Личность педагога–психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:53, реферат

Описание работы

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей.

Содержание

1. Введение.


2. Социальная чувствительность.


3. Стереотипное оценивание.


4. Управление собой.


5. Самовыражение.


6. Распределение времени.


7. Саморазвитие и творчество.


8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

     Каждому из людей знакомы ситуации, когда  сознанием овладевает какая-либо идея (что-то сделать, получить, найти и  т. д.). Если эта идея захватывает  человека полностью, то она затрагивает не только сознание, но и подсознание. В этом случае "вдруг" создаются благоприятные условия - находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать сознательно. Если учитель в работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности, то в его работе обстоятельства будут складываться также благоприятно и помогать в достижении цели. Это не означает, что педагог должен "гореть на работе", не спать ночами, думая, как лучше выполнить какое-либо дело. Можно и нужно иметь разносторонние интересы. Главное - осознавать свою направленность в работе и не изменять ей.

     Научиться наращивать и эффективно использовать свои способности можно, если, кроме  выражения своих чувств, соблюдать еще несколько правил: изучить и оценить себя - особенно способы, придающие силы; занимать активную жизненную позицию; настраиваться на успех; спокойно принимать неудачи и учиться на них.

     В любой работе, связанной с интенсивным  общением с людьми, трудности неизбежны. Люди по-разному реагируют на них. То, по поводу чего один будет переживать часами и даже месяцами, другой человек просто не заметит. Большинство людей нуждаются в определенном уровне нагрузок, чтобы выполнять работу с интересом, и достигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая затруднения.

                                                                  

     Люди, которым на все в жизни хватает  времени, - наверное, самые счастливые на земле. Но, как правило, чем более  разносторонние интересы имеет человек, тем меньше у него времени. Педагог-психолог, в силу особенностей профессии, должен четко распоряжаться временем. К примеру, он не может прервать или раньше закончить консультацию или урок только потому, что возникло какое-то срочное дело, более того, ему следует придерживаться заранее установленного графика работы, иначе у детей может сложиться впечатление, что специалист не заинтересован в их судьбе, относится к своей работе формально.

     С чего же начать при катастрофической нехватке времени? Разумеется, с анализа того, на что оно тратится. Вероятнее всего окажется, что несколько часов в день "уходит" на дела, которые можно вовсе не выполнять или совмещать одно с другим. Например, люди совершенно нерационально тратят время на сомнения, переживания и иные ненужные эмоции или делают то, что должны делать другие. Второй шаг - планирование, которое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг - контроль исполнения планов.

     Правильному распределению времени помогает осведомленность. Множество вопросов можно решить по телефону, не тратя времени на личные встречи. Рациональное распределение информации (чтобы ее можно было найти быстро), накопленной в процессе обучения в вузе и за годы работы, способно значительно экономить время.

                                                                    

     Стремление  к саморазвитию и творчеству в  работе - также особенность личности педагога-психолога. Творчество (музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и т. д.) развивает у педагога-психолога способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств. Творческий подход к жизни и общению с людьми можно развить с помощью несложных упражнений:

- хорошо помогают  упражнения на вхождение в  образ другого человека или  вещи, например: рассказать о событии  в классе так, как будто вы - один из учеников или посторонний  наблюдатель, или от лица классной  доски, кусочка мела, птицы, наблюдающей  за происходящим в окно, и т. д.;

- упражнения  на умение нестандартно взглянуть  на вещи, например: найдите как  можно больше способов того, как  можно использовать любую вещь (ключ, наперсток, ручку). Причем важно  не только количество вариантов,  но и наличие нестандартных решений этого задания, к примеру: ключ можно использовать как чертежный, столярный, слесарный, музыкальный инструменты, украшение, грузило, расческу, это может быть родник, бьющий из-под земли, ключевая мысль в предложении и т. д.

