Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:18, курс лекций
1.Индивидуальность человека и развитие личности.
2.Проблема и критерии выделения психологических типов.
3.Общая и дифференциальная психология личности.
4.Индивидные свойства человека.
5.Индивидуально-типические свойства человека.
6.Общее представление о темпераменте.
7.Индивидные основы темперамента.
8.Психологическое описание типов темперамента.
9.Сложные типы темперамента
10.Общее представление о характере.
11.Характер и его формирование.
12.Характер и личность в классических психологических концепциях.
1. Понятие индивидуальности в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.
В силу сложности
психологической природы
Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например уникальность, неповторимость (от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности).
В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более интегральной целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.
Наконец, индикатором
индивидуальности могут выступить
более крупные блоки
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с ми ром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как она представляет собой не только открытую внешнему миру систему, но и систему закрытую, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности
интегрируются три формы
2. Тип личности.
Личностные
типы — это качественно
Существует большое число разнообразных типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер — смотря под каким углом зрения его рассматривать. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любая типология дает весьма обобщенный психологический профиль личности, очерчивает лишь некие общие границы, в которые может быть помещен индивид, даже не представляющий собой «чистый» в соответствии с принятой классификацией тип личности. В этих случаях говорят, что он «похож» на данный тип личности, находится ближе всего к нему. Как тонко подмечено, каждый чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого.
И все же, при всей относительности данного подхода, определение типологической принадлежности человека имеет большое значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен.
К одной из наиболее ранних относится известная типология древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н.э.), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрений на роль крови, желчи, различных гормональных выделений и т.п. в жизнедеятельности организма, классификация людей по этим четырем типам темперамента до сих пор нередко используется.
Среди известных типологий личности следует назвать классификацию, предложенную в 1923 г. швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом (1875—1961), делившим людей на интравертов и экстравертов В психологии интроверсия — экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир, то экстравертированный тип — на внешние обстоятельства, окружающие его объекты. Такая внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему.
Таким образом, говоря в общих чертах, интраверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интересы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, сочитаясь с его воображением, к своей внутренней духовной жизни. Это чувствительный, малообщительный, внешне сдержанный, любопытный, безучастный или просто неуверенный в себе, порой необоснованно застенчивый индивид.
Экстраверт, напротив, ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Это деятельный, активный, прагматичный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты.
Такое обобщенное деление людей на экстравертов и интровертов вошло в обыденное сознание. Однако «чистые» интровертированные или экстравертированные типы (так же, как и «чистые» сангвиники, холерики и пр.) встречаются намного реже, чем смешанные с преобладанием той или иной направленности. Впрочем, и сам Юнг отмечал, что каждый индивид в той или иной мере обладает «механизмами» как интроверсии, так и экстраверсии
В 1915 г. А.Ф. Лазурским (1874—1917) была предложена первая в России классификация личности. Он полагал, что такая классификация должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, «запас его нервно-психической энергии», его психической активности.
«он полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он их называл, экзо- и эндопсихикой. Поэтому главным принципом, положенным в основу созданной им классификации личностных типов на две большие группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими.
Широко известна
типологическая модель личности, в
основу которой положено учение И.П.
Павлова (1849—1936) о соотношении свойств
нервной системы, которые уравновешивают
состояние организма, психики во
взаимоотношениях с окружающей средой.
Различные свойства нервной системы человека
влияют на особенности его условно-рефлекторной
деятельности, темперамента. Комбинации
этих свойств с преобладанием процессов
возбуждения или торможения образуют
четыре основных типа нервной системы,
лежащих в основе четырех традиционных
типов темперамента (сангвинический, флегматический,
холерический и меланхолический). В зависимости
от типа темперамента стали говорить о
личности сангвиника, флегматика, холерика,
меланхолика.
3. В психологии
личность изучается разными отраслями
психологической науки. Обусловлено это
многоплановостью проявлений личности,
противоречивостью, а порой и загадочностью
человеческого поведения. Многоплановость
поведения требует в свою очередь разноуровневого
психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей
психологии необходима для интеграции
данных о сенсорно-перцептивных, мнемических,
мыслительных, эмоционально-волевых процессах.
На личность как высший уровень интеграции
системы психических процессов указывает
и Л. М, Веккер. Интеграция этих данных
необходима для уточнения представлений
о сенсорной организации человека, его
интеллекте, эмоциональной сфере его личности.
Таким образом, личность в общей психологии
– это некоторое ядро, интегрирующее начало,
связывающее воедино различные психические
процессы индивида и придающее его поведению
необходимую последовательность и устойчивость.
