Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 21:21, курсовая работа
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения и т.д.
Введение ……………………………………………..……………..............стр. 3
Глава 1. Личность
1.1 Общее понятие о личности……………………..………..…..................стр. 6
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте……………………….………...........стр. 9
2.2. Физиологическая основа темперамента……………………………стр. 12
2.3. Типология темпераментов……………………………………….........стр. 15
2.4. Темперамент и деятельность…………………………………………стр. 22
Заключение …………………………………………….……...…...............стр. 25
Список литературы …….…………………….......…….………….............стр. 27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
……………………………………………..……………......
Глава 1. Личность
1.1 Общее
понятие о личности……………………..………..…......
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее
понятие о темпераменте……………………….……….....
2.2. Физиологическая
основа темперамента……………………………стр.
12
2.3. Типология темпераментов………………………………………..
2.4. Темперамент
и деятельность…………………………………………
Заключение
…………………………………………….……...…......
Список
литературы …….…………………….......…….………….....
ВВЕДЕНИЕ
Тему «Темперамент и личность» я выбрала потому что, считаю очень актуальной. Так как личность развивается в результате взаимодействия человека с окружающей средой, но всегда имеет отпечаток свойств и качеств, присущих только данному человеку. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Одна из составляющих психологической структуры личности является темперамент.
Целью моей курсовой работы является раскрытие темы «Темперамент и личность», её задачей ознакомление с темпераментами личности, и темпе-раментом в общем.
Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деяте-льности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то чело-века большой или небольшой темперамент, учитывая его импульси-вность, стремительность, с которой проявляются у него влечения и т.д.
Темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо; это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее поведение, деятельность и общение. [1]
Темперамент - это определенное устойчивое состояние психодинами-ческих свойств личности, проявляющихся в общении и деятельности.[2]
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспи-тания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темпе-рамент.
[1] – Луковцева А.К. Психология и Педагогика. – Москва, 2008. – С.34 – 36
[2] – Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2003. – С. 186-193.
А.П. Чехов в свое время дал интересную характеристику каждому из 4 типов. Не грех и процитировать классика:
Холерик: «Желчен, и лицом желтовато-сер. Нос несколько крив, и глаза ворочаются по орбитам, как голодные волки в тесной клетке. Раздражителен. За укушение блохи или укол булавкой готов разорвать на клочки весь свет. Глубоко убежден, что зимой «черт знает как холодно», а летом «черт знает как жарко». Большей частью холостяк, а если и женат, то запирает жену под замок. Ревнив до чертиков. Шуток не понимает. Газеты читает только для того, чтобы ругнуть газетчиков. И еще во чреве матери был убежден, в том, что газеты врут. Как муж и приятель - невозможен, как подчиненный едва ли мыслим, как начальник - невыносим и весьма нежелателен. Женщина-Холерик - черт в юбке, крокодил».
Сангвиник: «Все впечатления действуют на него легко и быстро. В молодости грубит учителям, не стрижется, не бреется, носит очки и пачкает стены. Учится скверно, но курсы оканчивает. Пишет с ошибками. «Для любви одной природа его на свет произвела». Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно, вечно воюет с тещей, с родней в ссоре, Любит читать газеты. Но, несмотря на все постоянен в своем непостоянстве. Женщина-Сангвиник - самая сносная женщина, если не глупа».
Флегматик: «Милый человек, наружность самая обыкновенная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Спит двадцать часов в сутки. Женится в 30 лет при помощи дядюшек и тетушек. Самый удобный для женитьбы человек, так как на все согласен, не ропщет и покладист. Бывает болен только тогда, когда его избирают в присяжные заседатели. Жалеет, что его детей не секут в гимназии, и сам иногда не прочь их посечь. На службе счастлив. Женщина-Флегматик - слезливая, пучеглазая, тучная немка, похожая на куль с мукой. Родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей - ее идеал».
Меланхолик: «Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. На лбу и около носа морщинки. Вечно жалуется на боль под ложечкой, колотье в боку и плохое пищеварение. Любимое занятие - стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык. Давно уже порешил, что доктора его не понимают. Шубу надевает в сентябре, а снимает в мае. В каждой собаке подозревает водобоязнь (бешенство), а с тех пор, как его приятель сообщил, что кошка в состоянии задушить спящего человека, видит в кошках самых страшных врагов человечества. Женится на сиротке. А если у него есть теща, то величает ее прекраснейшей и мудрейшей особой. Ведет переписку с дядюшками, тетушками, крестной мамашей и друзьями детства. Женщина-Меланхолик- невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена доводит до отупения, до отчаянья, до самоубийства».
На самом-то деле, нет плохих темпераментов. Есть плохая совместимость. Как часто, общаясь с людьми, нам приходится поражаться разнице между нами. Восприятие, скорость принятия решения или даже просто быстрота движений бывают абсолютно разными. Иногда такая разница умиляет, иногда раздражает, и вот уже мы в сердцах говорим, что мы абсолютно разные по темпераменту.
Поэтому мне кажется что
[3] - Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие
основы психологии.,2005. С.394-402.
Глава 1. Личность
1.1. Общее понятие о личности
Личность - относительно устойчивая система поведения индивида, по-строенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Способна изменяться с течением времени. На настоящий момент в гуманитарных и социальных науках существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой во взглядах на сущность личности, в интерпретациях ее фундаментальных проявлений. В обыденном смысле под "личностью" понимают характер человека, отождествляют с человеком во-обще.[4]
Личность чаще всего определяют как человека в контексте его соци-альных, приобретенных качеств. К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусло-влены. К понятию "личность" тесно примыкают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индиви-дуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность это социальное лицо, "личина" человека. Личность это человек, взятый в сис-теме таких его психологических характеристик, которые социально обусло-влены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях явля-ются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру лично-сти обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качес-тва, эмоции, мотивация, социальные установки.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения
им социальными ценностями и его способность к реализации этихценностей.
[4] – Общая психология (курс лекций), Е.И.Рогов, «Владос». 2005, С. 379
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмо-ционально-волевых и интеллектуальных качеств. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства фор-мируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его соци-альной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества опре-деляют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является зак-реплением в личности общественных требований к ее поведению. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными спо-собами (вплоть до преступных).
Понять личность - это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.
Различаются личности социализированные - адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные - девиантные, отклоняя-ющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклоне-ния - маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, нев-ротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями - "слабыми местами" в психической саморегуляции).
Психологическая структура
позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложив-шихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Одним из составляющих
Глава 2. Темперамент
2.1. Общее понятие о темпераменте
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие «темперамент».