Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 21:18, курс лекций

Описание работы

1.Индивидуальность человека и развитие личности.
2.Проблема и критерии выделения психологических типов.
3.Общая и дифференциальная психология личности.
4.Индивидные свойства человека.
5.Индивидуально-типические свойства человека.
6.Общее представление о темпераменте.
7.Индивидные основы темперамента.
8.Психологическое описание типов темперамента.
9.Сложные типы темперамента
10.Общее представление о характере.
11.Характер и его формирование.
12.Характер и личность в классических психологических концепциях.

Работа содержит 1 файл

на четверг.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
  1. Индивидуальность  человека и развитие личности.
  2. Проблема и критерии выделения психологических типов.
  3. Общая и дифференциальная психология личности.
  4. Индивидные свойства человека.
  5. Индивидуально-типические свойства человека.
  6. Общее представление о темпераменте.
  7. Индивидные основы темперамента.
  8. Психологическое описание типов темперамента.
  9. Сложные типы темперамента
  10. Общее представление о характере.
  11. Характер и его формирование.
  12. Характер и личность в классических психологических концепциях. 
 

1.  Понятие индивидуальности в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации.

В силу сложности  психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных индикаторах индивидуальности.

Выделяется  одно свойство и изучается его  проявление на разных уровнях психической  организации человека, например уникальность, неповторимость (от кожных рисунков пальцев  до неповторимости в поведении и  деятельности).

В качестве индикатора может рассматриваться связь  как внутри отдельного уровня, так  и между уровнями. Чем теснее эта  связь, тем более интегральной целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы  с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.

Наконец, индикатором  индивидуальности могут выступить  более крупные блоки характеристик  человека, определяемые как факторы  развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее  полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с ми ром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, так как она представляет собой не только открытую внешнему миру систему, но и систему закрытую, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявлений, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.

В индивидуальности интегрируются три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств - онтогенез, развития личностных свойств - жизненный путь человека в  обществе, развития субъектных свойств - история производственной деятельности человека в обществе, в частности история формирования его профессиональной деятельности. Старт, кульминация и финиш индивидных, личностных и субъектных свойств характеризуются несовпадением в возрастном развитии. Индивидуальность формируется позже, являясь результирующей динамики развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.  

2. Тип личности.

Личностные  типы — это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации. Такой подход позволяет дать в наиболее общем виде психологический портрет человека, выделив в нем ведущую роль какого-то одного ярко выраженного свойства, организующего вокруг себя ряд других качеств. В любом случае, понятие «личностный тип» предполагает существование определенной связи, корреляции между отдельными чертами личности, совокупность которых и характеризует тот или иной тип.

Существует  большое число разнообразных  типологий личности. Одни из них  в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. Поэтому принадлежность человека к тому или иному личностному типу имеет относительный характер — смотря под каким углом зрения его рассматривать. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что любая типология дает весьма обобщенный психологический профиль личности, очерчивает лишь некие общие границы, в которые может быть помещен индивид, даже не представляющий собой «чистый» в соответствии с принятой классификацией тип личности. В этих случаях говорят, что он «похож» на данный тип личности, находится ближе всего к нему. Как тонко подмечено, каждый чем-то похож на всех, чем-то на некоторых и чем-то не похож ни на кого.

И все же, при всей относительности данного  подхода, определение типологической принадлежности человека имеет большое  значение, особенно когда хотят выделить наиболее главные, ведущие свойства личности и по ним спрогнозировать его поведение. Тем более что типология человека сохраняется независимо от происходящих в его жизни перемен.

К одной из наиболее ранних относится известная  типология древнегреческого врача  Гиппократа (IV в. до н.э.), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов — в зависимости от сочетания основных, как ему представлялось, жидкостей человеческого организма. При всей своей научной несостоятельности с точки зрения современных воззрений на роль крови, желчи, различных гормональных выделений и т.п. в жизнедеятельности организма, классификация людей по этим четырем типам темперамента до сих пор нередко используется.

Среди известных  типологий личности следует назвать классификацию, предложенную в 1923 г. швейцарским психологом и психиатром К.Г. Юнгом (1875—1961), делившим людей на интравертов и экстравертов В психологии интроверсия — экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если интровертированный тип личности преимущественно ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир, то экстравертированный тип — на внешние обстоятельства, окружающие его объекты. Такая внутренняя (субъективная) или внешняя (объективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему.

Таким образом, говоря в общих чертах, интраверт  — это человек, у которого преобладает  субъективная ориентация, его интересы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, сочитаясь с его воображением, к своей внутренней духовной жизни. Это чувствительный, малообщительный, внешне сдержанный, любопытный, безучастный или просто неуверенный в себе, порой необоснованно застенчивый индивид.

