Культурологические воззрения З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:13, реферат

Описание работы

В статье "Моя жизнь и психоанализ" Зигмунд Фрейд писал: "Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем". Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Содержание

Введение
1. Философия и история культуры З. Фрейда
2. История культурного развития человечества по З. Фрейду
3. Недовольство культурой З. Фрейда
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурологические воззрения З. Фрейда.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

 И  в то же время, Фрейда называют  фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, “трагическим Вотаном сумерков буржуазной психологии”, а разработанную им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско-антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения.  
 

 Зигмунд  Фрейд родился в 1856 г. в Австрии.  Еще в школьные годы Фрейд  познакомился с учением Дарвина,  под влиянием которого у него  созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну их трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета. В возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей смерти, наступившей в 1939 г., Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий.  
 

 Фрейдовский  психоанализ в известной степени  был попыткой синтезирования  двух плоскостей исследования  человеческой природы рассмотрения  природных элементов человеческого  существа, раскрытия психических  влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого по ведения и значения культурных и социальных образований для формирования психической жизни человека и его психологических реакций. Метод “описательной” и “объяснительной психологии” органически переплетаются между собой в учении Фрейда, образуя своеобразный метод психоаналитического исследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.  
 

 До  Фрейда психология в качестве  объекта исследования имела, как  правило, нормального, физически  и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.  
 

 Неврологические  учения второй половины XIX века, сосредоточив  внимание на патологических отклонениях  от традиционно признанных норм  разума, обнажили необходимость  исследования внутрипсихических  характеристик личности и под  углом зрения их болезненных нарушений.  
 

 Это  предполагало постижение скрытых  мотивов поведения человека, а,  следовательно, и более глубинное  изучение структуры личности, поскольку  исследователь постоянно сталкивался  с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.  
 

 И  Фрейд как психопатолог, изучая  характер и причины возникновения  неврозов, оказался перед необходимостью  исследования природы психического, в том числе тех структур  психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики.  
 

 В  делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, “сферой” человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного.  
 

 Пытаясь  постичь существо протекания  бессознательных процессов, он  подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.  
 

 Исследуя  сферу бессознательного, Фрейд, подобно  многим мыслителям прошлого, поднимает  вопрос о том, каким образом  человек может судить о своих  бессознательных представлениях. Если  последние не являются предметом  сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях, Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о бессознательной душевной деятельности.  
 

 При  этом в отличие от отвлеченных  рассуждений мыслителей прошлого, которые также допускали существование  бессознательного психического, он опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания.  
 

 Фрейд  понимал, что бессознательное  человек может распознать только  путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в сферу бессознательного, где “улавливает” и распознает эти акты. Но такие допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос.  
 

 Как  же выйти из тупика? И здесь  Фрейд находит решение, аналогичное  тому, о котором в свое время  говорил еще Гегель, высказывая  остроумную мысль, что ответ  на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: “каким образом что-либо становится сознательным?” - он облекает в форму вопроса,: “каким образом что-либо становится предсознательным?.  
 

 Для  Фрейда предсознательным, а впоследствии  и сознательным может стать  только то, что некогда уже  было сознательным восприятием,  позабытым за давностью времени,  но в той или иной степени  сохранившим следы воспоминаний.  
 

 В  ряде случаев Фрейд пренебрегает  своим членением бессознательного  и вполне намеренно. Выделенные  им психические системы собственно  бессознательного и предсознательного  он объединяет в одну в тех  случаях, когда анализирует взаимоотношения  бессознательного и сознания в структуре психики личности. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности. Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.  
 

 Хотя  представления Фрейда о структурных  уровнях человеческой психики  и менялись на протяжении его  теоретической деятельности, принципиальное  деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.  
 

 Созданная  здесь Фрейдом модель личности  предстает как комбинация трех  элементов, находящихся в определенном  соподчинении друг с другом:  
 

"Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида. Такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности.  
 

"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник  между бессознательным, внутренним  миром человека и внешней реальностью,  в том числе природными и  социальными институтами, соизмеряющий  деятельность бессознательного  с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью.  
 

"Сверх-Я" (Super-Ego) - внутриличностная совесть,  инстанция, олицетворяющая собой  установки общества, своего рода  моральная цензура, которая возникает  как посредник между бессознательным  и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.  
 

 Пытаясь  проникнуть в механизмы работы  человеческой психики, Фрейд исходит  из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - "Оно" - функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не "Я" управляет "Оно", а наоборот, "Оно" исподволь, невластно диктует свои условия "Я". Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в такое действие, которое является будто бы его собственной волей ".  
 

 Как  покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх- Я" или "Идеал-Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины, Во фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я" выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается все же близким и родственным по отношению к "Оно", поскольку является "наследником эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных libid"ных судеб его" ". "Сверх-Я" даже противостоит "Я" как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека.  
 

Информация о работе Культурологические воззрения З. Фрейда