Личность и коллектив в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности и определение роли личности в формировании коллектива. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
- изучить понятие личности и её характеристики;
- привести определение коллектива и раскрыть его составляющие;
- рассмотреть понятие личности и коллектива как субъектов и объектов управления;
- организовать и провести исследование, каково поведение человека в группе.

Содержание

Введение
1 Теоретическая часть
1.1 Понятие личности в организации, её характеристики
1.2 Коллектив и его составляющие
1.3 Личность и коллектив как объект управления
1.4 Личность и коллектив как субъекты управления
2 Практическая часть
2.1 Исследование тенденций поведения человека в группе
3 Заключение
4 Список используемой литературы
5 Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовой.DOC

— 231.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  3
  5
  5
  10
  16
  24
  32
  32
  33
  34
  35

 

Введение

1 Теоретическая  часть

1.1 Понятие  личности в организации, её  характеристики

1.2 Коллектив  и его составляющие

1.3 Личность  и коллектив как объект управления

1.4 Личность  и коллектив как субъекты управления

2 Практическая часть

2.1 Исследование тенденций поведения человека в группе

3 Заключение

4 Список используемой литературы

5 Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Уже общепризнано, что законы экономики, организаций, управления действуют только через деятельность людей, определяя их поступки и поведение. Нельзя ориентироваться на автоматизм действия законов. Противоречия между интересами личностей, коллективов, групп общества нарушают действия законов, приводят к разного рода отклонениям, злоупотреблениям, преступлениям, искажениям, корректировкам и во многом определяют уникальность, неповторимость как самих систем, гак и их поведения. Неповторимость человека выражается в уникальной системе его качеств, определяющих профессионализм, и его душевных качеств, определяющих личность.

      Данная  тема является актуальной, так как каждая личность индивидуальна и требует определённого подхода, а группа личностей - есть коллектив. 

      Объектом  исследования является личность и коллектив в современном обществе.

      Предмет исследования процесс формирования коллектива состоящего из отдельных личностей.

      Целью исследования является определение  роли коллектива в формировании личности и определение роли личности в формировании коллектива. Для ее реализации поставлены следующие задачи:

      - изучить понятие личности и её характеристики;

          - привести определение коллектива и раскрыть его составляющие;

      - рассмотреть понятие личности и коллектива как субъектов и объектов управления;

      - организовать и провести исследование, каково поведение человека в группе.

      Основные  методы исследования, применявшиеся  в работе, можно разделить на следующие  группы:

      - методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод изложения материала;

      - тестирование;

      - методы обработки данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

      1.1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ,  ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ 

      Личность — в общественных науках рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих его свойства и качества.  Личность в узком смысле — это духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности, что определяет его отношение к труду. Личность, кроме того, является предметом изучения, экспериментов и спекуляций разного рода религиозных сект, экстрасенсов, магов и просто шарлатанов от науки и религии. 
В менеджменте личность человека, ее сущность, рассматривается, прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчиненными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия. Для менеджеров важно знать и учитывать все стороны проявления личности человека и в особенности те, которые оказывают влияние на деятельность организации в целом. 
 Личность – это всегда продукт исторически данного общественного и политического строя. Разрыв между отдельными слоями нашего общества ведет к росту антагонизма в отношениях между ними, к возникновению крайних политических группировок и течений, проповедующих насилие, межнациональную рознь и т.д. Все это формирует негативную личность и, несомненно, сказывается на всех людях, как рядовых исполнителях, так и руководителях. Все работники одинаково подвержены воздействию социально-экономических факторов и условий, сложившихся в обществе. Для нормального развития человеческой личности общество должно быть стабильным. 
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их проявления в структуре личности.                                Любая личность характеризуется (ПРИЛОЖЕНИЕ В):

      - общими качествами (интеллект, ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

      - специфическими   свойствами   (способность  к тому  или иному виду деятельности); способности могут быть общими, присущими в той или иной степени всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать);

      - элементарными частными (решительность,  настойчивость,  музыкальный  слух,  критичность мышления  и  пр.);

      - сложными частными,  в том числе профессиональными (к отдельным видам деятельности), специальными (интерсоциальными, т.е. ориентированными на организацию взаимодействия людей, управление ими, и конструктивными, т.е. направленными на создание конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности);

      - подготовленностью  к определенному  виду деятельности (в виде совокупности знаний, умений, навыков);

      - направленностью (ориентированностью  социальной активности, возникающей под воздействием социальных моментов — интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

      - определенным складом характера;

      - биологически   обусловленными   особенностями   (например, темпераментом); 

- психологическими  особенностями: диапазоном деятельности ("широта, глубина), который может быть общим, видовым, специальным; стилем работы (форма воздействия, основывающаяся на знаниях, опыте, эмоциях) и динамикой психики (характеризуется силой, подвижностью, возбудимостью);

      - психическим состоянием, т.е. стойкими  психическими явлениями, присущими человеку в течение сравнительно длительного периода (возбуждение, апатия, депрессия и пр.).

