Личность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Объектом исследования является деятельность как основание личности. Предмет исследования – деятельность личности, виды деятельности и ее структурные компоненты.
Цель исследования: рассмотреть деятельность как неотъемлемое свойство личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….

1. Понятие личности в психологии. Ее структура и содержание….

2. Развитие личности в онтогенезе…………………………………...

3. Деятельный подход к пониманию личности в психологии ….....

4. Понятие человеческой деятельности……………………………...

5. Виды человеческой деятельности и ее структурные компоненты............................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………...

Работа содержит 1 файл

5. Личность и деятельность.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа [23].

Деятельность представляет собой систему, состоящую из отдельных компонентов. Выделяют такие компоненты деятельности, как действия, операции, цели, мотивы и др. Каждый из этих компонентов представлен на определенном уровне деятельности [23].

1. Цель деятельности двуедина: это и объективное (отражаемое) явление, и его отражение – психическое явление. Но цель деятельности как психическое явление – это переработанная личностью с учетом определяющей роли потребностей объективная цель. При этом определяющая роль потребностей проявляется в процессе выработки мотивов, при выборе путей достижения уже поставленной цели. Цель как психическое явление – это заранее осознанный и планируемый результат человеческой деятельности.

Если любая конкретная деятельность взята за целое, то цель деятельности является одной из ее подструктур. Другими подструктурами этой деятельности являются ее мотивы как побуждения к действиям, способы ее выполнения и результаты как ее итог. Если речь идет о психической деятельности, то ее элементами будут психические явления, включенные в нее, и в частности те, с помощью которых данная деятельность выполняется. Если имеют в виду физическую деятельность (исходную форму которой представляет физический труд), то к психическим явлениям как элементам деятельности добавляются физиологические явления, и прежде всего движения. Понятие «рабочее движение» как физиологическое не следует смешивать с психологическим понятием «действие». Следовательно, структура любой деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель – мотив – способ – результат. Мотивы деятельности и потребности личности находятся в диалектическом единстве как одном из проявлений единства сознания и деятельности. Как было сказано, потребность – это личное проявление отношения индивида как атрибута его сознания. Стойкие потребности (начиная со смутных влечений и до осознанных активных убеждений) являются свойствами личности – формами ее направленности. Но эти же отношения, потребности и свойства направленности, будучи включенными в структуру деятельности, становятся ее мотивами.

2. Мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. Ведь «motif» по-французски и значит «побуждение». В качестве мотивов могут выступать и психические процессы, и состояния, и свойства личности. О первых говорят как о нестойких, ситуационных, иногда даже случайных мотивах. Вторые и особенно третьи – стойкие мотивы, последние из них одновременно являются свойствами подструктуры направленности личности. Они могут быть по своей структуре простыми и сложными, включающими в свою структуру и свойства личности ее более низких уровней.

Мотивы и способности – это два психических явления и соответственно два психологических понятия, включенных как в понятие личности, так и в понятие деятельности. Если мотив – это личностное побуждение к определенной деятельности, то способность – это личностная возможность уровня качества этой деятельности. Поэтому мотивы, как и способности, могут быть как потенциальными, еще не включенными в структуру реально выполняемой деятельности, так и актуальными – включенными в таковую. В зависимости от их стойкости надо различать мотивы деятельности и мотивы отдельных действий. Иногда они могут совпадать, но не всегда.

3. Действие – элемент деятельности, достигающий конкретную, не разлагаемую на более простые, осознанную цель. Сразу же можно определить и навык как действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией как компонентом более сложного навыка.

Действие имеет свою психологическую динамическую структуру, в которую входят: цель, породившая ее потребность, стремление к ее достижению, интерес, переживание трудности или, напротив, легкости, и соответствующая этому различная степень волевого напряжения, и психические акты, на основе которых это действие выполняется.

У человека внешние условия, влияющие на него, детерминируют его деятельность, опосредуясь его внутренними условиями. Сознательная деятельность человека есть результат внешних условий, опосредованных внутренними условиями и являющимися личностью. В жизнедеятельности человека как организма эта закономерность обща с животными. Психическая деятельность животных также опосредуется внутренними условиями, являющимися индивидуально-психологическими особенностями данного индивида.

Единство деятельности и личности наиболее отчетливо проявляется в трех группах психических явлений – умениях, навыках и поступках.

Умение – это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков. В умениях навыки как усвоенные действия стали свойствами личности и ее способностями к новым действиям. На основе знаний вырабатываются навыки, а на их основе в свою очередь – умения [17].

Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы [6].

Полезную автоматизацию навыка нельзя смешивать с автоматизмами в трудовой деятельности, неподконтрольными сознанию. Даже высокоавтоматизированный трудовой навык остается подконтрольным сознанию и является частью сознательной деятельности. Объединяясь в процессе упражнения с другими действиями, высокоавтоматизированный навык может перестать быть самостоятельным действием и становится способом выполнения более сложного действия. Психологическим критерием перехода навыка в способ выполнения более сложного навыка является прекращение осознания ранее осознававшейся элементарной цели и подчинение его осознанию более общей цели, теперь становящейся элементарной.

Формирование умений связано с формированием пластичных навыков, хотя и не сводится только к этому. Оно является обязательным условием и важнейшей задачей формирования мастерства. Психологической основой умений является понимание взаимоотношения между целью данной трудовой деятельности, условиями и способами ее выполнения. Умение тесно связано с творческим мышлением, так как оно опирается не только на навыки, но и на знания.

Приобретаемые человеком профессиональные умения не только определяют качество его трудовой деятельности и обогащают его опыт, но и становятся качествами его личности, его умелостью, а он сам – умельцем. В этом проявляется единство деятельности и личности человека.

Еще более отчетливо единство деятельности и личности проявляется в поступках. Поступок – это действие, осознаваемое самой действующей личностью как акт, выражающий ее определенное отношение (к другим людям, к самому себе или к труду и т. д.).

В поступке проявляется высший уровень структуры личности – ее направленность. Как из действий слагается деятельность, так из поступков складывается нравственная деятельность. Последнюю часто называют «поведением». Поведение – это внешнее выражение деятельности, учитываемой без ее субъективного компонента. Потому термин «поведение» может быть отнесен не только к человеку, но и к животным и даже к роботам [17].

4. Операция – одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия. Одна и та же операция может входить в структуру разных действий. Например, заучивать стихи можно при подготовке к уроку литературы (при совершении учебного действия) или для тренировки памяти (при совершении мнемического действия). Подобным же образом одно и то же действие может выполняться разными операциями: нередко для подготовки к ответственному выступлению оратор использует способ заучивания текста, но иногда он применяет мнемотехнические средства – метод размещения, метод ключевых слов и др. Операции формируются двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции мало осознаваемы.

Уровень психофизиологических основ деятельности образуют особенности протекания различных психических процессов, специфика системной психофизиологии и др.

Уровневое строение деятельности обеспечивает многозначность взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит формирование психического образа, осуществление и изменение опосредованных им отношений человека с предметным миром [23].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Деятельность – специфическая форма отношения, имеющая два основных признака:

1) отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата;

2) отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Наряду с различными аспектами существуют также важнейшие общепсихологические свойства деятельности, как предметность, субъектность, адаптивность и системность деятельности.

В структуре деятельности можно выделить такие основные элементы, как цель, мотив, действие и операция. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. Действие – элемент деятельности, достигающий конкретную, не разлагаемую на более простые, осознанную цель. Операция – одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия.

Единство деятельности и личности наиболее отчетливо проявляется в трех группах психических явлений – умениях, навыках и поступках. Умение – это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Поступок – это действие, осознаваемое самой действующей личностью как акт, выражающий ее определенное отношение (к другим людям, к самому себе или к труду и т. д.).

Человеческая деятельность разнообразна и многогранна. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности Существует также классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1.   Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 334 с.

2.   Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Советско-финский симпозиум «Проблемы психологии личности» – М.: Издательство «Наука», 1982. С. 92-98.

3.   Волков Б.С. Психология юности и молодости. Учебное пособие. – М.: Академический Проект: Трикста, 2006. – 256 с. – («Gaudeaтus»).

4.   Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - Самара: Издательство "Самарский университет", 2003. - 187 с.

5.   Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности. Конспект лекций. – М.: Эскимо, 2008. – 160 с.

6.   Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

7.   Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2002. – 146 с.

8.   Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека. Курс лекций. – Ростов-на-Дону, 2002. – 232 с.

9.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.

10.  Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

11.  Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

12.  Максименко С.Д. Общая психология. – М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер», 2004, – 528 с. – Серия «Образовательная библиотека».

13.  Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

14.  Общая психология / Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо-Пресс, 2006. – 560 с. – (Образовательный стандарт XXI).

15.  Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.

Информация о работе Личность и деятельность