Личность и профессиональное развитие психотерапевта

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:27, реферат

Описание работы

Подготовка психотерапевтов в ходе развития психотерапии эволюционировала от спонтанного творческого процесса к организованности, системности и многоуровневости и в последнее время в значительной степени приобрела бюрократический оттенок.
Со временем в рамках различных психотерапевтических направлений стали появляться учебные центры, институты, профессиональные сообщества, началась работа по систематизации и структурированию процесса обучения и подготовки психотерапевтов.

Работа содержит 1 файл

усрс 1).doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Личность  и профессиональное развитие психотерапевта

Подготовка психотерапевтов  в ходе развития психотерапии эволюционировала от спонтанного творческого процесса к организованности, системности  и многоуровневости и в последнее  время в значительной степени  приобрела бюрократический оттенок.

Со временем в рамках различных психотерапевтических направлений стали появляться учебные  центры, институты, профессиональные сообщества, началась работа по систематизации и  структурированию процесса обучения и подготовки психотерапевтов.

Таким образом, постепенно стала формироваться  своеобразная бюрократическая модель обучения, появились стандарты, предъявляющие  требования к объему подготовки психотерапевтов (на сегодняшний день стандарт, принятый Европейской Психотерапевтической Ассоциацией насчитывает 3200 часов комплексной программы подготовки специалистов в области психотерапии). Она предъявляет более высокие требования к количеству часов личной терапии, супервизии и клинической практики, а также включает подготовку по базовым курсам психологии, психопатологии, методологии и философии. Данные изменения отражают трансформацию представлений о сложности обучения в области психотерапии и подчеркивают необходимость получения всесторонней углубленной как академической, так и практической подготовки специалистов.

Сегодня психотерапевтом  можно считать человека, закончившего программу профессиональной подготовки, которая в рамках одного психотерапевтического  направления длится в среднем  от 4 до 6 лет, и имеющего опыт клинической  практики не менее 400 часов. Такая подготовка дает возможность заниматься частной терапевтической практикой.

Вопрос профессиональной подготовки специалистов-психотерапевтов  является актуальным и требует определения  и анализа ее методологических основ, систематизации знаний и опыта, накопленных в рамках различных психотерапевтических направлений.

В качестве своеобразного  «нулевого» этапа в обучении выступает  личная психотерапия, наличие которой  является необходимым условием зачисления в программу подготовки психотерапевтов, хотя некоторые учебные программы предусматривают ее прохождение уже в процессе обучения. В любом случае данная процедура является обязательной частью программы подготовки психотерапевтов и необходима по двум основным причинам. Во-первых, она дает будущим психотерапевтам собственный опыт прохождения терапии в качестве клиентов; во-вторых, повышает их уровень рефлексии и самопонимания, позволяет решить ряд личных проблем или сделать их осознаваемыми, что значительно увеличивает свободу движения в проблемном поле клиента и освобождает от эмоциональной реактивности, обусловленной влиянием собственной жизненной истории. В ситуациях, когда рассказ клиента актуализирует у терапевта переживания, связанные с событиями его собственной жизни, знание своей личной истории помогает избежать тупиков в работе и дифференцировать реакции, связанные с собственной жизнью и реакции на историю клиента.

На сегодняшний  день существует три основных направления  в психологии: психодинамическое, бихевиоральное и экзистенционально-гуманистическое. В ходе получения знаний будущий психотерапевт должен выбрать определенное направление, которое станет основным в его практике.

Но современная  психотерапия ориентирована на то, чтобы различные психотерапевтические направления дополняли друг друга. Поэтому можно заметить, что психотерапевты различных направлений очень похожи в работе. Подчас психотерапевты различных направлений используют одни и те же методы, примерно стратегически одинаково проводят психотерапию и примерно одинаково сопровождают клиента в разрешении его проблем.

Можно говорить о том, что на сегодняшний день методология обучения психотерапевтов  только начинает складываться. Это  вполне естественно, если мы учтём, что  современная психотерапия, в том  виде, в котором мы её сейчас знаем, появилась всего 50 лет назад.

Существуют различные  подходы к обучению психотерапевтов: от локальных групп, где психотерапию преподают несколько специалистов, до существующих или, по крайней мере, существовавших ранее, учебных программ, где весь курс обучения психотерапии ведёт только один преподаватель.

Чтобы минимизировать количество запутанных отношений, переносов  и создать большее разнообразие в психотерапии, на сегодняшний день сформировались достаточно ясные представления  о том, как должен выглядеть преподавательский состав для обучения психотерапевтов. Существуют программы и институты, в которых штат психотерапевтов составляет от 10 до 100 человек и где студенты посещают множество различных психотерапевтов, а каждый обучающий психотерапевт преподаёт узкий предмет или узкую тему. В таких проектах иногда не существует одного куратора, который проводит учебную группу через всю психотерапевтическую программу. В этой программе есть как и положительная сторона, так и отрицательная. Плюсом данной программы является то, что студенты получают значительно более многообразный опыт. Но, с другой стороны, в этом есть и свой минус - у студентов не складывается единой концепции, единого представления о психотерапии, они получают в своё распоряжение множество различных кусочков коллажа, который они могут сложить и удачно, и неудачно.

Молодому терапевту  очень важно избегать ограниченности и приобрести понимание сильных  сторон самых разнообразных терапевтических  подходов. Хотя студенты тем самым  и жертвуют уверенностью, сопутствующей традиционным взглядам, они получают нечто крайне ценное - более глубокое понимание сложности и неопределенности, лежащее в основе терапевтических занятий.

Существуют ситуации, когда уже практикующий специалист самостоятельно посещает различные семинары и понемногу создаёт своё собственное представление о том, что такое психотерапия, не в рамках какого-либо одного направления, а скорее формирует сборное эклектическое представление о ней. Иногда эта композиция складывается удачно и тогда на свет появляется уникальный психотерапевт с собственным стилем, собственным подходом. Иногда это вызывает у специалиста хаос в его представлениях, он не может склеить подчас очень разнонаправленные куски теории психотерапии. Несмотря на то, что психотерапия на сегодняшний день приобретает черты единого направления, тем не менее, различные элементы теории разных направлений психотерапии часто не сочетаются друг с другом, так как основаны на диаметрально противоположных принципах.

Надо понимать, что процесс обучения психотерапевта - это не только формальная передача знаний теории психотерапии, а ещё и процесс личностного роста психотерапевта. Поэтому, как и многие другие гуманитарные дисциплины, психотерапию нельзя изучить по книгам, её можно изучить только в непосредственном взаимодействии с обучающим психотерапевтом. Специально для этого в восточной философии существует термин, который не используется в западной педагогике, но который очень хорошо отражает данный феномен обучения студентов тому или иному знанию. Он называется передача знаний от сердца к сердцу. Хотя это звучит очень пафосно, но достаточно точно характеризует тот факт, что существуют вещи, которые очень сложно нормализировать в тексте, которые трудно описать даже в очень мудром и хорошем учебнике по психотерапии. Некоторые аспекты профессии могут быть переданы только в непосредственном контакте с преподающим психотерапевтом. Речь идет о личных чертах стиля обучающего психотерапевта, которые студент старается копировать и таким образом ассимилирует - что-то оставляет себе, а от чего-то отказывается. 

Обретение профессиональной идентичности является чрезвычайно  важной частью профессионального становления  консультантов и психотерапевтов. Будучи расширением Я-концепции, сформированная профессиональная идентичность служит надёжной системой координат для осмысления как профессионального, так и личного опыта.

В отличие от традиционных медицинских процедур лечения, изменения в процессе консультирования и психотерапии не столь очевидны, следовательно, начинающему консультанту труднее увидеть как сам процесс воздействия, так и его результаты. Поэтому веру в свои терапевтические возможности он обретает постепенно, шаг за шагом, проходя через периоды серьёзных сомнений и тревог. Кроме того, сама терапевтическая ситуация представляет собой серьёзный вызов не только профессиональным, но и личным качествам начинающего специалиста. В данной ситуации важное значение приобретает профессиональная поддержка коллег и супервизора. В этой статье я бы хотела рассмотреть процесс обретения профессиональной идентичности и то, как он соотносится с характером отношений супервизора и консультанта. 

Стадии  развития профессиональной идентичности

Профессиональная  идентичность консультанта имеет внешние  и внутренние компоненты. Внешние аспекты идентичности связаны с тем, как его воспринимают и насколько принимают как специалиста коллеги и клиенты. К внутренним аспектам профессиональной идентичности относятся процессы самовосприятия и профессионального самосознания. 

Профессиональное обучение психотерапевтов и консультантов можно условно разделить на последовательные стадии развития. На каждой из них у начинающего психотерапевта возникают специфические сложности и тревоги во взаимоотношениях с клиентами и супервизорами, которые, в норме, представляют собой процесс “профессионального взросления”. Здесь мы не будем говорить о таком отклонении от нормы как “проблемные студенты”. Обычно начинающий психотерапевт последовательно проходит стадии профессионального роста, формируя на каждой из них определённые отношения со своими пациентами и супервизорами. В итоге он определяет для себя, в чём состоит его профессиональная роль, каковы внутренние процессы пациента и терапевта, каким образом они взаимосвязаны. Стадии развития не являются дискретными. В сложных случаях существует возврат на ранние стадии, что не свидетельствует об общем регрессе. 

Эриксон в деталях  обсуждал процесс развития чувства  стабильного Я. Развивая концепцию  Хартмана о “среднеожидаемом окружении”, Эриксон говорил о важности обеспечения родителями последовательности “ожидаемых реакций”, способствующих развитию детских потребностей и возможностей. Более тонко проработал эту тему Винникотт, говоря о “удерживающем окружении” (holding environment) в лице “достаточно хорошей матери”. Развитие идентичности ребёнка связано с возможностью заботящихся о нем лиц адаптироваться к его изменяющимся потребностям и возможностям. Это во многом схоже с изменениями потребностей и тревог относительно своих возможностей у обучающегося психотерапевта в ходе развития профессиональной идентичности. 

Время обретения  профессиональной идентичности - индивидуально, однако, как показывает опыт, на это  требуется не менее четырех лет. Следовательно, люди, заканчивающие  профессиональное обучение, как правило, еще не достигают шестой стадии развития профессиональной идентичности. В действительности, не все, кто вначале выглядел перспективным, достигают всех целей шестой стадии. Случаются застревания на различных стадиях, чаще всего на пятой стадии - обретения идентичности и независимости. 

На протяжении последних десятилетий тема “профессионального взросления” психотерапевта привлекала внимание многих исследователей. В  таблице 1. приведены сводные результаты ряда исследований. Как видно из таблицы, различные авторы выделяют разное число стадий, которые психотерапевт проходит в своём развитии, но безусловной является динамика от ученичества, зависимости от супервизора и неуверенности к независимости, уверенности и интеграции. 

  Таблица №1. Стадии развития профессиональной идентичности.

  1 2 3 4
Hess (1980) Начало Развитие навыков Консолидация Взаимность
Hogan (1964) Неуверенность-Зависимость Зависимость-Автономия Уверенность в  себе Созидательность
Gaoni & Neumann (1974) Ученик Подмастерье Терапевтическая личность Взаимное консультирование
Yogev (1982) Определение ролей Приобретение  навыков Укрепление  и развитие практики  
Loganbill, Hardy and Delworth (1982) Стагнация Замешательство Интеграция  
Blount & Glenwick (1982) Адекватность-Неадекватность Зависимость-Автомомность Условная зависимость-Индивидуация Независимая практика и консультирование коллег
Kaslow (1986)   1. Возбуждение  и тревога от предвкушения

  2. Зависимость  и идентификация

  3. Активность  и продолжающаяся зависимость

  4. Насыщение  и вступление в самостоятельность

5. Идентичность  и независимость 6. Спокойствие  и коллегиальность

Информация о работе Личность и профессиональное развитие психотерапевта