Личность Виды личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.[21]

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Познавательный процесс……………………………………...5
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСНОНАЛОМ
2.1. Темперамент………………………………………………….…10
2.2. Характер………………………………………………………....15
2.3. Направленность и способности………………………………..23
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………27

Работа содержит 1 файл

ПУ Касьянова исправленный вар.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

9.Тревожный (тревожность). Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль. Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений. Окружающим нравится их дружелюбие, самокритичность и исполнительность. Но проявляют боязливость, мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, часто являются «козлами отпущения». Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконечное переживание, взвешивание.

10.Экзальтированный (экзальтированность). Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое настроение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств и привязанность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные события воспринимают трагически, имеют склонность к невротической депрессии. Их среда существования - это сфера искусств, художественные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

11.Интровертированный. Люди этого типа акцентуации характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ранимость, но ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество  и предпочитают находиться в уединении, чем в шумной компании. В конфликты  вступают редко, только при попытке  вторгнуться в их внутренний мир. Они переборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала. У них сильно выражена эмоциональная холодность и слабая привязанность к близким.

Окружающим людям они  нравятся за сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых  убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание своих нереальных интересов, взглядов и наличие своей  точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, отталкивают  от них людей. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность и грубость окружающих усиливают замкнутость.

Таким людям предпочтительна  работа, не требующая широкого круга  общения. Они склонны к теоретическим  наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, фантастике, музыке.

12. Конформный (конформность). Люди этого типа обладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделяться «из толпы».

Эти люди неорганизованны  и предпочитают подчиняться, в общении  с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Окружающим в этих людях нравится их готовность выслушать  «исповедь» другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и  имеют большую страсть к развлечениям.

Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности. Люди, обладающие им, несамостоятельны и несобранны, быстро теряются, опускают руки, поэтому они могут успешно  действовать только тогда, когда  ощущают поддержку.

Конформные люди легко  поддаются чужому воздействию и  обстановке, поэтому от них не приходится ждать смелых и решительных поступков. Их никогда не следует делать начальниками и поручать самостоятельные дела, но они прекрасные заместители, уютно  чувствующие себя в условиях.

В повседневной жизни в  зависимости от многих обстоятельств  характер человека может реализовываться  по-разному: что-то скрываться, что-то, наоборот, выпячиваться, что-то подавляться. В результате формируется определенный тип работника: позитивный, нейтральный или негативный по отношению к процессу руководства.

В условиях профотбора людей  на определенные должности (например, на должность руководителя рабочей группы) большую роль играет психодиагностика черт характера, так как, прежде всего характер определяет пригодность человека к нормальному общению и добросовестному отношению к выполняемой работе.[17]

2.3. Направленность личности и способности

 Направленность личности - это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направленность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от текущей ситуации. Структура направленности складывается из следующих компонентов:

1) потребности (естественные и социальные как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития);

2)мотивы - предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого он и осуществляется; осознаваемая или неосознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;

3)интересы - форма познавательной направленности, влияющей на выбор профессии, занятие определенной должности в коллективе и т.д.;

4)идеалы - ориентация на конкретные образцы поведения, на эталоны профессиональной деятельности.[11]

 Способности - это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.

Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают:

1)общие способности как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.);

2)специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, спортивной, трудовой). Например, управленческая деятельность требует от руководителя таких способностей, как коммуникативностью, решительность, настойчивость, лидерство, наблюдательность, тактичность и др.

По элементам новизны  в выполняемой деятельности различают  способности исполнительные и творческие (например работа чертежника и конструктора).

По уровню сформированности различают:

1)задатки как природную основу способностей;

2)одаренность — благоприятное сочетание задатков для какой-либо деятельности;

3)способности — качества личности, обусловливающие успешность овладения и выполнения определенной профессиональной деятельности;

4)талант — комплекс высокоразвитых способностей, определяющий возможности выдающихся достижений в избранной деятельности;

5)гениальность — высшая степень развития таланта, проявляющаяся в разработке новых отраслей науки, искусства, практической деятельности.

Способности не являются готовым  природным даром человека, ибо в их основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в целом.

Способности можно определить только методами анализа конкретной деятельности субъекта, оценки ее успешности, целенаправленности, тестированием и т.п. Но это всегда должен быть рационально подобранный комплекс методов.

Являясь необходимым условием успешного выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями  ее организации. Например, успешность участия сотрудников производственной группы в деловой игре зависит от их интеллектуальных способностей: сообразительности, оперативности памяти и мышления и т.п., но само участие в деловых играх как формах активного обучения стимулирует дальнейшее развитие интеллектуальных качеств, их переход на более высокий уровень активности.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Жизненный путь каждого человека, условия его развития и деятельности неповторимы. Каждый человек обладает различными  психофизическими  особенностями, присущих только ему в определенных пропорциях. Человек может быть активен или пассивен, вдохновлен чем-то  или равнодушен ко всем проявлениям внешнего воздействия не него.   Каждый личность обладает набором психических свойств-качеств. Совокупность унаследованных и выработанных человеком психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяет его индивидуальность.[12]

Индивидуальность - это особенности  человека, отличающие его от других людей. Это не только неповторимое своеобразие  внутренних психологических функций  человека, но и особенности отношений  и реакций на те или иные жизненные явления, самобытность его чувств, оригинальность интересов и увлечений.

Человек всегда проявляет  свои индивидуальные качества в процессах  трудовой деятельности и группового взаимодействия. Работник - это сложный личностный объект, в чем-то сходный с другими людьми, в то же время своеобразный и неповторимый. Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно.

В данном реферате была изложена информация о типах личности, индивидуальных особенностях данных типов и отражение  их особенностей  в рабочей деятельности. Были указаны предписания о наиболее эффективном сотрудничестве с различными типами в рабочем процессе  со стороны «руководитель – подчиненный»,  где были даны, рекомендуемые принципы для руководителя, а также со стороны  «подчиненный-подчиненный», где описывались  возможные варианты взаимосвязи  данных типов с внешней средой.

Знание и учет этих качеств людей необходимы руководителю, менеджеру по персоналу для реализации индивидуального подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной деятельности и развития каждого человека и организации в целом.

 

Список используемой литературы:

1)Бляхман Л.С., Галенко В.П., Минкин А.В. Введение в менеджмент.-Учебное пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 2001г.

2)Веснин В.Р. Менеджмент для всех - М.: Знание, 2004.

3)Козырев В. Начни с управленческой культуры. Екатеринбург, "Библиосервис". 2002г.

4)Воеводина Н.А., Данилова И.А., Нуриева Р.Н. Социалогия и психология управления. "Омега-7" 2009г.  -22, 78,85, 176 с.

5)Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент - СПб.: Питер, 2001г. - 752с.

6)Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Россмен, 2005г.

7)Липсиц И.В. Секреты умелого руководителя. М. Экономика. 2001.

8)Королев Л.М. Психология управления "Дашков и Ко" 2012г. 76,98,188с.

9)Альбуханова-Славская К.А. "Деятельность и психология личности"1980г.

10)Боданев А.А. Психология личности 2000г.

11)Томбовцев В.Л. Анализ целей в управлении производством - М.: Экономика. 2008г.

12)Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 2006. - 271с.

13)Крысько В.Г. Введение в социальную психологию 2000г.

14)Слободничков В.И., Исаев В.Е. Психология человека.Введение в психологию 2001г.

15)Столяренко А.М. Психология и педагогика 2004г.

16)Столяренко А.М. Общая  и профессиональная психология 2003г.

17)Райгородский Д.Л. Хрестоматия по психологии личности (Самара)2000г.

18)Захарова Л.Н. Психология управления "Логос" 2011г. -253,303,307,376с.

19)Кабаченко Т.С. Психология управления. - Пед. общество России, 2005г.

20)Карпов А.В. Психология управления -  Гардарики 2000г.

21)Рамендик Д.М. Управленческая психология. - «Форум» 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Личность Виды личности