Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:08, реферат

Описание работы

Психологический эксперимент. Для чего люди участвуют в эксперименте.
Психологический эксперимент — это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны («вход» и «выход» из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).
Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. В социальной психологии под общением понимается процесс, организующий и регулирующий совместную деятельность. Изучением проблем, возникающих в процессе экспериментального общения, занимается социальная психология психологическогоэксперимента.
Психологический эксперимент рассматривается в психологии как целостная ситуация, которая оказывает активное влияние на результаты эксперимента.

Содержание

1) Введение.
2)
• Психологический эксперимент. Для чего люди участвуют эксперименте?
• Кто такой психологический испытуемый?
• Классификация испытуемых.
3) Заключение
4) Список литературы

Работа содержит 1 файл

Личность испытуемого... Реферат по общей психологии..doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФБГОУ ВПО  «СГУ»

Факультет психологии

Кафедра клиническая психология 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу  «общая психология» 

на тему: «Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка первого

 курса,  факультета психологии,

специальности КП, группа А

Дудка Виктория Сергеевна. 
 
 

Проверила: ассистент кафедры

клинической  психологии

Погорелова  Виктория Александровна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ставрополь 2011.

                      

                           Содержание:

  1. Введение.
    • Психологический эксперимент. Для чего люди участвуют эксперименте?
    • Кто такой психологический испытуемый?
    • Классификация испытуемых.
  2. Заключение
  3. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологический эксперимент. Для  чего люди участвуют  в эксперименте.

Психологический эксперимент — это встреча  испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны («вход» и «выход» из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).[1] 

Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте. И, естественно, на результат исследования влияют особенности его личности, проявляющиеся в общении с экспериментатором. В социальной психологии под общением понимается процесс, организующий и регулирующий совместную деятельность. Изучением проблем, возникающих в процессе экспериментального общения, занимается социальная психология психологическогоэксперимента.                                                                       
Психологический эксперимент рассматривается в психологии как целостная ситуация, которая оказывает активное влияние на результаты эксперимента.[5]

Экспериментальный процесс, во-первых, есть процесс общения  исследователя с испытуемым и, во-вторых, есть процесс выполнения каждым из них своих специфических, но взаимосвязанных функций, определяющих своеобразие выполняемых ими индивидуальных деятельностей, направленных на получение единого результата. Таким образом, работу экспериментатора и испытуемого следует рассматривать как совместную деятельность. Действительно, здесь

обнаруживаются  все основные признаки совместной деятельности:

1) пространственное  и временное соприсутствие;

2) наличие  организующего и руководящего  элемента (в лице экспериментатора);

3) наличие  единой цели (в форме успешного  выполнения экспериментальных

задач);

4) разделение  процесса деятельности между  участниками;

5) возникновение  в процессе деятельности межличностных отношений. Очевидно, что успех этой совместной деятельности в эксперименте в огромной степени зависит от слаженности работы исследователя и испытуемого, от их взаимопонимания и благорасположения друг к другу и к целям исследования.

Действие  этих факторов не ограничивается только рамками собственно экспериментальной ситуации.

Определяющие  взаимосвязи экспериментатора и  испытуемого присутствуют и до, и после

эксперимента.[4]

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями.

Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. 

Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.[2]

Следует заметить, что экспериментатор не просто набирает группу и разбивает ее на случайные подгруппы, как это делает селекционер-биолог, но активно привлекает людей к участию в эксперименте.[1]

Значит, для  исследователя не безразлично, какие неконтролируемые психологические особенности отличают людей, привлеченных к исследованию, от всех прочих; какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.[1]

Испытуемый  может участвовать в исследовании добровольно или принудительно, помимо своей воли. Принимая участие в «естественном эксперименте», он может и не знать, что стал испытуемым.[1]

Почему люди добровольно участвуют в исследовании?

Проблема  сводится к выяснению особенностей мотивации испытуемых-добровольцев. В классических экспериментах с сенсорной депривацией (от лат. sensus — чувство, ощущение и deprivatio — лишение — это продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями) было выявлено, что половина испытуемых согласилась участвовать в экспериментах (длительных и утомительных), движимая лишь любопытством. Часто испытуемому хочется узнать что-либо о самом себе, в частности, для того, чтобы разобраться в своих отношениях с окружающими.[1][3]

Добровольное  участие в эксперименте принимают  испытуемые, стремящиеся заработать деньги, получить зачет (если речь идет о студентах-психологах). Зачастую ими  движет простое любопытство или  уговоры друзей: «Пойдем за компанию». И крайне редко испытуемый стремится просто «послужить науке». Существует обширная литература, посвященная личностным особенностям испытуемого-добровольца. [1]

