Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:13, статья

Описание работы

Результаты нашей работы показали, что с экстраверсией и нейротизмом, основательно изученными при факторном подходе к исследованию личностной сферы, вполне продуктивно можно работать в парадигме субъектного подхода. А результаты клинических проективных методов исследования бессознательного обогащают представления о целостном процессе саморегуляции, полученные количественными опросными методиками.

Работа содержит 1 файл

ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 189.29 Кб (Скачать)

     

     Рис. 2. Типичные профили саморегуляции  интровертов в подгруппах с высоким, средним и низким уровнями сформированности саморегуляции. 
Пл - звено планирования целей деятельности, М - моделирования значимых условий, 
Пр - программирования действий, Ор - оценки и коррекции результатов.

     Полученные  результаты имеют, по нашему мнению, достаточно принципиальное значение. Они хорошо соотносятся, но в то же время систематизируют  и развивают имеющиеся в литературе данные об особенностях поведения при  различной выраженности экстраверсии и нейротизма с точки зрения стилевых особенностей саморегуляции. Наши исследования экстраверсии и нейротизма еще раз  подтвердили, что специфика характера  человека определяет слабые и сильные  стороны индивидуального регуляторного  профиля при низкой и средней  степени индивидуальной саморегуляции. Существенно, что при развитии высокого осознанного уровня саморегуляции  происходит в известной степени  нивелирование влияния характера  и темперамента на индивидуальный профиль, может формироваться гармоничный  стиль саморегуляции с высоким  развитием всех сторон регуляции. Предстоит  ответить на вопрос, имеющий кардинальное методологическое значение: за счет чего происходит коррекция слабых сторон регуляции? Этот феномен описан в  отечественной психологии так: "с  возрастом личность снимает характер". Но наши исследования показывают, что  возраст - возможное, но недостаточное условие. Таким условием может быть и обучение, и изменение побудительной мотивации. 
          Этот сложный вопрос требует специального теоретического и эмпирического исследования. Нами только начата такая работа, и здесь уместно привести результаты первого этапа исследования взаимовлияния мотивационных тенденций и особенностей осознанной саморегуляции достижения цели.

МОТИВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КАК  ДЕТЕРМИНАНТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕКА

     Исследователи могут спорить о содержании понятий  мотива и мотивации, мотивационных  интенциях и потребностях, о побудительной  и смысловой функциях мотивов, но сам факт регуляторной роли мотивационно-потребностных  личностных структур не нуждается в  специальных доказательствах. Важнейшая  задача в этой области, на наш взгляд, заключается в том, чтобы от констатации  регулирующей роли мотивации и потребностей перейти к исследованию функций  и места различных мотивационных  структур в целостной системе  саморегуляции деятельности и поведения  человека. Ее решение наталкивается  на целый ряд методических и методологических трудностей. Здесь мы приводим результаты одного из первых в этой области  исследований, основная задача которого заключалась в проверке гипотезы о том, что степень или индивидуальный уровень, а также развитость отдельных  функций целостной системы саморегуляции  зависят от особенностей мотивационно-потребностной  сферы человека. 
          Эмпирическое исследование проводилось на юношеской выборке 16-19 лет (71 чел.). Изучали характер взаимодействия переменных мотивационно-потребностной и когнитивной сфер с индивидуальными особенностями осознанной саморегуляции человека. Для этого мы использовали: опросник ССП-98 [23]; адаптированный Т.В. Корниловой "Список личностных предпочтений" А. Эдвардса [13] - на выявление мотивационных тенденций личности; методику "Импульсивность-рефлективность" Дж. Кагана, MMFT (Matching Familiar Figures Test); методику А. Уиткина, EFT (Embedded Figures Test) - на определение когнитивного стиля "полезависимость-поле-независимость". 
          Выбор нами методики Т.В. Корниловой обусловлен тем, что она диагностирует количественные показатели, характеризующие потенциально осознаваемые пласты в мотивационно-потребностной сфере личности. Важным для нас явилось и то, что показатели методики не только характеризуют динамическую сторону мотивации, но и могут рассматриваться со стороны предпочитаемых личностью способов действий и отношений с окружающим миром [ 13 ]. ! 
          Подтвердилась наша гипотеза о том, что уровень индивидуальной саморегуляции и развитость отдельных регуляторных функций взаимосвязаны с особенностями мотивационно-потребностной сферы. 
          Существуют мотивационные тенденции, позитивно влияющие на развитость осознанной саморегуляции при высокой интеграции всех компонентов регуляторной системы. Индивидуальный уровень осознанной саморегуляции положительно связан с тенденциями стойко стремиться к поставленным целям (Сдц), с агрессивностью (А), а доминирование (Д) и автономность (Авт) - с развитостью регуляторной самостоятельности (см. табл. 1, 2).

     Таблица 1. Коэффициенты корреляции показателей  опросника ССП-98 и опросника Корниловой, методик Уиткина, Кагана

Показатели  саморегуляции Мотивационные тенденции п = 71 чел.  
Мд Лкп Авт Сам Д Чв Сдц Агр Пз-Пнз 
= 50 чел.
Имл-Рефл 
= 128 чел.
Пл 
М 
Пр 
Ор 
Г 
С 
Оу
–.31* 
  
  
  
–.24* 
  
–.29*
 
  
  
  
–.27*
 
  
  
  
  
.20
 
  
.23* 
  
  
 
 
  
  
  
  
  
 
 
 
–.43** 
  
–.22* 
  
  
–.35**
 
.45* 
  
  
.24* 
  
.31*
 
  
  
  
.23* 
  
.24*
.34* 
.30* 
.38* 
  
  
  
.35*
 
  
  
–.16 
  
 

     Мд - мотивация достижения, Лкп - любовь к порядку, Авт - автономия, Сам - самопознание, Д - доминирование, Чв - чувство виновности, Сдц - стойкость в достижении целей, Агр - агрессия; Пз-Пнз - полезависимость, поленезависимость, Имп-Рефл - импульсивность, рефлективность; *р< 0.05; ** р< 0.005.

     Таблица 2. Сравнение подгрупп с высоким  и низким уровнями сформированности саморегуляции по шкалам мотивационных  тенденций (методика Корниловой) и показателем  выраженности полезависимости-поленезависимости (методика Уиткина)

Шкала Подгруппа с высоким уровнем саморегуляции = 11 чел. Подгруппа с низким уровнем саморегуляции = 12 чел. t-критерий Уровень значимости (р)
Ме б Ме б
Мд 
Чв 
Сдц 
Сам 
Агр 
Пз-Пнз
6.18 
4.55 
8.00 
8.36 
9.73 
14.7
1.54 
2.38 
2.10 
1.86 
2.97 
2.496
8.00 
7.92 
5.25 
6.58 
7.33 
11.33
2.13 
2.19 
2.22 
2.94 
2.62 
2.94
2.32 
3.53 
3.05 
1.72 
2.03 
2.45
<0.05 
<0.005 
<0.01 
=0.1 
=0.0547 
<0.05

     Мд - мотивация достижения, Чв - чувство  виновности, Сдц - стойкость в достижении целей, Сам - самопознание, Агр - агрессия; Пз-Пнз - шкала полезависимости-поленезависимости; ОУ - общий уровень сформированности саморегуляции.

     Отрицательно  связан с общим уровнем саморегуляции  показатель мотивации достижения (Мд). На первый взгляд, этот результат кажется  парадоксальным, так как в литературе имеются данные о том, что высокий  уровень мотивации достижения способствует формированию эффективных стилей учебной  и профессиональной деятельности. Результаты наших исследований высших спортивных достижений показали, что при высокой  мотивации достижения чаще формируются  гармоничные профили регуляции  с высоким уровнем саморегуляции. Но здесь надо иметь в виду, что  данная шкала в опроснике Корниловой измеряет мотивационную тенденцию  к достижениям в социальной сфере, направленность на внешний результат, потребность быть лучше других. В  классическом же понимании мотивация  достижения выражает тенденцию к достижению субъектно принятой цели. Разницу между этими мотивационными тенденциями мы наблюдали у спортсменов-стрелков высшей квалификации, когда благотворно влияла на регуляцию достижения успеха в соревнованиях мотивация показать максимально возможный для себя результат и отрицательно влияла, разрушала регуляцию выполнения соревновательного упражнения мотивация во что бы то ни стало победить соперников. Ценно то, что наше исследование показывает механизмы такого отрицательного влияния, которое происходит в основном из-за нарушения процессов адекватного планирования целей и регуляторной гибкости (см. табл. 1, 2). 
          Отрицательно связана с общим уровнем саморегуляции также мотивационная тенденция, обозначаемая как склонность к чувству вины (см. табл. 1, 2). Этот результат согласуется с представлениями о том, что иррациональные, негативные эмоции ухудшают способность управлять своими действиями, контролировать себя. Механизм влияния на общий уровень саморегуляции здесь иной - из-за нарушения процессов оценивания результатов действий (возможно, при изменении критичности) и моделирования значимых условий достижения (снижения адекватности этого процесса) (см. табл. 1, 2). 
          В каком-то смысле углубляют представления о взаимосвязи автономности с развитостью индивидуальной саморегуляции данные о том, что поленезависимость как когнитивный стиль положительно связана с высокой общей саморегуляцией, причем взаимодействие прослеживается и с отдельными регуляторными звеньями (см. табл. 1,2). Что касается импульсивности, то, по нашим данным, такие связи носят опосредствованный характер и нуждаются в дополнительном исследовании [22].

