Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:18, реферат
Таким образом, цель написания данной работы – исследование психологической характеристики личности преступника.
Задачи написания работы:
- сформулировать определение личности преступника ;
- выявить структуру личности преступника;
- дать основные черты психологической характеристики преступника;
- охарактеризовать основные типы преступников.
1. Введение.
2. Понятие личности преступника.
3. Структура личности преступника.
4. Основные черты психологической
характеристики преступника.
5. Классификация и типология преступников.
5.1 Классификация преступников
5.2 Типология преступников
6. Заключение.
Список использованной литературы.
Личность преступника,
особенности формирования девиантного
поведения
1. Введение.
2. Понятие личности преступника.
3. Структура личности преступника.
4. Основные черты психологической
характеристики преступника.
5. Классификация и типология преступников.
5.1 Классификация преступников
5.2 Типология преступников
6. Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
При изучении психологии преступления, прежде всего, активно исследуются социальные и биологические предпосылки формирования психики, играющие отрицательную роль в поведении человека. В настоящее время установлено, что недостатки процесса социализации не могут быть поняты вне её психофизиологической основы и без анализа эмоционально-волевой стороны личности преступника.
Преступный умысел возникает у человека в процессе восприятия и мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Это удаётся выяснить лишь рассмотрев комплекс потребностей такой личности, её интересы, мотивы действия, роль внутри преступной группы. На образование противоправного умысла преступника влияют типизация людей, темперамент, характер, потребности, ценностные ориентации, состояние психики и основных её качественных составляющих (восприятия, мышления, памяти, эмоций, критики, воли, интеллекта и др.)
Исследователи, занимающиеся данной проблемой, отмечают, что опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической структуры людей очевидно, хотя пол, тип и состояние нервной системы, задатки и даже патологию человек получает при рождении. И это заметно затрудняет социальную адаптацию таких лиц.
Ряд авторов выделяют следующие положения, нередко играющие негативную роль в поведении человека:
- психические заболевания зндогенного и зкзогенного происхождения (шизофрения, эпилепсия, последствия заболеваний и травм головного мозга, психопатия, алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.);
- наследственные заболевания (умственная отсталость, физические уродства и др.), особенно у тех, чьи родители отягощены алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, венерическими заболеваниями;
- постоянные психофизиологические перенапряжения;
- частые психотравматирующие и конфликтные ситуации в семье, школе, коллективе;
- дефектное воспитание;
- искажение СМИ агрессивных форм поведения людей и избыточный показ теле- и кинофильмов фантастического содержания;
- ухудшение химического состава окружающей среды;
Все указанные выше предпосылки изменяют в той или иной степени личность и её поведение. Зачастую они приводят к различным психическим нарушениям, психологическим расстройствам, психосоматическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.
Важное криминологическое значение для любого человека имеет противоречивость и искажённость усвоенной ролевой информации, что в ряде случаев связано с противоречиями в самом содержании социальной роли, двузначности, встроенной в подтекст данной роли. Исход внутриролевого конфликта зависит как от психологических особенностей личности или группы, так и от ряда других факторов:
размера социальных, правовых, моральных санкций, ожидаемых в связи с тем или иным вариантом поведения (как позитивных, так и негативных );
ожидаемой степени их реальности, близости, неотвратимости;
удовлетворения индивида своей социальной ролью в целом и её составными элементами;
Из этого вытекает, что объектами криминальной психологии являются преступники и преступные группы, а её предметом – психологические особенности личности преступников, организованных и неорганизованных их групп.
Но главным всё-таки остаётся личность преступника. Как известно, преступления совершаются не из-за роковой предрасположенности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что он не воспринимает или не понимает смысла правопослушного стиля жизни. Преступления – результат того, что у конкретного человека стала преобладать негативная система смысловых образований, которая его извращённое отношение к положительной стороне социальной действительности.
Оценивая личность человека совершившего преступление, необходимо выявить его доминирующие побуждения и обобщённые способы жизнесуществования, а также психологические особенности. При этом человеческое поведение организуется определёнными исходными ценностными позициями данной личности, которые в свою очередь, определяются его самосознанием и самосанкционированием избираемых целей и способов поведения. Тем более, что любой человек психологически ведёт себя в соответствии с тем смыслом, который он придаёт результатам своего поведения.
Таким образом, цель написания данной работы – исследование психологической характеристики личности преступника.
Задачи написания работы:
- сформулировать определение личности преступника ;
- выявить структуру личности преступника;
- дать основные черты психологической характеристики преступника;
- охарактеризовать основные типы преступников.
Методы используемые при написании работы: системный, логический, анализ, синтез и др.