Другое дело, если испытуемый принужден участвовать  в эксперименте. В исследованиях, посвященных этой проблеме, показано, что большинство испытуемых, принудительно привлеченных к участию в эксперименте, противились этому, относились к эксперименту критично, а к экспериментатору — враждебно и недоверчиво. Зачастую они стремятся разрушить план экспериментатора, «переиграть» его, т. е. рассматривают ситуацию эксперимента как конфликтную.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кто же такой психологический  испытуемый? Американские психологи установили, что от 70 до 90 % всех исследований поведения человека проводилось с испытуемыми — студентами колледжей, причем большинство из них — студенты-психологи. Поэтому не случайно скептики называют психологию «наукой о студентах-второкурсниках и белых крысах». Студенты колледжей представляют 3 % от популяции жителей США. У нас в России ситуация аналогичная. В большинстве случаев исследуются мужчины. Поэтому экспериментальные данные могут быть не точными почти для 51 % всей популяции.[1]

Чаще всего  эксперименты проводятся с испытуемыми, которые привлекаются к участию  принудительно. Около 7 % привлекаемых к исследованиям являются добровольцами. Большинство из них — студенты, слушающие курс «Введение в психологию».[1]

Психологи давно  заинтересовались тем, что представляет собой испытуемый-доброволец, а Р. Розенталь даже написал книгу «Испытуемый-доброволец» (The Volunteer Subject). Он пишет, что испытуемый-доброволец отличается от испытуемого, привлеченного принудительно, рядом личностных особенностей, прежде всего:

1) более высоким  уровнем образования, 

2) более высоким  социально-классовым статусом,

3) более высоким  уровнем интеллекта,

4) более выраженной  потребностью в социальном одобрении  и

5) большей  социабельностью. 

Очевидно, что  это — социально-психологическая  характеристика студентов.[1] 

Помимо того, что испытуемый включается в ситуацию исследования, он из нее в конце концов выходит. На первый взгляд, это не должно волновать исследователя: ведь он решил свои задачи. Но это не всегда можно сказать об испытуемом. Заинтересованный в получении социального одобрения может его не получить; стремящийся проявить компетентность может плохо выполнить задание и т. д. То есть испытуемый часто остается наедине с теми же проблемами, стремление решить которые побудило его принять участие в эксперименте. Кроме того, он приобретает опыт участия в экспериментальной психологической деятельности и определяется в эмоциональном отношении к психологическим экспериментам, психологам и психологии в целом. Пока психология не столь широко раскинула свои сети, этим можно было пренебречь. Но сегодня сведения о психологии, распространяемые бывшими испытуемыми, способны формировать мнение о ней в обществе и служить помощью или препятствием в развертывании исследовательской работы.[1]

Компетентность  испытуемого может сказаться  на его поведении и результатах при участии в других психологических исследованиях. Как правило, психологи оценивают компетентного испытуемого негативно, есть даже термин «испорченный испытуемый», т. е. знающий схему эксперимента и способный воспроизвести результаты «под гипотезу» (или против). Поэтому большинство экспериментаторов предпочитают «наивных испытуемых».[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Классификация испытуемых

       Компетентность испытуемого может сказаться на его поведении и результатах при участии в других психологических исследованиях. Как правило, психологи оценивают компетентного испытуемого негативно, есть даже термин «испорченный испытуемый», т. е. знающий схему эксперимента и способный воспроизвести результаты «под гипотезу» (или против). Поэтому большинство экспериментаторов предпочитают «наивных испытуемых».

       М. Мэтлин ввела классификацию,  разделив всех испытуемых на  позитивно настроенных, негативных  настроенных и доверчивых. Обычно  экспериментаторы предпочитают  первых и последних.[1]

Исследование  может проводиться при участии не только добровольцев или принудительно привлеченных, но и анонимных и сообщающих свои паспортные данные испытуемых. Предполагается, что при анонимном исследовании испытуемые более открыты, а это особо значимо при проведении личностных и социально-психологических экспериментов. Однако выясняется, что в ходе эксперимента не анонимные испытуемые более ответственно относятся к деятельности и ее результатам.

Часто исследовательская  работа включается в контекст практической деятельности психолога. Так было со времен Фрейда и продолжается по сей день. Но такое включение создает ряд дополнительных трудностей. В первую очередь резко ограничивается свобода в выборе объектов исследования, варьировании условий, методов воздействия и контроля переменных. Этот выбор строго подчинен достижению консультационного или психотерапевтического эффекта. С другой стороны, жизненная ситуация испытуемого более ясна, мотивация его участия в исследовании определена, что позволяет строже подходить к конструированию и типологизации ситуации эксперимента, а следовательно — учету и контролю ее влияния на поведение испытуемого.[1]

<

Информация о работе Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента