Личность преступника, особенности формирования девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Таким образом, цель написания данной работы – исследование психологической характеристики личности преступника.
Задачи написания работы:
- сформулировать определение личности преступника ;
- выявить структуру личности преступника;
- дать основные черты психологической характеристики преступника;
- охарактеризовать основные типы преступников.

Содержание

1. Введение.

2. Понятие личности преступника.

3. Структура личности преступника.

4. Основные черты психологической
характеристики преступника.

5. Классификация и типология преступников.

5.1 Классификация преступников
5.2 Типология преступников

6. Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

6. Изучение лич­но­сти пре­ступ­ни­ка долж­но стро­ить­ся на твер­дой пра­во­вой ос­но­ве, т.е. долж­на изу­чать­ся лич­ность тех, кто по за­ко­ну при­зна­ет­ся субъ­ек­том пре­сту­п­ле­ния. По­это­му рас­смат­ри­вае­мая ка­те­го­рия име­ет вре­мен­ные рам­ки: с мо­мен­та со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния, удо­сто­ве­рен­но­го су­дом, и до от­бы­тия уго­лов­но­го на­ка­за­ния.

К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы психологические данные о преступной деятельности правонарушителя, относятся:

      установление психического состояния в период совершения деяния, т. е. определение вменяемости, а это значит, способности быть виновным;

      вид преступных действий (умысел или неосторожность);

      мотивы преступления (побуждающие причины);

      эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения преступления;

      обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности.

Вопрос о вменяемости решается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Прямым основанием для её назначения служит сомнение следователя (судьи) в психическом благополучии обвиняемого во время инкриминируемого деяния. Следователю с самого начала расследования уголовного дела необходимо обращать внимание на наличие странностей в поведении, действиях и высказываниях обвиняемого. Основаниями для сомнения в психическом благополучии обвиняемого может служить информация о том, что его родители или близкие родственники страдают психическими заболеваниями, сам он с детства отставал в развитии, не усваивал школьную программу, не мог овладеть специальностью, имеет психологические аномалии и т. д.

Способствует формированию представления о степени психической полноценности субъекта в момент правонарушения также анализ характера и способа совершения преступления, целей, которые преследовал обвиняемый, информация о его поведении до и после совершения деяния, контактах с окружающими и образе жизни.

Вид преступного действия (умысел или неосторожность) определяется путём выявления психического отношения обвиняемого к деянию в момент его совершения и их мотивов. Мотивы поведения могут быть вызваны такими общественными понятиями, как корысть, хулиганские побуждения, низменные побуждения, ревность, месть, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могут включать в себя самые различные побуждающие причины. Например, корыстные действия с психологической точки зрения могут быть мотивированы стремлением к обогащению, потребность в самоутверждении, завистью, желанием вести праздный образ жизни, страсть к развлечениям или азартным играм, потребностью в сиюминутном удовлетворении труднопреодолимых влечений.

Психологические особенности обвиняемого могут быть по разному связаны с инкриминируемым ему правонарушением. Одни из них могут сыграть ведущую роль в выборе ведущего преступного способа удовлетворения потребностей или разрешении конфликта. Другие психологические особенности чаще только способствуют совершению преступления при наличии внешне неблагоприятной ситуации (например, эгоистическая и корыстная направленность личности, нежелание трудиться, неуважение к человеческой жизни, человеческому достоинству и морали, сексуальная распущенность и т.д.). Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы, трудолюбие человека, совершившего преступление человека в состоянии аффекта), но важны для понимания степени общественной опасности обвиняемого и перспектив его исправления и перевоспитания.

Одним из основных вопросов криминальной психологии всегда было выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего с мотивационной сферой человека, с определёнными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминальную ситуацию.

 

При изучении личности преступника важно знать также, что его толкнуло на правонарушение и, прежде всего, исследовать причину (мотив) этого.  Мотив – побуждающая причина, которая характеризует субъективную сторону преступления. Его установление необходимо для определения состава правонарушений, имеющих сходные признаки (например, хулиганство и причинение телесных повреждений). В ряде случаев выяснение мотива имеет значение для доказывания преступности. Кроме того, мотив преступления может учитываться как отягчающее обстоятельство или смягчающее уголовную ответственность обстоятельство или свидетельствовать об отсутствии в действиях обвиняемого общественной опасности.

