Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:13, статья
Результаты нашей работы показали, что с экстраверсией и нейротизмом, основательно изученными при факторном подходе к исследованию личностной сферы, вполне продуктивно можно работать в парадигме субъектного подхода. А результаты клинических проективных методов исследования бессознательного обогащают представления о целостном процессе саморегуляции, полученные количественными опросными методиками.
ЛИЧНОСТНЫЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Рассматривается
проблема индивидуальных особенностей
регуляции произвольной активности
человека в контексте субъектно-
Ключевые слова: субъект и личность,
индивидуальные особенности саморегуляции,
стиль саморегуляции, экстраверсия, нейротизм,
мотивационные тенденции, личностные
защиты.
Цель
данной статьи - раскрыть личностные аспекты
психической саморегуляции на основе
обобщения результатов
Интерес к проблеме психической саморегуляции
возрос за последние годы, о чем свидетельствует
тот факт, что к феномену и понятию саморегуляции
обращаются в своих исследованиях представители
самых разных психологических дисциплин
[3, 5, 6, 10, 13-15, 17, 29, 31, 34 и др.]. Особую роль
в становлении современных представлений
о саморегуляции сыграл системный подход,
в рамках которого подчеркивается необходимость
ее изучения как процесса, имеющего многоуровневую
детерминацию [16].
Методологическими основаниями нашего
исследования является субъектный подход
к исследованию психики человека (С.Л.
Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский, А.В. Петровский и др.)
и представления о функциональной структуре
системы осознанной саморегуляции произвольной
активности человека (О.А. Конопкин), а
также авторская концепция индивидуального
стиля саморегуляции (В.И, Моросанова).
Мы предполагали, что индивидуальная система
саморегуляции, с одной стороны, интегрирует
личностные переменные различного уровня,
связывая инструментальное и содержательное,
осознанное и малоосознаваемое в личностной
сфере. С другой стороны, индивидуальная
саморегуляция опосредствует влияние
на деятельность личностных переменных,
которые выполняют разные функциональные
роли в целостном процессе регуляции произвольной
активности человека. Результаты наших
исследований регуляторных аспектов экстраверсии
и нейротизма (по Айзенку), мотивационных
тенденций (по Эдвардсу), а также регуляторной
специфики личностных защит мы приводим
для обоснования этих гипотез.
СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Актуальность
исследования личностных аспектов саморегуляции
связана с развитием
Следует отметить, что вопрос, как соотносятся
понятия "субъект" и "личность",
в чем специфика обозначаемой ими реальности,
до сих пор остается дискуссионным. В литературе
нет единого мнения по поводу того, является
ли личность зоной развития субъектности
или субъект - это высший этап личностного
развития [1, 2]. При анализе взглядов С.Л.
Рубинштейна, как правило, подчеркивается,
что в его работах трудно найти критерии
различения феноменов субъекта и личности:
часто он пишет о личности, субъекте и
человеке рядоположно. На наш взгляд, это
свидетельствует не о синонимичности
этих понятий, а о том, что человек - это
всегда и субъект, и личность. Если понятие
субъекта раскрывает его активное созидательное
начало, способность к достижению субъектно
принятых целей, специфически человеческие
способы существования в форме сознания
и деятельности, то, говоря о человеке
как личности, мы подчеркиваем его индивидуальные
способы существования в смысле индивидуально
своеобразного проявления сознания и
деятельности, индивидуальной системы
саморегуляции. Права, на наш взгляд, К.А.
Абульханова, интерпретируя раннего С.Л.
Рубинштейна: "…личность - это постольку
личность, поскольку она как субъект способна
выработать способ связи своих потребностей
и способностей на основе характера и,
более того, поскольку она может удовлетворить
собственные потребности своими силами
в соответствии со своим характером"
[1, с. 16]. Она же утверждает, что сегодня
мы можем говорить о принципе единства
личности, сознания и деятельности, а А.В.
Брушлинский пишет о личности как субъекте
деятельности и сознания [4].
В нашем контексте это означает, что общие
закономерности саморегуляции достижения
цели соотносимы с понятием субъекта деятельности
и сознания. А когда мы обращаемся к личности
как субъекту деятельности и сознания,
необходимо развивать представления об
индивидуальных особенностях саморегуляции
в их взаимосвязи с личностно-характерологическими
особенностями человека и различными
личностными структурами самосознания
и бессознательного.
Развитие научных представлений о саморегуляции
в отечественной психологии шло таким
образом: первоначально принцип единства
сознания и деятельности толковался в
том смысле, что человек как субъект реализуется
в форме "действия", т.е. различных
видов активности (практическая деятельность,
общение, познание, поведение и т.д.), которые
регулируются "сознанием" (см. [1]).
