Личность преступника, особенности формирования девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Таким образом, цель написания данной работы – исследование психологической характеристики личности преступника.
Задачи написания работы:
- сформулировать определение личности преступника ;
- выявить структуру личности преступника;
- дать основные черты психологической характеристики преступника;
- охарактеризовать основные типы преступников.

Содержание

1. Введение.

2. Понятие личности преступника.

3. Структура личности преступника.

4. Основные черты психологической
характеристики преступника.

5. Классификация и типология преступников.

5.1 Классификация преступников
5.2 Типология преступников

6. Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


 

 

                                            

                                          Т е м а :

                          Личность  преступника,

особенности  формирования  девиантного

                         поведения

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ПЛАН.

 

 

1.  Введение.

 

2.  Понятие личности преступника.

 

3.  Структура личности преступника.

 

4.  Основные черты психологической

                 характеристики  преступника.

 

            5.  Классификация  и  типология  преступников.

 

                  5.1  Классификация преступников

                  5.2  Типология преступников

 

            6.  Заключение.

 

            Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

Вве­де­ние.

 

 

 

При изучении психологии преступления, прежде всего, активно исследуются социальные и биологические предпосылки формирования психики, играющие отрицательную роль в поведении человека. В настоящее время установлено, что недостатки процесса социализации не могут быть поняты вне её психофизиологической основы и без анализа эмоционально-волевой стороны личности преступника.

Преступный умысел возникает у человека в процессе восприятия и мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Это удаётся выяснить лишь рассмотрев комплекс потребностей такой личности, её интересы, мотивы действия, роль внутри преступной группы. На образование противоправного умысла преступника влияют типизация людей, темперамент, характер, потребности, ценностные ориентации, состояние психики и основных её качественных составляющих (восприятия, мышления, памяти, эмоций, критики, воли, интеллекта и др.)

Исследователи, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической структуры людей очевидно, хотя пол, тип и состояние нервной системы, задатки и даже патологию человек получает при рождении. И это заметно затрудняет социальную адаптацию таких лиц.

Ряд авторов выделяют следующие положения, нередко играющие негативную роль в поведении человека:

- психические заболевания зндогенного и зкзогенного происхождения (шизофрения, эпилепсия, последствия заболеваний и травм головного мозга, психопатия, алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.);

- наследственные заболевания (умственная отсталость, физические уродства и др.), особенно у тех, чьи родители отягощены алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями;

- постоянные психофизиологические перенапряжения;

- частые психотравматирующие и конфликтные ситуации в семье, школе, коллективе;

-  дефектное воспитание;

-  искажение СМИ агрессивных форм поведения людей и избыточный показ теле- и кинофильмов фантастического содержания;

-  ухудшение химического состава окружающей среды;

Все указанные выше предпосылки изменяют в той или иной степени личность и её поведение. Зачастую они приводят к различным психическим нарушениям, психологическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.

Важное криминологическое значение для любого человека имеет противоречивость и искажённость усвоенной ролевой информации, что в ряде случаев связано с противоречиями в самом содержании социальной роли, двузначности, встроенной в подтекст данной роли. Исход внутриролевого конфликта зависит как от психологических особенностей личности или группы, так и от ряда других факторов:

      размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных );

                       ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;

      удовлетворения индивида своей социальной ролью в целом и её составными элементами;

Из этого вытекает, что объектами криминальной психологии являются преступники и преступные группы, а её предметом – психологические особенности личности преступников, организованных и неорганизованных их групп.

Но главным всё-таки остаётся личность преступника. Как известно, преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что он не воспринимает или не понимает смысла правопослушного стиля жизни. Преступления – результат того, что у конкретного человека стала преобладать негативная система смысловых образований, которая его извращённое отношение к положительной стороне социальной действительности.

Оценивая личность человека совершившего преступление, необходимо выявить его доминирующие побуждения и обобщённые способы жизнесуществования, а также психологические особенности. При этом человеческое поведение организуется определёнными исходными ценностными позициями данной личности, которые в свою очередь, определяются его самосознанием и самосанкционированием  избираемых целей и способов поведения. Тем более, что любой человек психологически ведёт себя в соответствии с тем смыслом, который он придаёт результатам своего поведения.

Таким образом, цель написания данной работы – исследование психологической характеристики личности преступника.

Задачи написания работы:

- сформулировать определение личности преступника ;

- выявить структуру личности преступника;

- дать основные черты психологической характеристики преступника;

- охарактеризовать основные типы преступников.

Методы используемые при написании работы: системный, логический, анализ, синтез и др.

 

 

           

1.  По­ня­тие лич­но­сти преступ­ни­ка.

