Личность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Объектом исследования является деятельность как основание личности. Предмет исследования – деятельность личности, виды деятельности и ее структурные компоненты.
Цель исследования: рассмотреть деятельность как неотъемлемое свойство личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….

1. Понятие личности в психологии. Ее структура и содержание….

2. Развитие личности в онтогенезе…………………………………...

3. Деятельный подход к пониманию личности в психологии ….....

4. Понятие человеческой деятельности……………………………...

5. Виды человеческой деятельности и ее структурные компоненты............................................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………...

Работа содержит 1 файл

5. Личность и деятельность.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Интеграция личности и сущности, становление аутентичной личности, личностный рост или же, напротив, дезинтеграция личности и сущности, деградация личности на сводятся исключительно к субъективным процессам, но имеют также отношение к объективной действительности, к миру деятельностей и социальных отношений. Если рассматривать данные процессы в рамках традиционной психологической проблематики, лишь в их субъективном аспекте, то может возникнуть представление, что развитие личности полностью детерминирует и перестраивает объективную действительность. Но действительность (помимо того характера, который она имеет для личности) обладает рядом объективных характеристик, существующих независимо от тех психологических особенностей, которые личность привносит в мир. Вот как иллюстрирует эту общую связь на примере отношения личности и профессиональной деятельности И.С. Кон: «Творческое отношение к труду – это психологическая установка… Такая установка – продукт определенной системы воспитания, ее можно выработать по отношению к любому виду труда, как творческому, так и механическому. Но не всякий труд является творческим объективно, по своему характеру».

Для того чтобы данное различение субъективного отношения к делу и объективного характера дела стало еще более отчетливым, приведем в качестве примера образ героя повести Н.В. Гоголя «Шинель», вечного титулярного советника А.А. Башмачкина, главной чертой которого была склонность к переписыванию казенных бумаг: ни «докуки» молодых чиновников, ни прелести досуга, ни деспотическая холодность начальников. По всем психологическим параметрам перед нами подлинная внутренне мотивированная деятельность.

Этот пример хорошо иллюстрирует тезис о двух аспектах (субъективном и объективном) личностного развития, о существовании на ряду с отношением личность – сущность (субъективность) и отношения личность – действительность (объективность). Эти два аспекта развития личности можно показать и иначе, рассмотрев структуру мотивационного отношения, которое, как показано выше, характеризуется не только потребностным состоянием, но и тем мотивом (объективным содержанием деятельности), в котором данная потребность опредмечена; в психологическую характеристику потребности с необходимостью входит содержание ее предмета, мотива.

Следовательно, психологический анализ развития личности предполагает изучение содержания различных форм деятельности как потенциальных мотивов, в которых могут опредмечиваться потребности личности [15].


4. Понятие человеческой деятельности

 

 

 

Деятельность человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности.

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, размышляет и т.д. Жить – это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни.

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности – источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворение потребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство.

Для удовлетворения потребностей человек ищет определенные пути и средства - это активизирует его мышление. Усилием воли человек в состоянии преодолевать трудности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей [6].

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность – это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности – не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность – это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности) [23].

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми [13].

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности.

1.   Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2.   Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит – связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3.   Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4.   Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположеной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, – так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем [23].

В деятельности проявляются, а также, согласно С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются личность и его психика. Введение категории деятельности в психологию изменило представление о психическом как уникальном, специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена. Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к вопросам исследования психического. Последнее стало рассматриваться и как результат (психический образ, умение, состояние, чувство и др.), и как процесс.

По мнению С. Л. Рубинштейна, психическое объективно существует прежде всего как процесс – живой, предельно динамичный, пластичный и гибкий, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный. Психическое является таковым потому, что оно всегда формируется только в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром и, следовательно, само непрерывно изменяется и развивается, все более полно отражая эту динамичность окружающей действительности и тем самым участвуя в регуляции всех действий, поступков и т. д. [23].

Таким образом, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели, имеющая два основных признака: отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата и отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата.

5. Виды человеческой деятельности и ее структурные компоненты

 

 

 

Человеческая деятельность разнообразна и многогранна.

1. Традиционно принято считать, что основным и психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую [23].

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.

Все основные виды деятельности – игра, учение, труд – присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие – меньшее. А.Н.Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.

Ведущей называется деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в школьном – учение, а в зрелом возрасте главной деятельностью человека является труд [6].

Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т. д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития [23].

2. Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности.

Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т. е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредствованно-совместную – «деятельность рядом».

3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

4. Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

Информация о работе Личность и деятельность