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ  И СПЕЦИФИКА ЛИЧНОСТНЫХ ЗАЩИТ

     В предыдущем разделе рассматривались  мотивационные тенденции, репрезентированные (прямо или косвенно) сознанию субъекта, но мы отнюдь не всегда можем объяснить, что является побудителем нашей  активности в еще большей степени, что препятствует ее регуляции. Всем знакома ситуация, когда, принимая решение  сделать что-либо, человек далеко не всегда может этого добиться и  даже не всегда может сделать необходимые  шаги по пути к цели, пусть и осознанно  запрограммированные им, испытывая  при этом выраженное аффективное  напряжение. Трудности реализации действий могут быть следствием внутриличностного  конфликта, например неадекватности уровня притязаний объективным возможностям человека, или тем, что была выбрана  цель, не соответствующая истинному  актуальному на данный момент мотиву (это хорошо описано К. Леонгардом для личностей с истероидной  акцентуацией). В нашу задачу не входит анализ таких ситуаций и причин их возникновения. Укажем лишь, что он был успешно проведен при исследовании волевых действий как способа  преодоления подобных ситуаций путем  их намеренного и осознанного  переосмысления [9]. В нашем контексте  важно учитывать, что при мотивационно-волевом  конфликте снятие аффективного напряжения, препятствующего достижению цели, является результатом действия личностных защит, своими корнями уходящих в сферу  бессознательного. Роль защитных механизмов - структурного компонента личности в  саморегуляции, как известно, заключается  в контроле взаимодействия человека с реальностью, ее эмоционального и  когнитивного восприятия, оценки и  отношения к ней [7, 32 и др.]. 
          Процесс осознанной произвольной саморегуляции непосредственно не связан с формированием и действием защитных механизмов в силу их различной функциональной направленности. Если функциональная роль осознанной саморегуляции - это управление выдвижением и достижением осознанно принятой субъектом цели, то функциональная роль защит в психической регуляции преодоление аффективного напряжения, возникающего в процессе регуляции, контроль взаимодействия субъекта с окружающим его миром в целях сохранения и поддержания позитивного самоотношения. 
          Итак, очевидна необходимость исследования неосознаваемого пласта в регуляции активности, к рассмотрению которого мы приходим, изучая" личностный аспект произвольной саморегуляции. 
          В то же время эта проблема является абсолютно неизученной в эмпирическом плане. Такое положение связано, на наш взгляд, не только с методологическими и теоретическими, но в первую очередь с методическими трудностями исследования бессознательного. Поэтому выбор внутриличностных защит в качестве предмета рассмотрения в данном контексте определяется во многом и тем, что они (в отличие от большинства структур бессознательного) доступны наблюдению (при помощи соответствующих проективных методов) как проявления бессознательной сферы личностной организации, влияющие на индивидуальные особенности осознаваемой регуляции достижения целей. Кроме того, защитные механизмы - это динамические компоненты личностного содержания, что напрямую соотносится с процессуальными особенностями функционального аспекта саморегуляции. 
          Целью нашего эмпирического исследования было определение специфики проявления личностных защит в связи со структурой индивидуальных особенностей саморегуляции [21]. Предполагалось, что существует специфическое взаимодействие индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции целедостижения и защит как неосознаваемых способов организации регуляции в ситуации внутриличностного конфликта. 
          Выборку составили 35 взрослых испытуемых, из которых 30 чел. здоровых и 5 чел. с диагнозом "пограничное личностное расстройство". Батарею методик составили: опросник "Стиль саморегуляции поведения-98 (ССП-98)"; Тест встроенных фигур А. Уиткина и др.; Тест чернильных пятен Г. Роршаха; методика "Рисунок человека" и Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Отсутствие методического инструментария для исследования бессознательного в соотношении с сознательно протекающими процессами обусловило необходимость разработки нами новых показателей для известных проективных методик, описывающих результаты качественного анализа материала проективных методов в количественной форме. В этом плане наше исследование явилось первым и стало проверкой возможности применения такого подхода. (Подробное описание показателей и собранных эмпирических данных см. в публикации [21].) 
          Для каждого случая и в целом по группе был проведен качественный и количественный анализ (корреляционный и кластерный анализ, сравнение средних) соотношения индивидуальных особенностей, характерных для различных типов индивидуальных профилей саморегуляции, со спецификой действия защитных механизмов и особенностей личностной структуры. Получены результаты, позволяющие предполагать, что существует специфика в использовании (выраженности того или иного вида) внутри-личностных защит в зависимости как от степени осознанной саморегуляции, так и от индивидуальной структуры регуляторного профиля. 
          Подтвердился полученный нами ранее результат: при наибольшей степени осознанной саморегуляции для испытуемых характерен высокий уровень поленезависимости и когнитивной дифференцированности, в данном случае - в сочетании с высокими возможностями переструктурирования ситуации сообразно своим индивидуальным потребностям, которые можно рассматривать как предпосылку к ее переосмысливанию, что связано с возможностями волевой регуляции. Таким образом, получено еще одно эмпирическое подтверждение: автономность и способность к саморегуляции являются личностными предпосылками высокой субъектной активности. 
          В то же время при выраженности внутриличностной конфликтное у испытуемых с высокой степенью осознанной саморегуляции наблюдается использование способов личностных защит, причем с преобладанием более зрелых их видов (по классификации Е.Т. Соколовой) [32]. Наши исследования показали, что, если человек при высоком индивидуальном уровне саморегуляции прибегает к средствам интрапсихической защиты, скорее, всего, таковыми будут: рационализация, позволяющая находить при помощи интеллектуальных операций доводы в пользу самооправдания или дискредитации внешней ситуации, а также изоляция, при которой характерно отделение аффекта от интеллекта. При менее развитой общей саморегуляции у испытуемых наблюдаются: проявление ригидности, мешающей своевременно менять цели и способы их достижения соответственно требованиям реальной ситуации, механизмы идентификации (с сильным другим) и проекции (приписывание другим людям своих вытесненных чувств). 
          Произвольную регуляцию достижения цели можно, правда, лишь до известной степени рассматривать как последовательно разворачивающийся процесс выдвижения цели, анализа и моделирования значимых для ее достижения условий, программирования исполнительской активности и оценивания результатов. Согласно нашим данным, на каждой стадии этого процесса актуализируются разные способы личностных защит, т.е. специфика снятия эмоционального напряжения обнаруживается в зависимости от реализуемой функции саморегуляции. 
          Оказалось, что осознанная регуляция особенно уязвима, подвержена нарушениям со стороны бессознательного и личностных малоосознаваемых конфликтов на стадии выдвижения целей. В ситуации высокой степени личностной конфликтности и аффективной напряженности влиянию бессознательного наиболее подвержено звено планирования, что сказывается на снижении действенности осознанно принимаемых целей. Это происходит за счет вытеснения и других примитивных защит, зачастую способствующих построению многочисленных нереалистичных планов. Полученные данные в то же время говорят о разнонаправленном влиянии защит, которые отнюдь не всегда действуют негативно на регуляцию. Так, механизм сублимации при развитом планировании позволяет более детально воспринимать реальность и осознанно взаимодействовать с ней. 
          Процессы моделирования значимых условий получают личностную окрашенность благодаря особенностям восприятия субъектом реальности и механизмам зрелых личностных защит (в первую очередь, сублимации). Может ли субъект воспринимать объекты независимо от поля и свободно оперировать ими в представлении, воспринимает ли он реальность более рассудочно или эмоционально? Насколько он склонен не замечать то, что болезненно было бы увидеть, ограничиваться рамками сегодняшнего дня, не загадывать будущее, не оглядываться на прошлое и не прислушиваться к другим людям? Все эти особенности формирования представления об окружающей действительности влияют на процесс моделирования значимых условий ситуации в сознании субъекта. 
          Процесс программирования действий соотносится со способностью к тестированию реальности и отрицательно коррелирует с проявлением некоторых защитных механизмов - как зрелых, так и примитивных. Излишняя детальность и жесткость программ как некоторая избыточная осознанность может препятствовать снятию напряжения средствами личностных защит, указывать на существование внутриличностного паттерна "тирании долженствования" по А. Эллису [35] и приводить к невротизации. Процесс оценивания результата может подвергаться неблагоприятному воздействию ригидности как способа преодоления личностной тревожности, что отрицательно влияет на индивидуальный уровень саморегуляции в целом, мешает адекватно оценивать ситуацию и принимать решения о необходимых действиях. Снижение показателей регуляторной гибкости приводит к избеганию рефлексивной позиции и снятию напряжения путем выхода из проблемной ситуации. 
