Личность и темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Но всё же рассматривая личность невозможно не заметить её связь с темпераментом и не рассмотреть эти понятия вместе.

Содержание

Введение
1. Личность 4
1.1 Общие представления и понятия личности. 4
1.2 Структура личности 7
1.3 Защитные механизмы личности 9
2. Темперамент 12
2.1 Понятие и компоненты темперамента 12
2.2 Физиологическая основа темперамента 13
2.3 Психологическая характеристика темпераментов 15
3. Личность и темперамент
Заключение

Работа содержит 1 файл

Мой реферат111.docx

— 43.94 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           3

  1. Личность           4
    1. Общие представления и понятия личности.     4
    2. Структура личности        7
    3. Защитные механизмы личности       9
  2. Темперамент          12
    1. Понятие и компоненты темперамента     12
    2. Физиологическая основа темперамента      13
    3. Психологическая характеристика темпераментов    15
  3. Личность и темперамент         18

Заключение          21

Библиографический список        22              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Психологическое познание столь же древне, как сам  человек . Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения  и свойствах характера своих  ближних.

Когда психологи  обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении.  Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности. Но всё же рассматривая личность невозможно не заметить её связь с темпераментом и не рассмотреть эти понятия вместе. Целью чего является данный реферат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЛИЧНОСТЬ

 

 

1.1 Общие представления и понятия личности

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная, так как в психологической  науке категория личности относится  к числу базовых категорий. Важнейшая  задача состоит в том, чтобы вскрыть  объективные основания тех психологических  свойств, которые характеризуют  человека как индивидуума, как индивидуальность и как личность.





 

 

 

 

Рисунок 1 Графическое изображение по Р.С. Немову

Отечественный психолог Р.С. Немов  графически изобразил соотношение  объемов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» на рисунке 1. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение рук – перспектива использования орудий труда и т.д. Всеми этими возможностями оно отличается от детёныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

В понятие индивид выражена родовая  принадлежность человека, то есть любой  человек – это индивид. Если понятие  «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствует у данного  конкретного человека, то понятие  «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущих. Кроме того, понятие «индивид» входит как качество, отличающее данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Личность чаще всего определяет как человека в совокупности его  социальных, приобретенных качеств. Появляясь на свет как индивид, человек, приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.

Понятие личности, так же как и  понятие индивида, выражает целостность  субъекта жизни; личность не состоит  из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование  особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью  не рождаются, личностью становятся.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые  личностные качества, когда вступает в отношения с  другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как  человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся  такие особенности человека, которые  природно обусловлены и не зависят  от его жизни в обществе. К числу  личностных не относятся психологические  качества человека, характеризующие  его познавательные процессы или  индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются  в отношениях к людям в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению  Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических  характеристик, которые социально  обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие  существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду  с понятием «личность» употребляются  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек – это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы  – к человеческому роду. В понятии  “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид – это единичный представитель  вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это  процесс самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью  личность – это самобытный, активно  и творчески проявивший себя в  жизни человек.

В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность  в глазах других. Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной  сущности.

1.2 Структура личности

Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Различают статистическую и динамическую структуры  личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально  функционирующей личности абстрактная  модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для  выделения параметров личности в  ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в  структуре личности. Выделяются следующие  составляющие:

Все общие  свойства психики, т.е. общие для  всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

социально-специфические  особенности, т.е. присущие только тем  или иным группам людей или  общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие  индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие  от статистической модели структуры  личности модель динамической  структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее  распространенной является предложенная К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1).  

Таблица 1 Динамическая структура личности по К. Платонову

Название  подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологичес-кого

Уровень анализа

Виды формирова- ния

Направление личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Биологичес-кого почти нет

Социально-психологичес-кий

Воспитание

Опыт

Привычки, умения, навычки, знания

Значительно больше социального

Психолого- педагоги- ческий

Обучение

Особенности психических процессов

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Чаще больше социального

Индивидуально- психологи-ческий

 

Упражнения

Биопсихичес-кие свойства

емперамент, половые, возрастные свойства

Социального почти нет

Психофизиоло-гический

Нейропсихоло-гический

Тренировка


 

1.3 Защитные механизмы личности

Стремясь  избавиться от неприятных эмоциональных  состояний человек с помощью  “Я“ вырабатывает у себя так  называемые защитные механизмы.

1) Отрицание.  Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы.  Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.  В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь.  Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

Информация о работе Личность и темперамент