Представления о форме такой регуляции
складывались в 60-70-е годы, с одной стороны,
под влиянием кибернетических и физиологических
моделей управления в контексте информационного
подхода, популярного в период становления
инженерной психологии (у разных авторов
- акцептор действия, функциональные системы,
контуры регуляции, схема "Т-О-Т-Е"
и т.д.) [20]. А с другой - в контексте деятельностного
подхода с его увлечением структурным
анализом деятельности (психологическая
структура деятельности, системный анализ
деятельности, единицы анализа деятельности
и т.д.) [6, 33]. Такое выделение двух сторон
единого процесса психической активности
человека в форме двух специфических способов
его существования послужило методологической
предпосылкой и предопределило развитие
психологических представлений о возможности
относительно независимого выделения
процессов - активности и ее регуляции
- на каждом из уровней организации психики.
В русле структурного подхода к изучению
деятельности были созданы структурно-функциональные
модели регуляции и деятельности [8, 11,28,33
и др.]. На их основе рассматривались общие
закономерности регуляции деятельности,
сначала применительно к сенсомоторному
реагированию, затем на моделях и в условиях
операторской, а также некоторых других
видов профессиональной деятельности.
Наиболее полно исследования такого рода
проводились в 80-х годах в научной школе
О.А. Конопкина, который создал структурно-функциональную
модель осознанного саморегулирования
деятельности человека [11]. Им и его учениками
по результатам изучения саморегуляции
широкого круга профессиональной и учебной
деятельности в 90-х годах была развита
концепция осознанного саморегулирования
произвольной активности человека, в которой
обобщены данные исследований саморегуляции
осознаваемой активности субъекта в достижении
поставленных целей в разных видах деятельности.
Ядром этой концепции является представление
о целостной системе осознанной саморегуляции
произвольной активности, позволяющей
реализоваться субъектной целостности;
понимание того, что при содержательном
анализе субъектных характеристик внимание
уделяется той или иной осознаваемой целенаправленной
активности, которая имеет определенный
личностный смысл и относительно которой
человек выступает как ее инициатор и
творец [12].
Еще одно теоретическое основание исследования
личностных аспектов саморегуляции - это
концепция стиля саморегуляции личности,
разрабатываемая нами по мере накопления
данных об индивидуальных особенностях
саморегуляции [17-20]. Необходимость ее
создания диктовалась результатами изучения
саморегуляции в ходе решения научно-практических
задач по оказанию психологической помощи
спортсменам и политикам, при исследовании
учебной деятельности школьников и студентов.
Занятия психологической практикой особенно
ясно показывают, что на проявление творческости,
самостоятельности и других субъектных
системных свойств, опосредствующих достижение
профессиональных и учебных целей, прежде
всего оказывают влияние личностные особенности,
характерологический склад человека,
его самосознание, направленность, осознаваемые
в различной мере побудители деятельности.
И в то же время применяемые на практике
методы личностной диагностики и составляемые
на их основе личностные характеристики
малоэффективны: они не дают инструментальной
информации о том, как особенности личности
реализуются в индивидуальных особенностях
саморегуляции, которые определяют ее
поведение в профессиональной или учебной
ситуации, в какой степени и какими средствами
конкретная личность будет добиваться
достижения поставленной цели. Именно
благодаря психологической практике и
эмпирическим исследованиям у нас сформировалась
гипотеза, а затем и убеждение, что личностные
особенности влияют на деятельность не
непосредственно, а через сложившиеся
индивидуальные способы саморегуляции
активности.
Осознанную саморегуляцию мы понимаем
вслед за О.А. Конопкиным как системно
организованный процесс внутренней психической
активности человека по инициации, построению,
поддержанию и управлению разными видами
и формами произвольной активности, непосредственно
реализующей достижение принимаемых им
целей [21].
Представления об индивидуальных и стилевых
особенностях саморегуляции, концепция
стиля саморегуляции произвольной активности
человека разработаны нами для изучения
типичных для него индивидуальных способов
регулирования, устойчиво проявляющихся
в различных деятельностных ситуациях
и видах психической активности и системно
характеризующих стиль саморегуляции
(В.И. Моросанова, 1988-2001). В индивидуальных
особенностях саморегуляции находит отражение
то, как человек планирует и программирует
достижение цели, учитывает значимые внешние
и внутренние условия, оценивает и корректирует
свою активность для получения субъективно
приемлемых результатов [18].
