Личность и профессиональное развитие психотерапевта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:27, реферат

Описание работы

Подготовка психотерапевтов в ходе развития психотерапии эволюционировала от спонтанного творческого процесса к организованности, системности и многоуровневости и в последнее время в значительной степени приобрела бюрократический оттенок.
Со временем в рамках различных психотерапевтических направлений стали появляться учебные центры, институты, профессиональные сообщества, началась работа по систематизации и структурированию процесса обучения и подготовки психотерапевтов.

Работа содержит 1 файл

усрс 1).doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Существовавшие  ранее тревожность, пассивность  и зависимость - пройденный этап. Теперь картина сильно отличается. Доминирующее настроение - спокойствие, а не эмоциональные подъёмы и спады, как на ранних стадиях профессионального становления. На предыдущих стадиях психотерапевт уже решил следующие задачи: 1) достиг самоопределения; 2) обрёл автономию; 3) ограничил действия супервизора. Страх супервизора на этой стадии уже отсутствует. Психотерапевты сами ищут супервизий и создают ситуации обучения. Отсутствие наставлений и оценок со стороны супервизоров вдохновляет их. Именно на этой стадии психотерапевт обретает столь желанное чувство, что он является полноправным членом профессионального сообщества и что ему доверяют как профессионалу. Самопринятие психотерапевта, как правило, получает явное внешнее подтверждение от коллег и администрации, поощряющих независимый стиль действий. Происходит интеграция с терапевтическим профессиональным сообществом. Это отражается в способе построения отношений с коллегами. Если на ранних стадиях начинающий психотерапевт прислушивался, в основном, к мнению более компетентных, статусных коллег, то теперь у него складывается мнение, что младшие коллеги тоже могут быть источниками ценных идей. 

На супервизиях  центральное место занимает анализ переноса и контрпереноса, возрастает заинтересованность в анализе терапевтических отношений, а также собственных реакций на пациента. Такого рода фокус супервизии обеспечивает ценную информацию о внутреннем состоянии пациента, его межличностных взаимоотношениях, а также о том, что происходит в ходе сессий. Гаони и Ньюман (Gaoni & Neumann, 1974) пишут, что супервизия на этом этапе представляет собой “обмен мнениями и советами между равными”. 

Супервизорские  группы на этой стадии тоже претерпевают изменения. Дух “восстания” против официальных формальных супервизоров сменяется коллегиальностью. Блоунт и Гленвик (Blount & Glenwick. 1982) отмечает, что теперь, когда психотерапевт уже разрешил свою проблему соперничества, имевшую место на более ранних стадиях, подобные лишённые лидера группы часто являются источниками ценных идей. 

Итак, на пути обретения  профессиональной идентичности психотерапевт  последовательно проходит ряд стадий. Но на этом развитие профессиональной идентичности не останавливается. В  дальнейшем он может сам стать  супервизором начинающих психотерапевтов, делясь с ними знаниями о природе человеческих страданий и техническими умениями, а также терапевтической мудростью, которая обретается лишь с годами клинической практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выделить критерии, которым должен соответствовать  «хороший психотерапевт» очень сложно. В 1947 году Комитет американской ассоциации по подготовке в области клинической психологии предложил 15 характеристик, которыми должен обладать психотерапевт. Затем список был расширен до 25 пунктов.

Эффективность психотерапии зависит не только от действенности метода и степени  овладения его теорией и техникой выполнения отдельных приёмов, но и  от эмоциональной зрелости психотерапевта, его гибкости и способности осознавать и выражать собственные эмоции и их содержание. Результаты практических наблюдений позволяют утверждать, что эффективно работающие психотерапевты, как правило, обладают хорошим душевным здоровьем и успешно разрешают собственные проблемы.

Недавние исследования показали, что важнейшей переменной психотерапевтического процесса является не техника, а человек, который эту технику применяет, сам психотерапевт. Авторы, которые полагают, что личностные черты психотерапевта влияют на эффективность процесса лечения, выделяют такие характеристики, как концентрация на пациенте, внимательность к эмоциям пациента, открытость, восприимчивость взглядов, отличных от своих, гибкость, терпимость, свобода действия и объективность мышления.

Эффективность психотерапевта серьезно зависит от навыков межличностного взаимодействия. Исследование Л.А. Цветковой (1994) показало, что существенным фактором профессиональной успешности врача является «коммуникативная компетентность». Многочисленные исследования показали, что успех человека, работающего в сфере постоянного общения, на 80% зависит от его коммуникативной компетентности. Положительная направленность интеракций и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии и самооценки, отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия -- все это составляет коммуникативную компетентность врача.

Поскольку психотерапия -- межличностный процесс, эффективный  психотерапевт должен обладать навыками межличностного взаимодействия и способностью использовать эти навыки при работе с пациентами. Динамика психотерапии лежит в личности терапевта. Являясь основной фигурой в психотерапевтическом контакте, психотерапевт опосредует его своими индивидуальными чертами, обусловленными возрастом, полом, опытом, особенностями характера, системой ценностей и определенной психотерапевтической техникой, что оказывает влияние на эффективность лечения.

Ни один психотерапевт  не может применять себя равноценно во всех техниках. Именно его характерологические  черты и техническое мастерство влияют на результат. Более того, именно личность психотерапевта и то, как она проявляется в психотерапевтических отношениях, считается крайне важной. Из-за специфики психотерапии психотерапевт в той или иной мере привносит в лечебный процесс своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий.

Для разных направлений  психотерапии характерны различные  акценты в оценке значимости личностных качеств психотерапевта или психотерапевтических приемов для эффективности лечения.

При изучении оценки идеального врача отмечается, что  «эффективный помощник» -- это тот, который  обладает личностными качествами, пробуждающими  в субъекте надежду, веру, доверие, расположение и свободу реагирования. Такой  «помощник», в общем, характеризуется искренностью, честностью, способностью уважать людей, конфиденциальностью к тому, что он или она делает, позитивностью подхода, и подлинностью и эмпатическим пониманием. Не оказывали положительного влияния на врачебный контакт такие качества, как чрезмерная симпатия к пациенту, директивность, доминирование врача.

Эффективные психотерапевты видят пациента как человека, а  не как проблему, стрессовый актив  пациента не как его склонность, внимательны к его самооценке, с пациентом ведут себя естественно и фокусируются на безопасных и доверительных отношениях. Неэффективные психотерапевты фокусируются на ошибках пациента, проявляют качества стороннего учителя, более пассивны. Важное место во взаимоотношениях врача и пациента, особенно в процессе психотерапии, занимает, по мнению многих авторов, феномен «идентификации». Врач становится в ходе психотерапии объектом, с которым больной стремится себя отождествить, идентифицировать. Больной может рассматривать своего лечащего врача как определенный идеал для себя, образец для подражания.

По мнению А. Бандура эффективность психотерапии, прежде всего, зависит от самоэффективности -- и это может оказывать влияние  на уже сложившиеся убеждения  пациента. Достижение такого положения  дел, при котором пациент проявляет самоэффективность -- это центральная задача любого типа психотерапии. Этого можно достигнуть в том случае, если придерживаться такой стратегии психотерапии, при которой психотерапевт испытывает те же чувства и побуждения, что и пациент.

Для того чтобы войти в тесный контакт с пациентом, а этот процесс требует, чтобы терапевт сам умело разрабатывал лучший источник достоверных данных о его пациенте - его собственные чувства.

Терапевты должны знать свою собственную темную сторону  и быть в состоянии сопереживать любым человеческим желаниям и порывам. Опыт личностной терапии позволяет будущему терапевту ощутить многие аспекты терапевтического процесса из кресла пациента: склонность идеализировать терапевта, мечты о зависимости, благодарность заботливому и внимательному слушателю, власть, данную терапевту.

Молодые терапевты  должны проработать свои собственные  невротические проблемы; должны научиться  принимать обратную связь, выявлять свои собственные мертвые зоны и  представлять себе, какими видят их другие; они должны ценить свое влияние на других и научиться обеспечивать чуткую обратную связь. Наконец, психотерапия - это психологически требовательное занятие, и терапевты обязаны развивать в себе широкие познания и внутреннюю силу для того, чтобы справиться со многими навязчивыми профессиональными опасностями.

Результаты исследований указывают на существование «терапевтической личности», которой обладает эффективный  психотерапевт независимо от его  операциональных моделей (техник). Профессиональный психотерапевт может создать атмосферу, в которой пациент будет чувствовать себя в безопасности, принятым и понятным. Такие качества как эмпатия, тепло и понимание, не только способствуют рождению позитивных чувств у пациента, они также снижают напряжение и уровень тревоги.

Было замечено, что среднетренированный психотерапевт, чья личность содержит позитивные черты  сможет достичь как освобождения от симптомов, так и изменения  поведения, и все, что может привнести  «эффективный» психотерапевт. В  то же время, даже если психотерапевт имеет исчерпывающую подготовку, но недостаток личностных качеств, его результаты будут не лучше, чем у «неэффективных» консультантов или «неэффективных» психотерапевтов. 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Barnat, M. (1973). Student reactions to supervision: Quests for contract. Professional Psychology, 4, 17-22.

  2. Blount, C. M., Glenwick, D. (1982). A developmental model of supervision. Part of a symposium: Psychotherapy supervision: Expanding conceptual models and clinical practices. A. P. A. Convention, Washington, D.C. August, 1982.

  3. Delaney, D. J. (1972). A behavioral model for the practicum supervision of counselor candidates. Counselor Education and Supervision, 12, 46-50.

  4. Gaoni, B., & Neumann, M. (1974). Supervision from the point of view of the supervisee. American Journal of Psychotherapy, 23, 108-114.

  5. Hess, A. K. (1980b). Theories and models in clinical psychology. In A. K. Hess, (Ed.) Psychotherapy supervision: Theory, research and practice. New York: John Wiley.

  6. Hogan, R. A. (1964). Issues and approaches in supervision. Psychotherapy: Theory, research and practice, 1, 139-141.

  7. Kaslow, F.W. (Ed.) (1984). Psychotherapy with psychotherapists. New York: Haworth.

  8. Kaslow, F. W. (Ed.) (1986). Supervision and training. Models, dilemmas, and challenges. New York: Haworth.

  9. Loganbill, C., Hardy, E., and Delworth, V. (1983). Supervision in counseling I. The Counseling Psychologist, 10, (1), 1-67.

  10. Yogev, S. (1982). An eclectic model of supervision: A developmental sequence for beginning psychotherapy students. Professional Psychology, 13, 236-243.

  11. Ялом  И. Дар психотерапии / И. Ялом - М., «Эксмо», 2008

  12. Домбровский  А. статья «Подготовка психотерапевтов:  внешний и внутренний подход». / А. Домбровский

Информация о работе Личность и профессиональное развитие психотерапевта