 

С точ­ки зре­ния рус­ско­го язы­ка сло­во «лич­ность» оп­ре­де­ля­ет­ся, как «че­ло­век,... но­си­тель ка­ких-ни­будь свойств...» или «со­во­куп­ность свойств, при­су­щих дан­но­му че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность...», «от­дель­ный че­ло­век в об­ще­ст­ве, ин­ди­ви­ду­ум...”»Го­во­ря о лич­но­сти, ча­ще все­го име­ют в ви­ду про­сто от­дель­но­го че­ло­ве­ка.

Сло­во «пре­ступ­ник» оз­на­ча­ет то­го, «кто со­вер­шил уго­лов­ное пре­сту­п­ле­ние» (в един­ст­вен­ном зна­че­нии) или «че­ло­век, ко­то­рый со­вер­ша­ет или со­вер­шил пре­сту­п­ле­ние». Си­но­ни­ма­ми это­го сло­ва яв­ля­ют­ся «уго­лов­ник» (разг.); пра­во­на­ру­ши­тель (юрид.); зло­умыш­лен­ник, вор, тать (ус­тар.); вар­нак (ус­тар., прост.); зло­дей, ли­хо­дей (ус­тар.)

И так, «преступник – человек, виновный в совершении общественно опасных действий, которые запрещены законом и признанный в этом судом»[1]. Он подлежит уголовному наказанию. Это личность в своём поступке и действиях выражает социальную сущность, сложный комплекс характеризующих её свойств, связей, свойств, отношений, нравственный и духовный мир, психологические особенности, повлиявшие на совершение преступления.

Понятие личности преступника включает в себя:

- комплекс социально-демографических элементов (пол, возраст, семейное положение, профессия, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости);

- комплекс социально-ролевых элементов;

            - комплекс социально-психологических элементов, и прежде всего психологическую структуру личности.

При изложении общепсихологической концепции психически боровой личности многими учеными признано, что психологиче­ская структура личности преступника представлена следующими основными подструктурными элементами:

а) подструктура направленности – совокупность наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

 

б)              подструктура опыта — знания, навыки, привычки и другу» качества, проявляющиеся в выборе ведущих форм деятельности;

в)              подструктуру психических форм отражения — познавательна процессы, эмоциональные реакции и психические состояния;

г)              подструктура темперамента и типа человека с преобладани­ем той или иной сигнальной системы;

       Перечисленные выше подструктуры личности человека во всём многообразии их содержания имеют место и в структуре личности тех, кого принято называть преступниками.

       Охарактеризовать личность преступника – значит исследовать и определить типологические криминогенные и психологически значимые качества индивида. При этом следует иметь в виду, что правонарушению, прежде всего, способствуют недостаточное интеллектуальное развитие, несформированность критических и волевых качеств, пониженная саморефлексия, но главное - антисоциальная направ­ленность, подчиняющая себе все другие проявления жизнедеятельно­сти и доминирующая в поведении как социально опасные, но осоз­наваемые стремления преступников.

   Лич­ность пре­ступ­ни­ка мож­но пред­ста­вить, как «со­во­куп­ность свойств, при­су­щих, со­вер­шаю­ще­му или со­вер­шив­ше­му пре­сту­п­ле­ние, че­ло­ве­ку, со­став­ляю­щих его ин­ди­ви­ду­аль­ность»[2].

Кри­ми­но­ло­ги изу­ча­ют эту со­во­куп­ность свойств для то­го что­бы на их ос­но­ве оп­ре­де­лить де­тер­ми­нан­ты со­вер­ше­ния кон­крет­но­го пре­сту­п­ле­ния, ко­то­рые, в свою оче­редь, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны в про­цес­се рас­сле­до­ва­ния и рас­смот­ре­ния уго­лов­но­го де­ла, а так­же при соз­да­нии ос­нов и ме­то­дик ин­ди­ви­ду­аль­ной про­фи­лак­ти­ки.  Од­на­ко на ос­но­ве изу­че­ния лич­но­сти кон­крет­но­го пре­ступ­ни­ка не­воз­мож­но оп­ре­де­лить при­чи­ны со­вер­ше­ния не толь­ко всех пре­сту­п­ле­ний, но и оп­ре­де­лен­ной их груп­пы. На­при­мер, при­чин со­вер­ше­ния квар­тир­ных краж. Имен­но по­это­му, кри­ми­но­ло­ги в про­цес­се на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний  и обоб­ще­ний пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки изу­ча­ют лич­ность пре­ступ­ни­ка на груп­по­вом уров­не, а так­же как сво­его ро­да со­во­куп­ный «субъект пре­ступ­но­сти» в це­лом, т.е. используя типологию.