Основная задача настоящей
статьи - обобщить данные эмпирических
исследований взаимосвязи особенностей
личности с индивидуальными особенностями
саморегуляции ее произвольной активности
[Исследования ведутся при многолетней
поддержке РГНФ (проекты № 98-06-08148а и 01-0600209а).].
Они обосновывают и развивают основную
идею, изложенную нами в этом разделе.
Она заключается в том, что понятия "субъект"
и "личность" обозначают, с нашей
точки зрения, различные проявления индивидуальности
человека, которые, взаимодействуя, формируют
внутренний мир и поведение, причем субъектные
переменные - со стороны регуляции достижения
целей субъектной активности, а личностные
- со стороны содержания целей активности,
придания индивидуального своеобразия
особенностям их достижения. Итак, личностные
структуры различного уровня оказывают
существенное влияние на то, какие цели
и как ставит перед собой человек, а также
модулируют специфическим образом индивидуальный
профиль саморегуляции, т.е. особенности
достижения этих целей. А степень и своеобразие
субъектной активности, проявляющейся
в таких субъектных качествах, как творческость,
автономность, настойчивость и др., определяют
способность преодолевать субъективные
и объективные трудности достижения жизненных
целей и, в свою очередь, через регуляторный
опыт влияют на формирование личностных
качеств, например, таких, как самостоятельность
и ответственность.
Следует сказать, что изучение индивидуальных
особенностей саморегуляции привело к
созданию иных, чем при анализе общих закономерностей
саморегуляции деятельности, эмпирических
методов исследования. На первый план
выступило создание и использование многошкальных
опросных методик диагностики саморегуляции,
позволяющих определять не только индивидуальную
развитость отдельных регуляторных процессов,
но и индивидуальные профили саморегуляции,
сопоставимые с результатами обследований
с помощью личностных вопросников, а также
квазиэкспериментальные методы исследования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Изучение
саморегуляции потребовало
Для изучения индивидуальной саморегуляции
нами был создан ряд опросных многошкальных
методик (см. [23, 25-27]). В описанных ниже исследованиях
основным инструментом диагностики индивидуальных
профилей саморегуляции являлся последний
вариант опросника В.И. Моросановой "Стилевые
особенности саморегуляции поведения
- ССП-98". Он содержит 46 утверждений,
входящих в состав шести шкал: планирования
целей (Пл), моделирования значимых условий
их достижения (М), программирования действий
(Пр), оценивания и коррекции результатов
(Ор), гибкости (Г), самостоятельности (С).
Методика дает возможность выявлять структуру
индивидуальных особенностей саморегуляции
на основе шести показателей, соответствующих
шкалам опросника и в совокупности характеризующих
индивидуальный профиль саморегуляции.
Кроме того, в целом опросник работает
как единая шкала "Общий уровень саморегуляции"
(ОУ), который отражает степень развитости
индивидуальной саморегуляции [23].
Ниже представлены в обобщенной форме
данные исследований функциональной регуляторной
роли ряда личностных конструктов. При
их выборе мы исходили из того, что они
относятся к принципиально различным
уровням организации личностной сферы
- от темперамента и характера до мотивационно-потребностной
сферы, от осознаваемой активности до
личностных защит, имеющих свои корни
в бессознательной активности. Мы надеялись,
что такая разноуровневость исследуемых
переменных позволит выявить не только
разные уровни регуляции и их соподчинения,
но и специфику функциональной роли, вклад
в регуляцию разноплановых личностных
структур, даст возможность аргументировать
интегративную роль индивидуальной саморегуляции.
Немаловажное значение при выборе исследуемых
переменных имело и наличие надежного
методического инструментария для их
диагностики.
Среди исследуемых личностных конструктов
центральное место в нашем проекте занимали
основные личностные диспозиции - экстраверсия
и нейротизм (по Г.Ю. Айзенку), представление
о которых мы стремились расширить с точки
зрения типичных структур индивидуальных
особенностей саморегуляции. Проведено
также исследование влияния структур
потребностно-мотивационной сферы на
индивидуальные особенности саморегуляции
целедостижения. Сделаны первые шаги в
исследовании роли когнитивных стилей
в формировании индивидуальной структуры
саморегуляции. Выполнено поисковое исследование
взаимодействия осознанных и неосознаваемых
способов саморегуляции, раскрывающего
специфику проявлений личностных защит
при различной развитости и структуре
индивидуальной осознанной саморегуляции.