  Развитые навыки воздействия на других людей - еще одна особенность личности хорошего педагога-психолога. Традиционно в общении, в том числе и педагогическом, выделяют четыре основных способа воздействия: заражение, подражание, внушение и убеждение.

     Заражение - это особый способ воздействия, связанный с передачей эмоционального состояния от одного человека другому. Когда говорят, что человек подвержен процессу заражения, то имеют в виду, что он бессознательно, невольно поддается определенным психическим (эмоциональным) состояниям. В этом случае он начинает действовать не так, как подсказывает разум, а под действием происходящего в нем гормонального обмена. Он теряет способность управлять своими поступками, предсказывать ситуацию, контролировать себя и окружающих. Опытные учителя и лекторы способны использовать заражение в своих целях - в качестве сплачивающего фактора, для повышения энтузиазма аудитории, мобилизации людей на выполнение важного дела. Импульсом, способным вызвать преднамеренное заражение, могут стать аплодисменты, массовая декламация, скандирование лозунгов, намеренно вызванное ликование, личный пример, наличие общей значимой цели.

     Роль  подражания в отдельных группах (в том числе и подростковых) достаточно велика. Подражание - один из механизмов освоения ребенком различных форм поведения, действий, норм отношений в обществе, особенностей национальной культуры, профессии. Когда ребенок кому-то или чему-то подражает, то он перенимает внешние черты (поведения, состояния) и воспроизводит их в своем поведении. С возрастом происходит изменение смысла подражания - от поверхностного копирования к подражанию тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Роль педагога-психолога в формировании образцов для подражания в подростковом возрасте очень велика. Для школьников этого возраста характерно объединение в группы с особой субкультурой. Без умелого влияния извне со стороны взрослых такие группы бывают, склонны к отклоняющемуся от норм поведению.

     При умелом влиянии подростки внутри таких групп осваивают новые роли, готовятся к экономически самостоятельной жизни, усваивают социально ответственное поведение и убеждения.

     Внушение - целенаправленное, неаргументированное  воздействие одного человека на другого  или на группу. Особенностью внушения является то, что человек не оценивает поступающие к нему сведения или факты, не сравнивает с другой информацией, а воспринимает их "на веру". Таким образом, некритическое восприятие информации адресатом - основная отличительная черта внушения. Оно часто применяется на уроке и вне его. Объяснение нового материала в традиционной форме, опрос и выставление оценок, лекция, познавательная беседа, выступление на собрании - вот примеры использования метода внушения.

     Основным  отличием метода убеждения от остальных  методов воздействия в общении является наличие логики. Именно при помощи логики и риторики при убеждении происходит отбор, упорядочение фактов и выводов с целью достижения определенной задачи. При использовании этого метода следует строго придерживаться темы разговора. Важно следить за тем, чтобы все доказательства: факты, цифры, примеры - были уместны, верны и служили основанием для убедительных выводов. Так же важно соблюдать принцип отсутствия противоречия: заключения и выводы не могут противоречить друг другу, должны идти в определенной последовательности, один за другим, а не один возле другого. Еще одно условие - внутреннее ощущение педагогом-психологом равенства его и учеников при убеждении. Педагогу следует относиться к детям как к равным собеседникам, признавать за ними такие же права в аргументации и возражении, принимать их доказательства, избегая стереотипов оценки.

                                                           
 
 
 
 

     Знание  мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки), помогает формированию устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т.е. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обоснованно решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении

ими мировоззренческих  вопросов и тем самым завоевать  прочный авторитет и уважение с их стороны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:   

Ковалъчук М.А. Социальная защита ребенка - целевая функция деятельности каждого руководителя. - Ярославль, 1998. 

Мудрик А.В. Общение  как фактор воспитания школьников. -  Москва, 1984.

Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - Москва, 1986. 

Чернявская А.П. Педагогическое мастерство: Учебное пособие. - Ярославль, 1997. 

Информация о работе Личность педагога–психолога