          Регуляторная самостоятельность связана с мерой зрелости Эго субъекта и его чувство ответственности. Наличие примитивных защитных механизмов свидетельствует не в пользу способности субъекта к самостоятельной регуляции. Использование же таких зрелых защит, как изоляция (отделение аффекта от интеллекта) и рационализация (поиск разумного оправдания своих неудач или уменьшения субъективной значимости недостигнутой цели), может быть свойственно субъекту с достаточно развитой самостоятельностью. Вообще, у такого субъекта преобладают способы защиты, позволяющие ему более эффективно "гасить" внутриличностные конфликты. В то же время в целом можно полагать, что самостоятельный субъект, скорее всего, довольно редко пользуется защитами как средством разрешения конфликта, поскольку наличие связей с защитами прослеживается лишь на уровне тенденции. 
          Итак, рассматривая осознанную саморегуляцию произвольной активности целостной личности, можно полагать, что многие трудности произвольного регулирования лежат в сфере неосознаваемых субъектом установок, мотивов и отношений с окружающим миром. Бессознательное с его конфликтами и дисгармонией как часть личностной сферы не может не влиять на эффективность регуляции выдвижения и достижения принятой субъектом цели. По-видимому, если и говорить о структуре целостного процесса психической саморегуляции, то именно об относительной вовлеченности в регуляцию сознания и бессознательного. Тогда можно говорить о существовании сопряженности между сложившейся структурой индивидуальной стилевой саморегуляции и спецификой используемых субъектом личностных защит в целях сохранения и развития целостности, уникальности личности и успешного достижения ею жизненных целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Развитие  субъектно-деятельностного подхода  к исследованию психики человека выдвигает на первый план проблему психологических механизмов саморегуляции - важнейшего системного субъектного  качества. При исследовании индивидуальных проявлений саморегуляции, в свою очередь, встает проблема их личностных детерминант  как своеобразных модуляторов индивидуальной активности субъекта в процессе выдвижения и организации достижения произвольно  выбранных целей поведения. 
          Обобщая исследования личностных аспектов индивидуальных особенностей субъектной регуляции, отметим следующее. Активность субъекта опосредствуется целостной системой индивидуальной регуляции, которая, по существу, является проводником, связывающим и интегрирующим динамические и содержательные аспекты личности, осознанные и бессознательные ее структуры. Все психические средства, реализующие регуляцию целедостижения, могут и должны изучаться с точки зрения не только их взаимодействия, но и функциональной роли в осуществлении целостной регуляции. Наши исследования показали, что личностно-темпераментальные диспозиции определяют индивидуально-типические, стилевые способы регуляции целедостижения. Нами предложены методы их выявления и количественного описания. Индивидуально-типические способы саморегуляции наряду со специальными и общими способностями - это предпосылки формирования множества индивидуальных стилей в конкретных видах учебной и профессиональной деятельности. Индивидуально-типические особенности саморегуляции, присущие человеку в силу его темперамента и характера, могут осознаваться субъектом активности; их проявление может изменяться от степени субъектной активности в процессе достижения принятой цели. По существу, именно возможность изменения степени субъектной активности и преодоления на этой основе негативных для достижения цели особенностей саморегуляции - это и есть собственно сущностная характеристика человека как субъекта достижения цели. И здесь на первый план детерминантой таких изменений выступают не столько динамические, темпераментальные, сколько содержательные аспекты личности, в том числе потребностно-мотивационная сфера. Ее структура формируется в процессе жизнедеятельности, актуализируется при решении конкретной задачи в зависимости от ее личностной значимости и может модулировать как степень индивидуальной саморегуляции, так и регуляторный профиль. На этом пути возникает много интересных и нуждающихся в исследовании вопросов. 
          И в заключение отметим следующее. В наше время много говорится о кризисе в психологии, о необходимости смены исследовательских парадигм. На наш взгляд, для эффективного исследования такой сложной психической реальности, как субъектная активность человека, нужно переходить от противопоставления различных подходов к корректному использованию методов исследования, развитых в различных парадигмах. Результаты нашей работы показали, что с экстраверсией и нейротизмом, основательно изученными при факторном подходе к исследованию личностной сферы, вполне продуктивно можно работать в парадигме субъектного подхода. А результаты клинических проективных методов исследования бессознательного обогащают представления о целостном процессе саморегуляции, полученные количественными опросными методиками. Будущее - за методологической либерализацией как основой эмпирических исследований при понимании ограничений каждой из сложившихся в психологии парадигм.

Информация о работе Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека