Личность педагога–психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 08:53, реферат

Описание работы

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей.

Содержание

1. Введение.


2. Социальная чувствительность.


3. Стереотипное оценивание.


4. Управление собой.


5. Самовыражение.


6. Распределение времени.


7. Саморазвитие и творчество.


8. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 76.50 Кб (Скачать)
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 
 

 

Р Е Ф Е Р А Т   

 на  тему   

 «Личность педагога–психолога»   
 
 
 
 
 
 

                     Выполнила:

                     студентка 1-го курса

                     заочного  отделения 

                     (первое  высшее),

                     специальность

                     «Педагогика и

                       психология»

                     Непочатова  О. В. 
                     

                     Проверил:

                     преподаватель

                     Гаврилова Т. А. 
                     
                     
                     
                     

 Уссурийск, 2011 
 

План:    
 

     1. Введение. 

     2. Социальная чувствительность. 

     3. Стереотипное оценивание. 

     4. Управление собой. 

     5. Самовыражение. 

     6. Распределение времени. 

     7. Саморазвитие и творчество. 

     8. Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить магию убеждения, много сил и терпения, чтобы человек раскрылся. Специалист должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У школьного психолога должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы. Представитель этой профессии должен быть в каждом лагере, детсадовском учреждении, школе и других образовательных учреждениях. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе.

     Под словом "личность" люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические и социальные качества. Помимо общих требований, предъявляемых ко всем занимающимся педагогической деятельностью, для педагога-психолога существуют особые требования к его личности, общению, умениям взаимодействовать с другими людьми.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                       

       Для успешной работы педагога-психолога  крайне важно наличие социальной чувствительности. Социальная чувствительность - особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим проявлениям других людей, их стремлениям, ценностям и целям. Она заключается в умении специалиста заметить настроение и особенности поведения другого человека, понять их и принять. Педагог-психолог должен уметь построить свое взаимодействие с собеседником с учетом, как его, так и своего собственного настроения, особенностей поведения, мировосприятия. Для того чтобы развить в себе социальную чувствительность, необходимо проявлять внимание и воображение.

       Следует понимать, что "понять  и принять" настроение другого  человека - это не значит идти у него на поводу. Иногда студенты возражают: "Ученик не в настроении отвечать урок, что же, значит, не спрашивать его? А если он всегда не в настроении?" Это ошибочное понимание социальной чувствительности. Возможны случаи, когда ребенок по тем или иным причинам не может или не хочет ответить. В этой ситуации первым шагом будет - выяснить причину, вторым - разрешить не делать этого, третьим - договориться, когда он все же ответит материал. При этом будет проявлена социальная чувствительность и реализованы цели обучения и воспитания.                                                                                                                                           

Социальная чувствительность включает в себя:

а) чувствительность в наблюдении - способность видеть и запоминать поступки и высказывания людей;

б) теоретическую  чувствительность - умение использовать теоретические знания для того, чтобы делать заключения об учениках;

в) номотетическую чувствительность - способность применять  по отношению к конкретному человеку знания об особенностях поведения представителей той группы, к которой он принадлежит;

г) идиографическую  чувствительность - способность узнавать конкретного человека в ходе продолжительного взаимодействия с ним и повышать качество дальнейших действий.

     В ходе общения с другим человеком  педагог-психолог формирует целостный образ другого человека, соотнося результаты наблюдения за его поведением с имеющимися теоретическими знаниями о поведении и особенностях личности людей. Сформировавшийся образ определяет эмоциональное отношение, уровень интереса педагога к собеседнику, поступки и действия. Именно поэтому крайне важно, чтобы создавшийся образ не оказался ложным и был максимально подробным и точным.

     Отсутствие  социальной чувствительности - один из основных источников проблем в общении  педагогов, в том числе и педагогов-психологов, и учеников. Способность правильно определять и предвидеть чувства, мысли и их поведение развивается с опытом работы и возрастом, но это возможно, если у взрослого человека развита рефлексия. Развитию социальной чувствительности препятствует наличие у педагога-психолога "эффекта ореола" (стойкого суждения об одной черте, распространяющегося на всю личность), проекции (переноса своих качеств, особенно нежелательных, на другого человека), стереотипного оценивания.  
 

     "Стереотип"  в переводе с греческого означает "твердый отпечаток", т. е. повторное воспроизведение, представляющее собой точную копию оригинала. Стереотипное поведение, восприятие или оценка - это повторяющееся без изменений, воспроизводящее общеизвестное, шаблонное, трафаретное. Любой стереотип несет в себе и положительное, и отрицательное начало. Несомненное достоинство стереотипов в том, что они, облегчают понимание других людей и нахождение "общего языка" с учениками. Негативный эффект заключается не в стереотипе как таковом, а в негибкости педагога-психолога, не желающего замечать несоответствие ученика выбранному для него "шаблону" и сменить стереотип на другой, более подходящий для данного человека.

