закономерно  наступают   на   поздних   этапах   индивидуального   развития.

Выраженность адаптационных механизмов во  многом  определяет  темп  старения

отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом. (16; с.15)

      Российский геронтолог В.В Фролькинс так же  выделяет  в  старении  два

противоречивых процесса. Первый  сводиться  к  сокращению  приспособительных

возможностей- резервов  организма  ограничению  механизмов  само  регуляции,

нарушению обмена и функций организма. Другой  же  процесс-  это  мобилизация

важных  приспособительных  механизмов.  (5;  с.165)  Научится,     управлять

процессом старения означает,  научить подавлять его первую  составную  часть

и стимулировать вторую.

      Для того чтобы долголетие рассматривать  как  достижение  человеческой

цивилизации, социального прогресса, необходимо  людей  преклонного  возраста

рассматривать как особую группу, как носителей знаний  и  опыта,  а  не  как

обузу, приносящие только  издержки  обществу.  По  отношению  к  старости  и

старым людям можно судить о зрелости данного общества, так как  существенное

значение имеет тот факт, что старость, как и  отрочество  в  любой  культуре

обозначена не только биологическими факторами,  но  и  в  значительной  мере

определяются факторами общественной природы.

      Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что  старость  является  не

статическим   состоянием,   а   динамичным   процессом.   Она   связана   со

специфическими  изменениями  условий  жизни,   многие   из   которых   имеют

негативную  окраску.  Б.  Пухальская  к  таким  изменениям  относит   утрату

общеизвестного положения, связанного  с  выполнявшейся   работой,  изменение

физических возможностей, ухудшение экономических  условий  жизни,  изменений

функций в семье, смерть  или  угроза  утраты  близких  людей,  необходимость

приспосабливаться к  изменениям.   Более  того,  окончание  профессиональной

работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни. (42)

      Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в  наличии

большого  количества  свободного  времени,  возможно,  свободно   заниматься

любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.

      Итак,  в период  наступления поздней взрослости человек сталкивается с

необходимостью решения  совершенно  новых  для  него  проблем,  связанных  с

изменением его  социального  положения,  с  ролевой  непосредственностью,  с

собственными возрастными  изменениями.  Существует  необходимость  изменения

прежнего образа жизни, перестройки  существующего  динамического  стереотипа

поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия. (42)

      Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении,  которое

было у человека в отношении самого себя. Новое  видение  самого  себя  может

побудить к перестройке субъективной картине мира  (49;  с.36)  Для  человека

является значимым и важным, чтобы  мир  был  знакомым,  безопасным.  Чувства

беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.

      Таким образом,  можно говорить о большом количестве психологических  и

физических факторов влияющих на процесс  старения.  Не  существует  единого,

универсального  способа  приспособления  старости.   Влияние   оказывает   и

личность самого человека, его поведения, привычки, потребность в  социальных

контактах  и  любимый  стили  жизни.  Так  для  одних  оптимальным  является

совместное проживание с детьми и внуками, для  других  -  самостоятельность,

независимость, возможность заниматься любимым делом.

 

      §5 Выход на пенсию как психологическая проблема.

      Одним из наиболее переменных  моментов  на  жизненном  пути  человека,

влекущим за собой существенные изменения  в  условиях  и  образе  его  жизни

является  выход  на  пенсию.  Выход  на  пенсию  может  рассматривается  как

завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало  другой,

Информация о работе Личностные особенности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период