Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:08, реферат
Психологический эксперимент. Для чего люди участвуют в эксперименте.
Психологический эксперимент — это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны («вход» и «выход» из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).
Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. В социальной психологии под общением понимается процесс, организующий и регулирующий совместную деятельность. Изучением проблем, возникающих в процессе экспериментального общения, занимается социальная психология психологическогоэксперимента.
Психологический эксперимент рассматривается в психологии как целостная ситуация, которая оказывает активное влияние на результаты эксперимента.
1) Введение.
2)
• Психологический эксперимент. Для чего люди участвуют эксперименте?
• Кто такой психологический испытуемый?
• Классификация испытуемых.
3) Заключение
4) Список литературы
До сих пор не решена главная проблема — определение значимости влияния факторов экспериментальной ситуации, а также «веса» этого влияния: речь идет о создании экологически формализованных моделей психологического эксперимента. Задачи подобного рода решаются специалистами многих естественных наук.
Однако установлено главное — влияние фактора ситуации эксперимента нельзя «вынести за скобки». Он является непременным условием проведения психологического эксперимента.
На практике исследования организуются и проводятся так, чтобы влияние известных социально-психологических факторов было минимальным и ими можно было бы пренебречь. Здесь помогает индивидуальное мастерство и интуиция экспериментатора. Но это удается далеко не всегда. Хорошо, если экспериментатор имеет в качестве испытуемого взрослого человека в нормальном эмоциональном состоянии, который сходен с ним по социальному статусу, культурной, национальной и расовой принадлежности. Хорошо, если условия эксперимента не задевают чести и достоинства испытуемого и к экспериментатору он не испытывает никаких чувств.
Во всех остальных
случаях можно рекомендовать
использовать искусственные приемы
проведения эксперимента, изложенные
в этой главе, а если это невозможно
— подробно описать в публикации
ситуацию эксперимента и все предполагаемые
социально-психологические факторы, т.
е. причины артефактов.
Список литературы
1)Дружинин В. Н.Экспериментальная психология - СПб: Издательство <Питер>, 2005.
2) Коновалова М. Экспериментальная психология – Издательство Высшее образование- 2006
3)Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003.
4) http://psychology.net.ru – Мир психологии
5) http://www.psychological.ru – Психология. (Экспериментальная
психология)
Какие неконтролируемые психологические особенности отличают людей, привлеченных к исследованию, от всех прочих? Какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование?
Почему люди добровольно участвуют в исследовании? Проблема сводится к выяснению особенностей мотивации испытуемых-добровольцев.
Добровольное участие в эксперименте принимают испытуемые, стремящиеся заработать деньги, получить зачет (если речь идет о студентах-психологах). Зачастую ими движет простое любопытство или уговоры друзей: «Пойдем за компанию». И крайне редко испытуемый стремится просто «послужить науке».
Решающий фактор, который определяет ситуацию тестирования: кто является субъектом принятия решения — испытуемый или другое лицо? Этот признак характеризует как «вход», так и «выход» психодиагностической ситуации.
А ведь именно компетентность испытуемого может сказаться на его поведении и результатах при участии в других психологических исследованиях.
Ведь сегодня
сведения о психологии, распространяемые
бывшими испытуемыми, способны формировать
мнение о ней в обществе и служить помощью
или препятствием в развертывании исследовательской
работы .
Информация о работе Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента