Личность и темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Но всё же рассматривая личность невозможно не заметить её связь с темпераментом и не рассмотреть эти понятия вместе.

Содержание

Введение
1. Личность 4
1.1 Общие представления и понятия личности. 4
1.2 Структура личности 7
1.3 Защитные механизмы личности 9
2. Темперамент 12
2.1 Понятие и компоненты темперамента 12
2.2 Физиологическая основа темперамента 13
2.3 Психологическая характеристика темпераментов 15
3. Личность и темперамент
Заключение

Работа содержит 1 файл

Мой реферат111.docx

— 43.94 Кб (Скачать)

2) Подавление.  В отличие от отрицания. которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”.  В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение.  Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.  Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3) Рационализация.  Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.  Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен.  Наиболее типичные приемы рационализации следующие:

а)оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б)оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

4) Формирование реакции.  Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.  К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему.  Такая тенденция и получила название “формирование реакции”.

5) Проекция.  Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.  Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6) Интеллектуализация.  Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

7) Замещение.  Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если  эти и другие защитные механизмы  не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Теория  личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов  неоднократно подверглись критике  и в нашей и в зарубежной литературе.  Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями.

Но несомненно изложенная выше информация о защитных механизмах личности представляет огромный интерес для нас.  Например взять  такой момент, как адаптация личности к воинской среде и вытекающей от сюда вопрос о формировании воинского коллектива.  Ведь непременно на этих этапах определенная часть коллектива будет “ставить” свои защитные механизмы.  У одних они будут слабо выражаться, но будут и ярко выраженные случаи отрицания, подавления или например рационализации.  Именно в этот момент особо важную роль для офицера-воспитателя играет умение проследить за тем, чтоб эти защитные механизмы не обратились негативной направленностью, как по отношению к самой личности, так и по отношению к окружающим

 

 

 

2 ТЕМПЕРАМЕНТ

 

    1. Понятие и компоненты темперамента

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических  процессов и поведения. Под динамикой  понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние  особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или  замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем  ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует  смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

  1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с  одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая  энергия, активность, страстность и  стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются  представители различных темпераментов.

  1. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности ) , говорливости ( или молчаливости ).
  2. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло  дать в то время подлинно научную  основу учению о темпераментах, и  только исследования высшей нервной  деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой  темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.

2.2 Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, Павлов взял для исследования не внешнее строение тела, и не строение сосудов, а организм как целое и выделил в нем мозг. Им было выделено три основных свойства нервной системы:

1) сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;

2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);

3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Сила  возбуждения отражает работоспособность  нервной клетки. Она проявляется  в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное  возбуждение, не переходя при этом в  противоположное состояние торможения.

Сила  торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется  в способности к образованию  различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря  об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов  возбуждения и торможения. Отношение  силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или  неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

Подвижность нервных процессов проявляется  в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных  процессов проявляется в способности  к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной  системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот. Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная  система тем более инертна, чем  больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к  другому.

И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого  животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания.  Такое  сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип  нервной деятельности.

И.П.Павлов различал 4  основных типа нервной системы:

1) сильный, уравновешенный, подвижный (“живой”– сангвинический темперамент);

2) сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный”– флегматический темперамент);

3) сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип,– холерический темперамент);

4) слабый тип (“слабый”, – меланхолический темперамент).

Выявленные  И.П.Павловым основные комбинации свойств  и типы нервной системы, от которых  зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому  они получили название общих типов. Таким образом, физиологической  основой темперамента является  общий тип нервной системы. Павлов связывал  общие типы нервной системы с традиционными типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик), хотя понимал, что должны существовтаь и другие свойства нервной системы, и другие их комбинации, и, следовательно, другие типы темперамента.

2.3 Психологическая характеристика темпераментов

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными  чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим  образом:

· сангвинический,

· флегматичный,

· холерический,

· меланхолический.

Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит  однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в  новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется  некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние  активного возбуждения и он проявляет  себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны  и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения  и сангвиник теряет интерес к  делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью  и глубиной. Они быстро возникают  и могут так же быстро исчезнуть  или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее  настроение.

Флегматический темперамент.

Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит  начатое до конца. Все психические  процессы у флегматика протекают  как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных  процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в  меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического  темперамента проявляется и в  отношении его к событиям и  явлениям жизни флегматика нелегко  вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует  развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие  к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут  сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение  к труду, к окружающей жизни, к  людям и даже к самому себе.

Холерический темперамент.

Люди  этого темперамента быстры, чрезмерно  подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают  у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности  холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Информация о работе Личность и темперамент