      Основными движущими факторами поведения  человека можно назвать следующие: мотивацию, восприятие, критериальную основу.

      В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

      Чтобы представить реакцию конкретного  работника ни управленческое воздействие  или условия трудовой среды и  рассчитывать на ожидаемый результат, необходимо принимать во внимание существенные особенности таких качеств и свойств личности, как ощущения, восприятие, память, мышление, чувства и эмоции, сознание, коммуникативность, направленность, темперамент, характер, способности, склонности, задатки, речь, воля и др. 

      Соответствие  профессиональных и личностных качеств  человека требованиям занимаемого  им рабочего места является залогом  успеха в деятельности и удовлетворенности  работника своим трудом и своей  организацией. Сочетание потребности работника развивать свой потенциал и достигать успеха и наличие соответствующей возможности на рабочем месте и общем случае обеспечивает трудовой энтузиазм, творчески и подход к работе, лояльность работника организации.

      Трудовой потенциал — это заложенные от природы и приобретенные человеком потенции, возможности, расположенность к эффективному выполнению тех или иных трудовых функции. При наличии благоприятных условий потенции могут развиться до уровня умений, навыков. Трудовой потенциал представляет собой систему, включающую следующие элементы:

    - профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал);

    - работоспособность, физическое и душевное здоровье (психофизиологический потенциал);

    - интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал);

    - способность к сотрудничеству, к работе в условиях коллективной организации труда и к взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал);

    - ценностно-мотивационная сфера,  направленность,  идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал);

    - лидерский потенциал — способность увлечь за собой других, влиять на них;

    - потенциал к развитию — он имеет место по отношению ко всем элементам потенциала, приводит к изменению «количества» и весомости отдельных или сразу нескольких элементов потенциала и служит основой развития работника и повышения его ценности для организации;

    - административный потенциал, позволяющий активно взаимодействовать не только внутри группы и организации (коммуникативный потенциал), но и с внешней средой. Это деловые и личностные связи и контакты работника за пределами организации, расширяющие информационное поле и возможности задействования ресурсов для достижения целей организации;

    - уверенность в своих силах, или ассертивность;

    - гибкость — это готовность (не в ущерб основным принципам) проявлять понимание ситуации и адаптироваться к ее изменениям. 

    Полноценное использование трудового потенциала способствует развитию работников и  организации, неполное использование  потенциала работников следует считать  упущенной организацией выгодой.                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 КОЛЛЕКТИВ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ 

           Менеджер должен проявлять интерес не только к  отдельной человеческой личности. Решающее влияние на успех работы оказывает  трудовой коллектив, его сплоченность, работоспособность и целеустремленность. Чтобы эффективно управлять коллективом работников, необходимо знать, что такое коллектив, как он формируется и развивается, какие бывают коллективы, а также все, что касается совместной деятельности людей.

     Трудовой  коллектив - это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями. Необходимость объединить свой труд с трудом других людей возникла объективно, независимо от чьей-то воли. Сами условия существования человека заставляли его работать сообща там, где один человек физически не мог выполнить необходимую работу (совместная охота, рыбная ловля, раскорчевка леса под пашню, уборка урожая, строительство жилища, культовых сооружений, дорог и т.д.). Люди были вынуждены объединять свои усилия и для военного дела.

     Совместный, коллективный труд является не просто суммой индивидуальных усилий ряда людей. Он стал более производительным, успешным и результативным, позволил каждому  члену коллектива применить все  свои знания и умения, приобрести лучший опыт работы. Крупное общественное разделение труда и специализация создали условия для производственной кооперации. С развитием производительных сил одновременно шел процесс совершенствования коллективного труда, образования устойчивых трудовых коллективов на фабриках и заводах. Кустари-одиночки ушли из общественного производства в далекое прошлое. Основой любого производства материальных благ и услуг стал трудовой коллектив.

     Но  это не означает, что индивидуальный труд исчез. Сохранился целый ряд  специальностей и профессий, где не только возможен, но целесообразен индивидуальный труд. Люди свободных профессий работают индивидуально, но они также могут быть объединены в какие-либо творческие союзы, ассоциации и т.д.

Информация о работе Личность и коллектив в современном обществе