     Исследования  показали, что у каждого есть своя типология, согласно которой он воспринимает и оценивает других людей. Каждому типу соответствуют свои черты характера, особенности поведения и внешности. При выделении одной, двух черт в новом человеке остальные черты типа ему приписываются автоматически. Хрестоматийным является пример, когда учитель, увидев среди учеников в новом классе аккуратную, опрятную девочку с заинтересованным выражением лица, решает, что она будет отличницей, тем самым автоматически дополняя внешний облик другими, еще не выявленными чертами стереотипа "хорошей ученицы". Сформировавшись, стереотип начинает определять поведение учителя по отношению к детям.

  Есть люди, которые на протяжении всей жизни пользуются ограниченным кругом жестких неизменных стереотипов и не стремятся анализировать поведение - ни свое, ни окружающих. Но и у людей, склонных к восприятию индивидуальности, может проявиться стереотипизация, например, при встрече с большим количеством незнакомых людей, которых надо узнать за короткий промежуток времени, или при оценке людей, относящихся к иной социальной группе (по полу, возрасту, социальному положению и др.). Таким образом, при знакомстве с новым классом (большая группа людей иного возраста и часто иного социального положения) у педагога актуализируются способности не восприятия индивидуальности, а стереотипизации. Лишь потом, по прошествии нескольких месяцев, может проявиться способность воспринимать индивидуальности, причем, как правило, это происходит по отношению лишь к некоторым учащимся, чем-то выделяющимся из группы сверстников.

     Одной из основных характеристик стереотипа является его стабильность во времени. Однажды возникнув, он может не изменяться годами. Более того, педагог-психолог, попавший под влияние стереотипа, старается искать доказательства правоты своей точки зрения, истолковывать все факты в пользу стереотипа, провоцировать соответствующее поведение учащихся. Случается, что при этом он неверно объясняет то, что видит или слышит, или подбирает лишь одностороннюю информацию. Хорошо, если стереотип положительный (например, учитель воспринимает ученика как потенциального отличника). Хуже, если педагог начинает односторонне истолковывать поведение ученика, которого он "записал" в группу лентяев и троечников.

     Что же делать для того, чтобы не попасть  под власть стереотипов? Легче всего корректировать стереотип на этапе ожиданий. Любой образованный человек в состоянии убедить себя пересмотреть их и проследить за этим процессом. Кроме того, поведение педагога может быть проконтролировано им путем анализа избирательного внимания и пристрастного суждения. Пересмотр позиций, на основании которых производится оценка других людей, доступен для любого образованного человека, тем более так должно быть для педагога-психолога. Способность к критическому анализу своего поведения и причин отношения к ученикам приведет его к более объективным отношениям и оценкам.

                                                     

  Развитая способность управлять собой - еще одна важная особенность педагога-психолога. В управлении собой наиболее важны четыре направления: поддержание физического здоровья; рациональное распределение сил; преодоление трудностей; правильное распределение времени.

     Изречение "В здоровом теле - здоровый дух" - это не просто слова. По статистике, среди молодежи, заканчивающей, среднюю школу, всего 4% абсолютно здоровых людей. Частые простуды, сколиоз, ослабленное зрение - это далеко не полный перечень наиболее распространенных и наиболее "безобидных" болезней. Почти все они - следствие пренебрежения своим здоровьем. В итоге - повышенная утомляемость, снижение работоспособности и интереса к жизни, получение более низких результатов в жизни и профессии.

     Способы поддержания здоровья общеизвестны. Для людей, ведущих преимущественно  сидячий образ жизни (а студенты относятся именно к этой категории людей), важно движение, особенно на свежем воздухе, сбалансированное питание, отдых после длительных умственных нагрузок.

     Людям, особенно молодым, кажется, что их силы и энергия беспредельны. Наверное, это так, но иногда наступают моменты, требующие слишком много сил. Именно тогда и наступает пора думать об их рациональном распределении.

     Следует помнить, что силы можно увеличить, если "подпитать" их соответствующими эмоциями. Так, ученики отмечают, что для эффективной работы ему необходимы следующие личностные качества:

- стремление к максимальной гибкости;

- способность к эмпатии, внимание к потребностям учащихся;

- умение придать личностную окраску преподаванию;

- установка на создание положительного подкрепления для учащихся;

- владение стилем легкого, неформального, теплого общения с учащимися;

- предпочтение устных контактов на уроке письменным;

- эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

                                                                

     Легкость  общения, гибкость в работе, уверенность  в себе при одновременном внимании к другим и жизнерадостность присущи  лишь тому, кто открыт и естествен  в работе. А это возможно лишь при самовыражении. Подобная потребность  в самовыражении - важнейшая составляющая педагогического таланта. Педагогическое мастерство выражается в умении трансформировать это стремление в реальное поведение.

     Впервые ответ на вопрос: "Как можно  проявлять талант в деятельности?" - дается в системе К.С. Станиславского. Он пришел к выводу, что для этого необходимо использовать силу подсознания, причем не только как редкого, неконтролируемого озарения ("вдруг осенило"), но уметь осознанно овладевать подсознательным, непроизвольным процессом творчества. Состояние, когда человеку доступна энергия подсознания, он назвал "сверхзадачей". Сверхзадача определяется как неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. Именно сверхзадача - подлинный и основной источник энергии, движущий поведением педагога-психолога  в стремлении передать людям "великую правду" о высших нравственных ценностях.

Информация о работе Личность педагога–психолога