Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:15, реферат
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.[21]
Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Познавательный процесс……………………………………...5
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСНОНАЛОМ
2.1. Темперамент………………………………………………….…10
2.2. Характер………………………………………………………....15
2.3. Направленность и способности………………………………..23
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………27
Содержание:
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСНОНАЛОМ
2.1. Темперамент…………………………………………………
2.2. Характер……………………………………………………….
2.3. Направленность и способности………………………………..23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………27
Введение
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.[21]
Личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, характеризующаяся особенностью психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в обществе, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, которые имеют существенное отношение, как для самого индивида, так и для окружающих. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней можно выделить три основные подсистемы (сферы):
а) когнитивную, в которой складываются функции познания и, которые включают в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;
б) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;
в) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.[9]
Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, темпераментом, характером, направленностью и способностями.
Человек всегда проявляет
свои индивидуальные качества в процессах
трудовой деятельности и группового
взаимодействия. Рассматривая каждого
работника организации с точки
зрения его индивидуально-
Знание и учет индивидуальных
качеств людей необходимы руководителю,
менеджеру по персоналу для реализации
индивидуального подхода к
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Психологическая структура личности формируется в онтогенезе. Онтогенез - это процесс формирования и развития психики отдельного человека. Начиная от природных задатков и кончая внешними социально и личностно опосредованными формами поведения. Таким образом, личность - это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам:
1) субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе элементарные и частные психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, то есть относительную автономию каждого из них.[8]
На основе анализа структуры
личности и свойств индивидуальности
можно составить
Кратко охарактеризуем основные когнитивные процессы и индивидуально-психологические свойства личности.
Когнитивные (познавательные) процессы личности. В условиях управления и общения люди оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и характера выполняемых ими производственных задач.
Познавательные процесс - это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие процессы:
1.Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов.
Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д.
Восприятие отражает целостные образы объектов - человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т.п.
Руководителю необходимо учитывать некоторые особенности восприятия как процесса получения информации и формирования целостного образа предметов и явлений.[18]
Информация усваивается человеком в объеме 10-40% при воздействии только на слуховой анализатор, без выраженного эмоционального позитивного отношения без участия оперативного мышления.
На 50-60% запоминается и воспроизводится информация, усвоение которой происходит посредством одного анализатора (например только на слух), не особо выраженного эмоционального отношения и лишь при частичном включении оперативного мышления (осмысления).
Информация в объеме 70-90% запоминается и активно воспроизводится (без подсказки), когда ее понимание более эмоционально окрашено и воспринимается по нескольким информационным каналам (зрительному, слуховому, мышечному) с включением оперативного мышления.
При этом необходимо учитывать, что посредством зрения человек получает около 80% информации из окружающего мира, а на слух - только 10% информации. Также материал лучше усваивается, когда он связан с личным опытом, примерами. Большое значение для усвоения имеет ярко выраженная практическая направленность информации.[5]
В целом познавательные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированности у людей определяет их важные профессиональные способности узнавания и различения объектов разнообразных модальностей, воздействующих на различные анализаторы.
Поэтому необходим профессиональный отбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности.
2.Память - это процесс, который служит для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте человека. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.
По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, которые образуют единую систему переработки информации человеком. Учет закономерностей этих видов памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной деятельности. Например, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 сигналов на одно предъявление).
Для успешной работы долговременной памяти необходимы более сложный процесс передачи информации: смысловая переработка запоминаемого материала; включение запоминаемого материала в активные формы практической деятельности (решение профессиональных задач); адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний и т.п.); систематизация усвоенного материала. [2]
Объем предъявляемой информации и скорость забывания находятся в обратной пропорциональной зависимости. Необходимо не перегружать внимание и память человека.
3.Мышление - это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений.
Мышление включает в себя
такие операции, как анализ и синтез,
сравнение и различение, абстрагирование,
обобщение, систематизация, конкретизация.
Благодаря мышлению человек познает
законы природы и общества, способен
планировать свою деятельность, сознательно
управлять техникой, воздействовать
на природу, сознательно управлять
своей деятельностью и
Мышление - это всегда решение каких-то проблем, поэтому для его развития необходимо уметь создавать проблемные ситуации в профессиональной деятельности как руководителей, так и подчиненных.
Решение разного рода профессиональных задач требует по преимуществу разных типов мышления - образного, практического или теоретического. Например, если для водителя транспортного средства необходимо образное и практическое мышление, то для руководителей верхних уровней - высокоразвитое теоретическое мышление.[20]
4. Речь - это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.
5. Внимание - это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например в деятельности спортсменов, операторов и др.). Устойчивость внимания - важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных свойств внимания - одна из основных причин аварийных ошибок в управлении техникой и людьми.
6. Воображение - это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, то есть прошлого опыта субъекта. Воображение - основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:
-тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;
-предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;
-развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.[16]
Эффективность протекания
познавательных процессов
1.Объективные факторы связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией производственной деятельности. К ним относятся:
-рациональная организация производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);
-методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов восприятия, памяти и др.);
-опыт и мастерство руководителя, его авторитет, управленческий такт и др.;
-содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;
- организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;
- индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.
2.Субъективные факторы успешности управления персоналом и профессиональной деятельности - это индивидуальные свойства личности сотрудников: