И
в то же время, Фрейда называют
фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом,
“трагическим Вотаном сумерков буржуазной
психологии”, а разработанную им психоаналитическую
теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув
как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое
учение Фрейда превратилось со временем
в исключительно влиятельную философско-антропологическую
концепцию, претендующую на роль всеобщего
мировоззрения.
Зигмунд
Фрейд родился в 1856 г. в Австрии.
Еще в школьные годы Фрейд
познакомился с учением Дарвина,
под влиянием которого у него
созрело решение стать ученым-натуралистом.
Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно
изучает языки, планомерно готовит себя
к научной карьере. Но Фрейд был еврей.
А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог
выбрать только одну их трех профессий.
Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом,
либо врачом. И хотя медицина совершенно
не привлекала Фрейда, он был вынужден
в 1873 г. поступить на медицинский факультет
Венского университета. Позже Фрейд работал
в психиатрической клинике Теодора Майнерта.
В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу
на место приват-доцента по неврологии
Венского университета. В возрасте 36 лет
он становится профессором Венского университета.
До самой своей смерти, наступившей в 1939
г., Фрейд занимался активной научной деятельность,
опубликовав за это время много научных
статей и монографий.
Фрейдовский
психоанализ в известной степени
был попыткой синтезирования
двух плоскостей исследования
человеческой природы рассмотрения
природных элементов человеческого
существа, раскрытия психических
влечений человека, его внутреннего
мира, смысла человеческого по ведения
и значения культурных и социальных образований
для формирования психической жизни человека
и его психологических реакций. Метод
“описательной” и “объяснительной психологии”
органически переплетаются между собой
в учении Фрейда, образуя своеобразный
метод психоаналитического исследования
человеческой природы, особый подход к
анализу человека.
До
Фрейда психология в качестве
объекта исследования имела, как
правило, нормального, физически
и психически здорового человека
и исследовала феномен сознания. Анализ
бессознательного психического ограничивался
или областью философских рассуждений
о несводимости психики человека только
лишь к сознанию, или сферой физиологических
исследований о бессознательных двигательных
актах индивида.
Неврологические
учения второй половины XIX века, сосредоточив
внимание на патологических отклонениях
от традиционно признанных норм
разума, обнажили необходимость
исследования внутрипсихических
характеристик личности и под
углом зрения их болезненных нарушений.
Это
предполагало постижение скрытых
мотивов поведения человека, а,
следовательно, и более глубинное
изучение структуры личности, поскольку
исследователь постоянно сталкивался
с такими поведенческими характеристиками,
которые не покрывались областью сознательного
и рационального в человеке.
И
Фрейд как психопатолог, изучая
характер и причины возникновения
неврозов, оказался перед необходимостью
исследования природы психического,
в том числе тех структур
психики, которые не вписывались в собственно
"сознательное" в человеке. Таким
образом, сами задачи и объект исследования
привели его к допущению таких психических
актов, которые наряду с сознательными
составляют специфическое содержание
психики.
В
делении психики на сознательное
и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем.
Однако фрейдовское понимание бессознательного
отлично от тех трактовок его, которые
имели место в различных философских системах.
Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей,
- бессознательное было вопросом факта,
“сферой” человеческого духа и неотъемлемой
частью человеческой деятельности".
Его в первую очередь интересует конкретное
содержание бессознательного.
Пытаясь
постичь существо протекания
бессознательных процессов, он
подвергает бессознательное аналитическому
расчленению. Фрейд выделяет, во-первых,
скрытое, латентное бессознательное: сознательное
представление о чем-либо, которое в последующее
время может перестать быть таковым, но
при определенных условиях способно снова
стать сознательным; во-вторых, вытесненное
бессознательное: представления, которые
не могут стать сознательными потому,
что им противодействует какая-то сила,
и устранение этой противодействующей
силы возможно лишь на основе специальной
психоаналитической процедуры, с помощью
которой соответствующие представления
доводятся до сознания. Первый вид бессознательного
Фрейд называет предсознательным, отличая
его от вытесненного бессознательного
или собственно бессознательного психического,
с которым в основном и имеет дело психоанализ.
Исследуя
сферу бессознательного, Фрейд, подобно
многим мыслителям прошлого, поднимает
вопрос о том, каким образом
человек может судить о своих
бессознательных представлениях. Если
последние не являются предметом
сознания, не осознаются человеком,
то можно ли вообще говорить о наличии
в психике бессознательных представлений?
Полемизируя с философами, которые давали
отрицательный ответ на этот вопрос и
считали, что следовало бы говорить лишь
о слабо осознаваемых, но не бессознательных
представлениях, Фрейд решительно кладет
в основу своих теоретических постулатов
понятие о бессознательной душевной деятельности.
При
этом в отличие от отвлеченных
рассуждений мыслителей прошлого,
которые также допускали существование
бессознательного психического, он опирался
на конкретный материал, полученный из
клинических наблюдений над людьми, страдающими
неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что
бессознательное является неизбежной
фазой психической деятельности каждого
индивида: любой психический акт начинается
как бессознательный и только в дальнейшем
осознается, но может так и остаться бессознательным,
если на пути к сознанию встречает непреодолимую
для себя преграду. Фрейд, таким образом,
повторим еще раз, не ограничился только
констатацией самого факта существования
в психике человека бессознательных представлений,
но стремился вскрыть механизм перехода
психических актов из сферы бессознательного
в систему сознания.
Фрейд
понимал, что бессознательное
человек может распознать только
путем перевода его в сознание. Но каким
образом это возможно и что значит сделать
нечто сознательным? Можно допустить,
что внутренние бессознательные акты
доходят до поверхности сознания или,
наоборот, сознание проникает в сферу
бессознательного, где “улавливает”
и распознает эти акты. Но такие допущения
не дают еще ответа на поставленный вопрос.
Как
же выйти из тупика? И здесь
Фрейд находит решение, аналогичное
тому, о котором в свое время
говорил еще Гегель, высказывая
остроумную мысль, что ответ
на вопросы, которые оставляет без
ответа философия, заключается в том, что
они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь
на Гегеля, Фрейд именно так и поступает.
Вопрос: “каким образом что-либо становится
сознательным?” - он облекает в форму вопроса,:
“каким образом что-либо становится предсознательным?.
Для
Фрейда предсознательным, а впоследствии
и сознательным может стать
только то, что некогда уже
было сознательным восприятием,
позабытым за давностью времени,
но в той или иной степени
сохранившим следы воспоминаний.
В
ряде случаев Фрейд пренебрегает
своим членением бессознательного
и вполне намеренно. Выделенные
им психические системы собственно
бессознательного и предсознательного
он объединяет в одну в тех
случаях, когда анализирует взаимоотношения
бессознательного и сознания в структуре
психики личности. В общем плане психика
человека представляется Фрейду расщепленной
на две противостоящие друг другу сферы
сознательного и бессознательного, которые
являются существенными характеристиками
личности. Но во фрейдовской структуре
личности эти сферы представлены не равнозначно:
бессознательное он считал центральным
компонентом, составляющим суть человеческой
психики, а сознательное - лишь особой
инстанцией, надстраивающейся над бессознательным;
своим происхождением сознательное обязано
бессознательному и выкристаллизовывается
из него в процессе развития психики.
Хотя
представления Фрейда о структурных
уровнях человеческой психики
и менялись на протяжении его
теоретической деятельности, принципиальное
деление на сферы сознательного
и бессознательного в том или ином виде
сохранялось во всех созданных им моделях
личности.
Созданная
здесь Фрейдом модель личности
предстает как комбинация трех
элементов, находящихся в определенном
соподчинении друг с другом:
"Оно"
(Id) - глубинный слой бессознательных влечений,
психическая "самость", основа деятельного
индивида. Такая психическая инстанция,
которая руководствуется своими собственными
законами, отличными от законов функционирования
остальных составных частей личности.
"Я"
(Ego) - сфера сознательного, посредник
между бессознательным, внутренним
миром человека и внешней реальностью,
в том числе природными и
социальными институтами, соизмеряющий
деятельность бессознательного
с данной реальностью, целесообразностью
и внешнеполагаемой необходимостью.
"Сверх-Я"
(Super-Ego) - внутриличностная совесть,
инстанция, олицетворяющая собой
установки общества, своего рода
моральная цензура, которая возникает
как посредник между бессознательным
и сознанием в силу неразрешимости
конфликта между ними, неспособности сознания
обуздать бессознательные порывы, стремления,
желания человека и подчинить их требованиям
культурной и социальной реальности.
Пытаясь
проникнуть в механизмы работы
человеческой психики, Фрейд исходит
из того, что выделенный им глубинный,
природный ее слой - "Оно" - функционирует
по произвольно выбранной программе получения
наибольшего удовольствия. Но поскольку
в удовлетворении своих страстей и вожделений
индивид сталкивается с внешней реальностью,
которая противостоит "Оно", в нем
выделяется "Я", стремящееся обуздать
бессознательные влечения и направить
их в русло социально одобренного поведения.
На первый взгляд может даже показаться,
что именно "Я", это сознательное
начало, является той движущей силой, которая
заставляет "Оно" изменять направление
своей деятельности в соответствии с санкциообразующими
нормативами социального бытия. Однако
во фрейдовской структуре личности дело
обстоит иначе: не "Я" управляет "Оно",
а наоборот, "Оно" исподволь, невластно
диктует свои условия "Я". Для образного
описания взаимоотношений между "Я"
и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии
сравнительного отношения между всадником
и лошадью, подобно тому как в свое время
А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию
для раскрытия отношений между интеллектом
и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только
внешне подчинена интеллекту, как конь
узде, а на самом деле, подобно коню, может,
закусив удила, обнаруживать свой дикий
норов и отдаваться своей первобытной
природе, то фрейдовское "Оно" также
являет собой лишь видимость подчинения
"Я": как всаднику, не сумевшему обуздать
лошадь, остается вести ее туда, куда ей
хочется, так и "Я" превращает волю
"Оно" в такое действие, которое является
будто бы его собственной волей ".
Как
покорный слуга бессознательных
влечений, фрейдовское "Я" пытается
сохранить свое доброе согласие с "Оно"
и внешним миром. Поскольку ему это не
всегда удается, в нем самом образуется
новая инстанция - "Сверх- Я" или "Идеал-Я",
которая царит над "Я" как совесть
или бессознательное чувство вины, Во
фрейдовской модели личности "Сверх-Я"
указывается как бы высшим существом,
отражающим заповеди, социальные запреты,
власть родителей и авторитетов. Если
"Я" - это главным образом представитель
внешнего мира, то "Сверх-Я" выступает
по отношению к нему как защитник интересов
"Оно". По своему положению и функциям
в психике человека "Сверх-Я" призвано
осуществлять сублимацию бессознательных
влечений, то есть переключение социально
неодобренного порыва "Оно" в социально
приемлемый импульс "Я", и в этом смысле
как бы солидаризируется с "Я" в обуздании
влечений "Оно". Но по своему содержанию
фрейдовское "Сверх-Я" оказывается
все же близким и родственным по отношению
к "Оно", поскольку является "наследником
эдипова комплекса и, следовательно, выражением
самых мощных движений Оно и самых важных
libid"ных судеб его" ". "Сверх-Я"
даже противостоит "Я" как поверенный
внутреннего мира "Оно", что может
привести к конфликтной ситуации, чреватой
нарушениями в психике человека.