1. Понятие личности преступника.
С точки зрения русского языка слово «личность» определяется, как «человек,... носитель каких-нибудь свойств...» или «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность...», «отдельный человек в обществе, индивидуум...”»Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного человека.
Слово «преступник» означает того, «кто совершил уголовное преступление» (в единственном значении) или «человек, который совершает или совершил преступление». Синонимами этого слова являются «уголовник» (разг.); правонарушитель (юрид.); злоумышленник, вор, тать (устар.); варнак (устар., прост.); злодей, лиходей (устар.)
И так, «преступник – человек, виновный в совершении общественно опасных действий, которые запрещены законом и признанный в этом судом»[1]. Он подлежит уголовному наказанию. Это личность в своём поступке и действиях выражает социальную сущность, сложный комплекс характеризующих её свойств, связей, свойств, отношений, нравственный и духовный мир, психологические особенности, повлиявшие на совершение преступления.
Понятие личности преступника включает в себя:
- комплекс социально-демографических элементов (пол, возраст, семейное положение, профессия, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости);
- комплекс социально-ролевых элементов;
- комплекс социально-психологических элементов, и прежде всего психологическую структуру личности.
При изложении общепсихологической концепции психически боровой личности многими учеными признано, что психологическая структура личности преступника представлена следующими основными подструктурными элементами:
а) подструктура направленности – совокупность наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;
б) подструктура опыта — знания, навыки, привычки и другу» качества, проявляющиеся в выборе ведущих форм деятельности;
в) подструктуру психических форм отражения — познавательна процессы, эмоциональные реакции и психические состояния;
г) подструктура темперамента и типа человека с преобладанием той или иной сигнальной системы;
Перечисленные выше подструктуры личности человека во всём многообразии их содержания имеют место и в структуре личности тех, кого принято называть преступниками.
Охарактеризовать личность преступника – значит исследовать и определить типологические криминогенные и психологически значимые качества индивида. При этом следует иметь в виду, что правонарушению, прежде всего, способствуют недостаточное интеллектуальное развитие, несформированность критических и волевых качеств, пониженная саморефлексия, но главное - антисоциальная направленность, подчиняющая себе все другие проявления жизнедеятельности и доминирующая в поведении как социально опасные, но осознаваемые стремления преступников.
Личность преступника можно представить, как «совокупность свойств, присущих, совершающему или совершившему преступление, человеку, составляющих его индивидуальность»[2].
Криминологи изучают эту совокупность свойств для того чтобы на их основе определить детерминанты совершения конкретного преступления, которые, в свою очередь, могут быть использованы в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела, а также при создании основ и методик индивидуальной профилактики. Однако на основе изучения личности конкретного преступника невозможно определить причины совершения не только всех преступлений, но и определенной их группы. Например, причин совершения квартирных краж. Именно поэтому, криминологи в процессе научных исследований и обобщений правоприменительной практики изучают личность преступника на групповом уровне, а также как своего рода совокупный «субъект преступности» в целом, т.е. используя типологию.
При таком подходе изучаются категории и типы преступников, выделяемые по сходству как совершаемых преступлений, так и содержания личностных свойств субъектов деяний. Более конкретно эти аспекты мы рассмотрим далее.
Таким образом, личность преступника в криминологии изучается на трех уровнях:
- индивидуальном;
- групповом;
- общем.
Если обобщить приведенные три уровня изучения личности преступника, то, на этой основе, можно сформулировать криминологическое понятие личности преступника в широком смысле. Можно предложить свой вариант криминологического понимания личности преступника (в широком смысле), как системы характеристик, используемых для изучения личности человека, совершившего преступление и определения причин совершения преступлений.
Общепринятыми постулатами отечественная криминология, при рассмотрении личность преступника, считает то, что:
1. Совокупность интегрированных в ней социально-значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Этот аспект личности позволяет рассматривать личность преступника как:
- члена общества;
- члена социальных групп или иных общностей;
- носителя социально-типичных черт.
2. Человек не рождается, а становится преступником. То есть каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает его к совершенно различным действиям.
3. Необходимо изучать субъекты совершения самых разнообразных преступлений, в том числе и неосторожных.
4. Стойкие антиобщественные взгляды и ориентации и ярко выраженная индивидуалистическая направленность не характерна всем без исключения лицам, совершившим преступление.
5. Личность преступника отличается от законопослушной личности своей общественной опасностью. Однако общественная опасность личности гражданина не предполагает фатальности преступного поведения. Это качество либо реализуется, либо не реализуется в его деятельности, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способных препятствовать такому поведению.
Информация о работе Личность преступника, особенности формирования девиантного поведения