Рассмотрим основные, наиболее значимые,
на наш взгляд, итоги этих исследований.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРИ ЭКСТРАВЕРСИИ И НЕЙРОТИЗМЕ
Можно
по-разному относиться к факторной
теории личности Г.Ю. Айзенка, но трудно
отрицать, что экстраверсия и нейротизм
входят в число наиболее разработанных
и эмпирически исследованных
в мировой психологии личностных
конструктов, описывающих реально
существующие, во многом генетически
обусловленные индивидуальные психологические
различия. Ранее мы проанализировали
существующие в литературе данные о
проявлениях экстраверсии и нейротизма
в поведении человека [24]. В контексте
данной статьи важно отметить следующее.
В отечественной психологии бытует
мнение, что факториальные теории
личности противостоят субъектно-деятельностному
подходу. На наш взгляд, следует говорить
не о противостоянии подходов, а
о разных аспектах изучения психики
человека. И наша работа доказывает,
что возможно продуктивное исследование
экстраверсии и нейротизма - базальных
психологических конструктов
Цель наших исследований экстраверсии
и нейротизма заключалась в развитии традиционных
психологических представлений об этих
личностных диспозициях с точки зрения
устойчивых способов самоорганизации
произвольной активности, типичной структуры
саморегуляции при экстраверсии и нейротизме
(по Г.Ю. Айзенку).
Эмпирическое исследование проводилось
на выборке, состоящей из 850 чел. (учащиеся
в возрасте 16-18 лет), с помощью опросных
методик: "Модифицированного личностного
опросника Айзенка" [30] и описанного
выше опросника "ССП-98". Связь экстраверсии
и нейротизма с различными сторонами регуляции
изучалась методами факторного, корреляционного,
дисперсионного и кластерного анализа,
что подробно описано в работах [23, 24]. Последовательно
был проведен анализ общей выборки испытуемых
(803 чел.), а также крайних по степени выраженности
экстраверсии и нейротизма, или экстремальных
групп экстравертов (181 чел.) и интровертов
(176 чел.), эмоционально лабильных (145 чел.)
и стабильных испытуемых (168 чел.). Сопоставлялись
подгруппы с высокой, средней и низкой
сформированностью осознанной саморегуляции,
на которые была разделена по показателю
общего уровня саморегуляции каждая из
экстремальных групп экстравертов, интровертов,
эмоционально лабильных и стабильных.
В результате было установлено, что тип
личностной диспозиции взаимосвязан со
спецификой структуры индивидуальных
особенностей саморегуляции. Экстраверты
и интроверты, эмоционально лабильные
и стабильные характеризуются различными
комплексами индивидуально-типических,
стилевых особенностей регуляторных процессов
планирования целей деятельности, моделирования
значимых условий, программирования действий,
оценки и коррекции результатов, определяющих
специфику типичных профилей саморегуляции.
Напомним [20,24], что функциональная развитость
планирования (Пл) в профиле саморегуляции
характеризует индивидуальные особенности
целеполагания с точки зрения осознанности
и автономности процесса выдвижения целей
активности, их действенности, реалистичности,
устойчивости, детализированности. Моделирование
(М) позволяет определять развитость представлений
о системе внешне и внутренне значимых
для достижения цели условий, степень
их осознанности, детализированности
и адекватности. Функциональная роль процессов
программирования (Пр) заключается в осознанном
построении субъектом способов и последовательности
своих действий для достижения субъектно
принятых целей. Развитость программирования
свидетельствует о сформировавшейся у
человека потребности продумывать способы
своих действий и поведения для достижения
намеченных целей, о развернутости и устойчивости
разрабатываемых программ. Развитость
процессов оценивания результатов (Ор)
-это адекватность, автономность оценки
испытуемым себя и результатов своей деятельности
и поведения, устойчивость субъективных
критериев оценки успешности достижения
результатов.
Было выявлено семь типов профилей регуляции
(рис. 1), которые качественно отличались
по характеру и выраженности пиков в структуре
саморегуляции. При этом специфика профилей
хорошо соотносится с данными о деятельности
и поведении экстравертов, интровертов,
эмоционально лабильных и стабильных,
описанными в литературе (см. [36, 37]). Это
позволяет говорить, что рассматриваемые
профили являются выражением регуляторной
специфики личностных диспозиций экстраверсии
и нейротизма на уровне организации и
построения произвольной активности.
Рис.
1. Типичные профили саморегуляции
при экстраверсии и нейротизме.
Пл - звено планирования целей деятельности,
М - моделирования значимых условий,
Пр - программированния действий, Ор - оценки
и коррекции результатов; В - зона высокой
функциональной развитости звена саморегуляции,
Ср - средней, Н - низкой.