Дифференциальная психология делает акцент на
изучении индивидуально-психологических
особенностях личности и различиях между
людьми, а социальная, психология выводит структуру
личности из структуры ее взаимодействия
с другими людьми и социальным целым. Как
отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача
социальной психологии состоит в том,
чтобы «понять и объяснить как актуальное,
воображаемое или предполагаемое присутствие
других людей влияет на мысли, чувства
и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус
и социальные роли личности в различных
общностях, ее самовосприятие в контексте
этих ролей, установки, межличностные
отношения и восприятие, связи личностей
в совместной деятельности.
4. В понятии
индивида содержится указание на подобие
человека всем другим людям, на его общность
с человеческим родом. Специфика человеческой
индивидности опосредована всей историей
вида пото 8ар1епз, которая преломилась
в наследственной программе. С момента
своего рождения индивид является носителем
специфически человеческой биологии,
сформированной предшествующим развитием
в филогенезе.
Индивидные свойства человека интересуют
психологию в той мере, в какой они проявляются
в становлении, развитии и функционировании
человеческой личности. Природные, телесные
свойства человека являются предпосылкой
и условиями развития его внутреннего
Мира, формирования специфически человеческих
способностей.
Классификация природных свойств человека
наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым.
Первичный уровень проявления индивидных
свойств:
I. Класс возрастно-половых свойств:
1. Возрастные свойства, последовательно
развертывающиеся в процессе становления
индивида.
2. Половой диморфизм — фундаментальное
разделение органических свойств человека
на две качественно разные формы: мужскую
и женскую. Половой диморфизм — это физическое
различие между полами, обусловленное
биологически. Изучение полового диморфизма
и его проявления в различных сферах поведения
личности представляют интерес для психологии
половых различий. Биологический пол индивида
является предпосылкой становления психологического
пола человека, однако не определяет его
однозначно. Становление половой идентичности
человека — одно из проявлений его социализации.
II. Индивидуально-типические свойства
индивида:
1) конституциональные особенности: телосложение
и биохимическая индивидуальность;
2) нейродинамические свойства мозга, функциональная
организация мозговой деятельности.
Вторичный уровень индивидных свойств
представляет собой результат взаимодействия
свойств первичного уровня и включает
в себя динамику психофизиологических
функций (сенсорных, мнеми-ческих и т.д.)
и структуру органических потребностей.
Высший уровень интеграции индивидных
свойств человека: темперамент и задатки.
Основная форма развития этих свойств
— онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся
по определенной филогенетической программе,
но постоянно изменяющаяся под влиянием
социальной истории человечества. По мере
развертывания онтогенетических стадий
усиливается фактор индивидуальной изменчивости,
что связано с активным воздействием социальных
свойств личности на структурно-динамические
особенности индивида, являющиеся их генетическими
источниками.
5. Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Б.Г.Ананьевым, который разделял их на два больших класса: «индивидуально-типические свойства» и «возрастно-половые свойства». Индивидуально-типические свойства в свою очередь делятся на три группы: особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по И.П.Павлову); конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека. Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.
Первичные индивидуально-типические
свойства называют иногда нейродинамическими
индивидными свойствами. Вторичные
свойства, а также темперамент
и задатки относятся к
Рождаясь индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он так или иначе овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность.
Преобразуясь
в деятельности, индивидуально типические
свойства человека вносят свой вклад в
развитие личности. В свою очередь, развитие
есть основная форма существования личности
(по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности
человек постепенно переходит от одной
деятельности к другой. В этом чередовании
всегда имеется ведущая деятельность,
т.е. в большей степени, чем иная, определяющая
смысл существования человека в данный
момент его развития. Источником развития
личности служат общество, культура, ценности,
опыт других поколений, которые человек
усваивает в процессе социализации. Усвоение
этого опыта - всегда активный процесс.
Общество - источник, из которого личность
"черпает" то, что открывает для себя;
то, что личностью еще не открыто в обществе,
не впитывается в человека. Движущей силой
развития личности являются противоречия
в системе предметной деятельности: человек
всегда желает большего, чем достиг. Психологами
(например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским)
обнаружена так называемая "надситуативная
активность" личности, проявляющаяся
в том, что человек обнаруживает неадаптивную
(в обычном смысле) тенденцию ставить себе
разного рода сверхзадачи, выходить за
рамки деятельности, что противоречит
установке и приобретенному опыту. Это
противоречие и оказывается той силой,
которая заставляет человека переходить
к новой деятельности, развиваться.