Экстраверт, напротив, ориентирован на внешнее  окружение, на объективный мир вещей  и явлений. Это деятельный, активный, прагматичный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты.

Такое обобщенное деление людей на экстравертов и интровертов вошло в обыденное сознание. Однако «чистые» интровертированные или экстравертированные типы (так же, как и «чистые» сангвиники, холерики и пр.) встречаются намного реже, чем смешанные с преобладанием той или иной направленности. Впрочем, и сам Юнг отмечал, что каждый индивид в той или иной мере обладает «механизмами» как интроверсии, так и экстраверсии

В 1915 г. А.Ф. Лазурским (1874—1917) была предложена первая в России классификация личности. Он полагал, что такая классификация должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, «запас его нервно-психической энергии», его психической активности.

«он полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре внешних либо внутренних источников развития или, как он их называл, экзо- и эндопсихикой. Поэтому главным принципом, положенным в основу созданной им классификации личностных типов на две большие группы, было деление людей по их проявлениям или отношениям, которые он назвал эндопсихическими и экзопсихическими.

Широко известна типологическая модель личности, в  основу которой положено учение И.П. Павлова (1849—1936) о соотношении свойств  нервной системы, которые уравновешивают состояние организма, психики во взаимоотношениях с окружающей средой. Различные свойства нервной системы человека влияют на особенности его условно-рефлекторной деятельности, темперамента. Комбинации этих свойств с преобладанием процессов возбуждения или торможения образуют четыре основных типа нервной системы, лежащих в основе четырех традиционных типов темперамента (сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический). В зависимости от типа темперамента стали говорить о личности сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика. 

3. В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа. 
Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. На личность как высший уровень интеграции системы психических процессов указывает и Л. М, Веккер. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. 
Дифференциальная
психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностях личности и различиях между людьми, а социальная, психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида». При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. 

4. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида пото 8ар1епз, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе. 
Индивидные свойства человека интересуют психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека являются предпосылкой и условиями развития его внутреннего Мира, формирования специфически человеческих способностей. 
Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым.   
Первичный уровень проявления индивидных свойств: 
I. Класс возрастно-половых свойств: 
1. Возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида. 
2. Половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявления в различных сферах поведения личности представляют интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида является предпосылкой становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации. 
II. Индивидуально-типические свойства индивида: 
1) конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность; 
2) нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности. 
Вторичный уровень индивидных свойств представляет собой результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнеми-ческих и т.д.) и структуру органических потребностей. 
Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. 
Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере развертывания онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими источниками.
 

5. Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Б.Г.Ананьевым, который разделял их на два больших класса: «индивидуально-типические свойства» и «возрастно-половые свойства». Индивидуально-типические свойства в свою очередь делятся на три группы: особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по И.П.Павлову); конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека. Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.

Первичные индивидуально-типические свойства называют иногда нейродинамическими индивидными свойствами. Вторичные  свойства, а также темперамент  и задатки относятся к психодинамическим  свойствам человека. В более узком  смысле понятием “психодинамические свойства” обозначают только темперамент.

Рождаясь  индивидом, ребенок постепенно осваивает (переводит из внешнего плана во внутренний или интериоризирует) то, что ему предлагает общество, те отношения и связи, в которые  вступают взрослые люди во время их общения и деятельности. Даже развиваясь в обществе, он так или иначе овладевает какой-то частью этих отношений, совокупность и переплетение которых образуют его личность.

Преобразуясь  в деятельности, индивидуально типические свойства человека вносят свой вклад в развитие личности. В свою очередь, развитие есть основная форма существования личности (по А.Г. Асмолову). В процессе жизнедеятельности человек постепенно переходит от одной деятельности к другой. В этом чередовании всегда имеется ведущая деятельность, т.е. в большей степени, чем иная, определяющая смысл существования человека в данный момент его развития. Источником развития личности служат общество, культура, ценности, опыт других поколений, которые человек усваивает в процессе социализации. Усвоение этого опыта - всегда активный процесс. Общество - источник, из которого личность "черпает" то, что открывает для себя; то, что личностью еще не открыто в обществе, не впитывается в человека. Движущей силой развития личности являются противоречия в системе предметной деятельности: человек всегда желает большего, чем достиг. Психологами (например, В.Г. Асеевым, В.А. Петровским) обнаружена так называемая "надситуативная активность" личности, проявляющаяся в том, что человек обнаруживает неадаптивную (в обычном смысле) тенденцию ставить себе разного рода сверхзадачи, выходить за рамки деятельности, что противоречит установке и приобретенному опыту. Это противоречие и оказывается той силой, которая заставляет человека переходить к новой деятельности, развиваться. 

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"