При та­ком под­хо­де изу­ча­ют­ся ка­те­го­рии и ти­пы пре­ступ­ни­ков, вы­де­ляе­мые по сход­ст­ву как со­вер­шае­мых пре­сту­п­ле­ний, так и со­дер­жа­ния лич­но­ст­ных свойств субъектов дея­ний. Бо­лее кон­крет­но эти ас­пек­ты мы рассмотрим далее.

Та­ким об­ра­зом, лич­ность пре­ступ­ни­ка в кри­ми­но­ло­гии изу­ча­ет­ся на трех уров­нях:

- ин­ди­ви­ду­аль­ном;

- груп­по­вом;

- об­щем.

Ес­ли обоб­щить при­ве­ден­ные три уров­ня изу­че­ния лич­но­сти пре­ступ­ни­ка, то, на этой ос­но­ве, мож­но сфор­му­ли­ро­вать кри­ми­но­ло­ги­че­ское по­ня­тие лич­но­сти пре­ступ­ни­ка в ши­ро­ком смыс­ле. Можно пред­ло­жить свой ва­ри­ант кри­ми­но­ло­ги­че­ско­го по­ни­ма­ния лич­но­сти пре­ступ­ни­ка (в ши­ро­ком смыс­ле), как  сис­те­мы ха­рак­те­ри­стик, ис­поль­зуе­мых для изу­че­ния лич­но­сти че­ло­ве­ка, со­вер­шив­ше­го пре­сту­п­ле­ние и оп­ре­де­ле­ния при­чин со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ний.

Об­ще­при­ня­ты­ми по­сту­ла­та­ми оте­че­ст­вен­ная кри­ми­но­ло­гия, при рас­смот­ре­нии  лич­ность пре­ступ­ни­ка, счи­та­ет то, что:

1. Со­во­куп­ность ин­тег­ри­ро­ван­ных в ней со­ци­аль­но-зна­чи­мых свойств, об­ра­зо­вав­ших­ся в про­цес­се мно­го­об­раз­ных и сис­те­ма­ти­че­ских взаи­мо­дей­ст­вий с дру­ги­ми людь­ми. Этот ас­пект лич­но­сти по­зво­ля­ет рас­смат­ри­вать лич­ность пре­ступ­ни­ка как:

- чле­на об­ще­ст­ва;

- чле­на со­ци­аль­ных групп или иных общ­но­стей;

- но­си­те­ля со­ци­аль­но-ти­пич­ных черт.

2. Че­ло­век не ро­ж­да­ет­ся, а ста­но­вит­ся пре­ступ­ни­ком. То есть ка­ж­дый ин­ди­вид как лич­ность - это про­дукт не толь­ко су­ще­ст­вую­щих от­но­ше­ний, но так­же сво­его соб­ст­вен­но­го раз­ви­тия и са­мо­соз­на­ния. Од­но и то же по сво­им объ­ек­тив­ным при­зна­кам об­ще­ст­вен­ное по­ло­же­ние, бу­ду­чи по-раз­но­му вос­при­ня­то и оце­не­но лич­но­стью, по­бу­ж­да­ет его к со­вер­шен­но раз­лич­ным дей­ст­ви­ям.

3. Не­об­хо­ди­мо изу­чать субъ­ек­ты со­вер­ше­ния са­мых раз­но­об­раз­ных пре­сту­п­ле­ний, в том чис­ле и не­ос­то­рож­ных.

4. Стой­кие ан­ти­об­ще­ст­вен­ные взгля­ды и ори­ен­та­ции и яр­ко вы­ра­жен­ная ин­ди­ви­дуа­ли­сти­че­ская на­прав­лен­ность не  ха­рак­тер­на всем без ис­клю­че­ния ли­цам, со­вер­шив­шим пре­сту­п­ле­ние.

           5. Лич­ность пре­ступ­ни­ка от­ли­ча­ет­ся от  за­ко­но­пос­луш­ной лич­но­сти сво­ей об­ще­ст­вен­ной опас­но­стью. Од­на­ко об­ще­ст­вен­ная опас­ность лич­но­сти гра­ж­да­ни­на не пред­по­ла­га­ет фа­таль­но­сти пре­ступ­но­го по­ве­де­ния. Это ка­че­ст­во ли­бо реа­ли­зу­ет­ся, ли­бо не  реа­ли­зу­ет­ся в его дея­тель­но­сти, что за­ви­сит как от са­мой лич­но­сти, так и от внеш­них об­стоя­тельств, спо­соб­ных пре­пят­ст­во­вать та­ко­му по­ве­де­нию.

Информация о работе Личность преступника, особенности формирования девиантного поведения