Установление психического или эмоционального состояния обвиняемого в момент преступления необходимо для квалификации преступлений, совершенных либо в состоянии патологического аффекта,   либо эмоционального возбуждения или эмоционального напряжения. Говоря об основаниях освобождения от юридической ответственности, закон оперирует понятием общественной опасности лица, совершившего преступление. В это понятие включаются, прежде всего, психологические особенности направленности личности и наиболее устойчивые черты характера, которые влияют на совершение преступления и способствуют или препятствуют совершению новых общественно опасных деяний. Об  изменении (уменьшении или увеличении) общественной опасности лица, совершившего преступное деяние, можно судить по тем изменениям в его психическом состоянии, которые произошли после совершения преступления. В числе смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств закон называет жизненные ситуации, побуждения и признаки действий, для правильной оценки которых требуется учитывать психологические качества обвиняемого.

К числу смягчающих ответственность обстоятельств для обвиняемого закон относит влияние на него оскорблений, угроз, стечение тяжёлых личных или семейных обстоятельств, различного рода зависимость (личная, служебная, материальная). Ни одно из этих обстоятельств не может быть установлено только по объективным признакам, без учёта субъективных (психологических) особенностей обвиняемого. Влияние оскорблений, угроз и т.д.  на обвиняемого зависит не только от их содержания, реальности, направленности, но и от психических качеств того, кому угрожают: твёрдости характера, смелости 

 

 

   

Но чью же лич­ность мы бу­де­м  изу­чать. Так, на­при­мер, “лич­ность пре­ступ­ни­ка, об­ви­няе­мо­го, под­су­ди­мо­го, осу­ж­ден­но­го” оп­ре­де­ля­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с  нор­ма­ми уго­лов­но-про­цес­су­аль­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, хо­тя и речь бу­дет ид­ти об од­ном и том же ли­це. Надо пом­ни­ть, что эти по­ня­тия схо­жи (для обы­ва­те­ля), но не для нас и тем бо­лее не то­ж­де­ст­вен­ны. В на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре пред­ла­га­ет­ся ряд  на­зва­ний, ин­те­ре­сую­щих нас, но к ним мож­но при­ди­рать­ся с точ­ки зре­ния рус­ско­го язы­ка или ря­да норм пра­ва. Не­ко­то­рые из них я при­ве­ду:

а) “предкриминогенная”(речь идет об этапе криминализации личности);

б) “ади­ми­ни­ст­ра­тив­но- ан­ти­со­ци­аль­ная”

в) “лич­ность, пред­став­ляю­щая об­ще­ст­вен­ную опас­ность”;

г)  де­ви­ант­ная лич­ность; лич­ность  с от­кло­няю­щим­ся (де­ви­ант­ным) по­ве­де­ни­ем; и пр.

Очень час­то упот­реб­ляю­щий­ся тер­мин “ли­ца, склон­ные к со­вер­ше­нию пре­сту­п­ле­ний”  про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу пре­зумп­ции не­ви­нов­но­сти и по­это­му счи­та­ет­ся не­удач­ным. Ко­неч­но мы будем его употреблять в речи, но не станем этого делать в офи­ци­аль­ных от­че­тах и справ­ках.

Различные аспекты личности преступника, помимо криминологии, изучают другие юридические науки: криминалистика, уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительное право и т.д., а также науки, имеющие  двойную природу и происхождение: юридическая психология, исправительно-трудовая психология, судебная психиатрия, судебная статистика и пр.

В заключении мне бы хотелось обратить внимание на то, что для психологии главное в личности преступника - ее природа и сущность, источники, пути, формы и механизмы формирования ее антиобщественных черт, те особенности, которые во взаимодействии со средой или пред преступной ситуацией  порождают преступное поведение, иными словами, все то о преступнике, что может объяснить совершение преступления. Результаты такого изучения являются основой для разработки  профилактики преступлений.

 

 

           

 

               3.  Структура  личности  преступника .

 

При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для психологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

Психологический анализ личности предполагает  максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе не означает психологизации или биологизации причин совершения преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд подструктур:

-одна из них включает в себя такие социально-демографические признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

-уровень умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и навыки;

-в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, наклонности, привычки;

-четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

-пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности  физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).

Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно. Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность преступника.

Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника. В частности, известна следующая схема, включающая:

-социально-демографические и уголовно-правовые признаки;

-социальные проявления в различных сферах общественной жизни;

-нравственные свойства;

-психические особенности.

Надо заметить, что любая такая схема не будет содержать в себе каких-либо специфических черт, присущих именно личности  преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому психологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и так далее. Это,  конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

Направленность личности представляет собой характеризующее данного  человека и своеобразно  переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий элемент в психологической структуре личности.  Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления  биологически обусловленных  свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими психологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и психических расстройств.

Одной из коренных проблем изучения личности преступника является проблема соотношения социального и биологического. Она имеет принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот рубеж, который разделяет многие теории.

Информация о работе Личность преступника, особенности формирования девиантного поведения