Личность Виды личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.[21]

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Познавательный процесс……………………………………...5
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСНОНАЛОМ
2.1. Темперамент………………………………………………….…10
2.2. Характер………………………………………………………....15
2.3. Направленность и способности………………………………..23
Заключение……………………………………………………………..26
Список используемой литературы……………………………………27

Работа содержит 1 файл

ПУ Касьянова исправленный вар.docx

— 66.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

    1. Познавательный процесс……………………………………...5

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСНОНАЛОМ

    2.1. Темперамент………………………………………………….…10

    2.2. Характер………………………………………………………....15

    2.3. Направленность и способности………………………………..23

Заключение……………………………………………………………..26

Список используемой литературы……………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личность рассматривается  в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид - это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.[21]

Личность - это относительно устойчивая система поведения индивида, характеризующаяся особенностью психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются  в обществе, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, которые имеют  существенное отношение, как для самого индивида, так и для окружающих. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью. В ней можно выделить три основные подсистемы (сферы):

а) когнитивную, в которой складываются функции познания и, которые включают в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;

б) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

в) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.[9]

Человек как личность также  обладает такими свойствами, которые  непосредственно определяют его  индивидуальность, индивидуальную неповторимость, темпераментом, характером, направленностью и способностями.

Человек всегда проявляет  свои индивидуальные качества в процессах  трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого  работника организации с точки  зрения его индивидуально-психологических  свойств, мы подходим к нему как к  индивидуальности, то есть личности, в  чем-то сходной с другими людьми (т.е. как личностный объект), в то же время своеобразной и неповторимой. Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно.

Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, менеджеру по персоналу для реализации индивидуального подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному  их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования и мотивации, достижения эффективной  деятельности и развития каждого  человека и организации в целом.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

 

    1. Познавательный процесс

Психологическая структура  личности формируется в онтогенезе.  Онтогенез - это процесс формирования и развития психики отдельного человека. Начиная от природных задатков и кончая внешними социально и личностно опосредованными формами поведения. Таким образом, личность - это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам:

1) субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе элементарные и частные психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, то есть относительную автономию каждого из них.[8]

На основе анализа структуры  личности и свойств индивидуальности можно составить психологический  портрет человека, позволяющий дать ему качественную оценку.

 Кратко охарактеризуем  основные когнитивные  процессы и индивидуально-психологические свойства личности.

Когнитивные (познавательные) процессы личности. В условиях управления и общения люди оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и характера выполняемых ими производственных задач.

Познавательные процесс - это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие процессы:

1.Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов.

Ощущение обеспечивает отражение  отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве,  двигательные и болевые реакции и т.д.

Восприятие отражает  целостные образы объектов - человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т.п.

Руководителю необходимо учитывать некоторые особенности восприятия как процесса получения информации и формирования целостного образа предметов и явлений.[18]

Информация усваивается  человеком в объеме 10-40% при воздействии только на слуховой анализатор, без выраженного эмоционального позитивного отношения  без участия оперативного мышления.

На 50-60%  запоминается и воспроизводится информация, усвоение которой происходит посредством одного анализатора (например только на слух), не особо выраженного эмоционального отношения и лишь при частичном   включении оперативного мышления (осмысления).

Информация в объеме 70-90% запоминается и активно воспроизводится (без подсказки), когда ее понимание более эмоционально окрашено и воспринимается  по нескольким информационным каналам (зрительному, слуховому, мышечному) с включением оперативного мышления.

При этом необходимо учитывать, что посредством зрения человек  получает около 80% информации из окружающего мира, а на слух - только 10% информации. Также материал лучше усваивается, когда он связан с личным опытом, примерами. Большое значение для усвоения имеет ярко выраженная практическая направленность информации.[5]

В целом познавательные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности, а уровень их сформированности у людей определяет их важные профессиональные способности узнавания и различения объектов разнообразных модальностей, воздействующих на различные анализаторы.

Поэтому необходим профессиональный отбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов (световых, звуковых и др.), а также к созданию объективных условий для надежности восприятия сигналов  при определении уровня яркости, величины, окраски, громкости и других параметров сигналов, предъявляемых человеку в различных видах деятельности.

2.Память - это процесс, который служит для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте человека. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.

По временному параметру  различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, которые образуют единую систему переработки информации человеком. Учет закономерностей этих видов памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной деятельности. Например, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 сигналов на одно предъявление).

Для успешной работы долговременной памяти необходимы более сложный процесс передачи информации: смысловая переработка запоминаемого материала; включение запоминаемого материала в активные формы практической деятельности (решение профессиональных задач); адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний и т.п.); систематизация усвоенного материала. [2]

Объем предъявляемой информации и скорость забывания находятся  в обратной пропорциональной зависимости. Необходимо не перегружать внимание и память человека.

3.Мышление - это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений.

Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Благодаря мышлению человек познает  законы природы и общества, способен планировать свою деятельность, сознательно  управлять техникой, воздействовать на природу, сознательно управлять  своей деятельностью и действиями других людей.

Мышление - это всегда решение каких-то проблем, поэтому для его развития необходимо уметь создавать проблемные ситуации в профессиональной деятельности как руководителей, так и подчиненных.

Решение разного рода профессиональных задач требует по преимуществу разных типов мышления - образного, практического или теоретического. Например, если для водителя транспортного средства необходимо образное и практическое мышление, то для руководителей верхних уровней - высокоразвитое теоретическое мышление.[20]

4. Речь - это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.

5. Внимание - это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например в деятельности спортсменов, операторов и др.). Устойчивость внимания - важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных свойств внимания - одна из основных причин аварийных ошибок в управлении техникой и людьми.

6. Воображение - это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, то есть прошлого опыта субъекта. Воображение - основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:

-тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;

-предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;

-развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.[16]

 Эффективность протекания  познавательных процессов связана  с двумя видами факторов деятельности  человека в организации.

1.Объективные факторы связаны с социальными и природными процессами, с воздействиями людей друг на друга, организацией производственной деятельности. К ним относятся:

-рациональная организация производственной деятельности (четкие планы, программы, цели, инструкции и др.);

-методика обучения (технические средства, наглядность, методы изложения информации, организация действий персонала с учетом закономерностей познавательных процессов восприятия, памяти и др.);

-опыт и мастерство руководителя, его авторитет, управленческий такт и др.;

 -содержание и уровень трудности профессиональных задач для сотрудников;

- организация систематического контроля и адекватность оценки знаний и действий сотрудников, оценка их психологической и деловой готовности к самостоятельной профессиональной деятельности;

- индивидуальный подход в общении и воспитании сотрудников.

2.Субъективные факторы успешности управления персоналом и профессиональной деятельности  - это индивидуальные свойства личности сотрудников:

Информация о работе Личность Виды личности