Для
экстравертов характерны два типичных
профиля саморегуляции, имеющие
общую черту - высокую функциональную
развитость процесса моделирования
значимых условий (см. рис. 1). Первый типичный
профиль, по сравнению со вторым, отличает
высокая сформированность программирования
действий и оценки результатов, но вместе
с тем низкая развитость планирования
целей. Отличительная особенность
интровертов - высокая развитость программирования
действий. При этом у интровертов
с первым типичным профилем, в отличие
от второго, наблюдается развитость
планирования целей и относительно
низкое моделирование значимых условий
деятельности достижения цели. Кроме
того, экстраверты, по сравнению с
интровертами, отличаются большей гибкостью
и автономностью
Профили саморегуляции, характеризующие
эмоционально лабильных и стабильных,
противоположны по сильным (высокоразвитым)
и слабым (низкоразвитым) сторонам структуры
саморегуляции (см. рис. 1). Лица с выраженным
нейротизмом демонстрируют высокую функциональную
развитость процессов планирования и
программирования и низкую - моделирования
значимых условий и оценки результатов,
в то время как сильными сторонами регуляции
стабильных являются моделирование и
оценка результатов, а менее развитыми
- планирование и программирование. Кроме
того, у стабильных была выделена вторая
типичная структура регуляции, в которой
низкое планирование и высокое моделирование
сочетались теперь уже с высоким программированием,
но низкой оценкой результатов. Помимо
этого у эмоционально лабильных, по сравнению
со стабильными, отмечаются более низкие
значения по шкале гибкости, что сказывается
на недостаточной пластичности функционирования
каждого из регуляторных процессов и системы
саморегуляции в целом.
Как показали результаты нашего исследования,
выявленные профили - это достаточно устойчивые
характеристики экстраверсии и нейротизма,
которые прослеживаются также в подгруппах
стабильных и лабильных экстравертов,
стабильных и лабильных интровертов даже
несмотря на то, что структура регуляции
таких испытуемых есть результат одновременного,
совместного воздействия факторов экстраверсии
и нейротизма. Вместе с тем следует подчеркнуть,
что, несмотря на общее сходство, профили
саморегуляции, которые формируются у
данных типов, похожи, но не тождественны
типичным профилям саморегуляции: в ряде
случаев происходит ослабление одних
звеньев или более интенсивное развитие
других и как следствие - закономерное
изменение соотношения между сильными
и слабыми звеньями в структуре доминирующего
типичного профиля саморегуляции [24].
Принципиальные в нашем контексте результаты
были получены при выяснении того, как
сказывается на проявлении экстраверсии
и нейротизма повышение степени осознанной
саморегуляции. В этих случаях, с одной
стороны, происходит повышение показателей
саморегуляции по всем звеньям, но при
этом в типичных профилях на фоне общего
ее повышения остаются слабые звенья,
которые в меньшей степени корректируются
за счет изменения уровня осознанной саморегуляции,
являются наиболее устойчивыми стилевыми
особенностями, представляя тем самым
специфические ограничения для формирования
эффективной саморегуляции при высокой
выраженности экстраверсии и нейротизма.
Для экстравертов и стабильных таким звеном
является планирование, для интровертов
- моделирование, а у эмоционально лабильных
- это звено оценки результатов. Кроме
того, как показали результаты нашего
исследования, измерение нейротизма, в
отличие от измерения экстраверсии, обнаруживает
значимую корреляционную связь с общим
уровнем сформированности системы осознанной
саморегуляции. В целом, для эмоционально
лабильных (в том числе эмоционально лабильных
экстравертов и интровертов), по сравнению
со стабильными, характерен более низкий
общий уровень осознанной саморегуляции
как следствие присущей им эмоциональной
нестабильности. Но и они за счет повышения
осознанной саморегуляции способны формировать
систему саморегуляции, отличающуюся
высокой развитостью и взаимосвязностью
функционирования ее целостного контура,
высокой сформированностью регуляторно-личностных
свойств [24].
С другой стороны, и среди сильных (более
развитых) звеньев в типичных профилях
саморегуляции существуют такие, которые
наиболее устойчивы к снижению уровня
осознанной саморегуляции. У лиц с высоким
нейротизмом звенья планирования и программирования
в равной степени могут сохранять функциональную
развитость даже при низком уровне осознанной
саморегуляции. Для интровертов данным
звеном в большей степени является программирование,
а у экстравертов и стабильных - моделирование
значимых условий. На рис. 2 приведены регуляторные
профили при изменении степени осознанной
саморегуляции у интровертов.
Информация о работе Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека