Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:18, курс лекций

Описание работы

1.Индивидуальность человека и развитие личности.
2.Проблема и критерии выделения психологических типов.
3.Общая и дифференциальная психология личности.
4.Индивидные свойства человека.
5.Индивидуально-типические свойства человека.
6.Общее представление о темпераменте.
7.Индивидные основы темперамента.
8.Психологическое описание типов темперамента.
9.Сложные типы темперамента
10.Общее представление о характере.
11.Характер и его формирование.
12.Характер и личность в классических психологических концепциях.

Работа содержит 1 файл

на четверг.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

лимфатико-меланхолический  темперамент отличает своих представителей матовым цветом лица с темным оттенком; белокурыми и серым оттенком волосами; глубоко запавшими, мутными глазами; чертами лица неправильной и расплывчатой формы. Обладают, как правило, холодным, сосредоточенным и неприветливым характером. Робость и неуверенность, вместе с природною осторожностью делают их несколько нерешительными. Отличаются вместе с тем большим самообладанием.

Существуют  описания и других сложных темпераментов, имеющих свои отличительные особенности. Однако внимательный наблюдатель, владеющий  к тому же приемами и методами визуальной психодиагностики, может самостоятельно увидеть среди своего окружения людей, обладающих сочетанием различных типов темперамента. Наиболее часто встречающиеся типы сложных темпераментов следующие: холерико-сангвинический, сангвинико-флегматический, флегматико-меланхолический и меланхолико-холерический. Общее число различных сочетаний сложных темпераментов, по мнению некоторых исследователей, достигает двадцати четырех. 

10. Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.

Свойства, называемые чертами характера, всецело обусловлены социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и т. д. Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

В связи с  этим характер нельзя определить какой-нибудь одной чертой, он всегда многогранен и является совокупностью многих взаимно связанных черт личности, к которым относятся:

Черты личности, выражающие наиболее общее отношение  человека к окружающему миру, к  общественным явлениям и событиям, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.

Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость, аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.

Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или скрытность.

Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Характер  проявляется в тех целях, которые  человек ставит себе в жизни, и  в типических особенностях поведения, направленного на достижение этих целей. И в том и в другом отношении  ведущей стороной характера являются волевые проявления человека. Общественная значимость характера данного человека оценивается тем, насколько его жизненные цели могут быть оправданы с точки зрения их общественного значения («серьезный» или «пустой» характер), и тем, насколько эти цели являются устойчивыми, насколько постоянно и неуклонно проводятся они в жизнь («твердый» или «слабый» характер).

Характер, как  совокупность социально обусловленных  черт личности, всегда получает со стороны  общества ту или иную моральную оценку. К темпераменту же нравственная оценка приложима лишь тогда, когда он рассматривается как составная часть характера. Сам по себе темперамент, будучи определен в основном физиологическими особенностями личности, не может оцениваться как плохой или хороший. Лишь постольку, поскольку проявления темперамента затрагивают общественные отношения человека, они характеризуются как допустимые или недопустимые, достойные или недостойные.  

11.  Формирование и развитие характера.

Подходы:

структурный. Характер – прижизненное развитие характера. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через неизменный характер.

функциональный. Характер – квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом – ВПФ, которые строятся на базе натуральных.

Адлер: характер – средство заслуги жизненной  цели, личный жизненный стиль. Жизненный  стиль – стратегии, методы заслуги  цели. Конструктивный жизненный стиль  дозволяет достигать цели. Неповторимость характера – неповторимость собственного решения собственных заморочек.

Райх: характер – защитный мускульный панцирь, избыточное образование, придающее ригидность. Представленность личных заморочек  в теле – телесный защитный панцирь. Характер препятствует выходу противоречий. Твердая форма мешает развитию личности, т.К. Неважно какая ситуация представляется типовой. Его нужно распускать. 

12. ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса о формировании характера  естественно теперь обратиться к  выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре  личности характер занимает центральное  место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его  познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течении всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную  устойчивость, является общительность  или связанная с ней по смыслу черта – замкнутость, а также  более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. “Рассматривая течение человеческой жизни, -писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью”. Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй – интровертированным.

Экстравервия  и интраверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"