Культурно-историческая теория развития психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:42, реферат

Описание работы

В книге "История развития высших психических функций" (1930-31, опубликованной в 1960г.) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены "во вне", на преобразование действительности, а вторые "во внутрь" сначала на преобразование других людей затем - на управление собственным поведением.

Содержание

Введение………………………………………………………….………3
Понятие, сущность и развитие высших психических функций в теории
Л.С.Выготского………………………………………………………….4 – 10
Экспериментальные исследования теории ВПФ в школе Л.С.Выготского………………………………………………………….11 – 17
4. Заключение………………………………………………………….……18
5. Список литературы……………………………….…………….………..19

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 37.99 Кб (Скачать)

     Как же сегодня можно помыслить  идеи культурно-исторической теории?

     Оба тезиса - исторического подхода  и принципиальной роли знака  в становлении и развитии психики  полностью сохраняют свое значение. Однако во времена Выготского  семиотика только складывалась. Вероятно, поэтому программа Выготского, ориентированная на создание  культурно-исторической теории практически  не была реализована. От программы  до ее реализации, как известно, большой путь.

     Нужно иметь специальное, психологически  ориентированное учение о знаках (то есть особый вариант семиотики), психологически ориентированную  социологию, понять, как происходит, проникновение социального в  "организм особи", как затем  психика функционирует как бы "сама по себе", т.е. в естественном  режиме, проанализировать, какие ограничения  на психические процессы накладывает  своеобразие личности человека, и др.

      Не менее важно переосмыслить,  переинтерпретировать психические  процессы и структуры (сохраняя  онтологию психического) в семиотическом,  социологическом, культурологическом  ключах. Кроме того, в начале ХХ  столетия еще не были четко  разведены «исторические описания»  и «генезис». Сегодня мы понимаем, что генезис – это рациональная  реконструкция истории под углом  тех задач, которые мы решаем и тех подходов, которые проводим. Выготский имел в виду именно генезис психики. И по поводу семиотической природы человека мы знаем значительно больше.

     В настоящее время культура  и личность в ней переживают  глубокий кризис. На становление  нового типа личности существенное  влияние оказывают, во-первых, складывающиеся  способы решения таких проблем  личности как “свобода и социальная  необходимость”, “обусловленность  личности”, “соотношение естественного  и искусственного планов”, во-вторых, исследования личности в философии  и науке, в-третьих, требования  нового социального проекта, направленного  на разрешение глобальных проблем  современности, сохранение жизни  на земле, создание условий  для безопасного развития, поддержание  культурного разнообразия и взаимодействия.

     Если иметь в виду «возможного  человека», то Выготский был  совершенно прав, ставя в центр  культурно-исторической теории личность. Вопрос лишь в том, как ее  нужно представлять, а также, в  какой мере надо учитывать,  что помимо разных типов личности  в современной культуре имеют  место и другие психологические  типы, например, социальные индивиды, находящиеся на стадиях развития, демонстрирующие поведение, характерное  для всех предшествующих и  известных сегодня культур. Выготский  прав и в том, что расширял  представление о психическом,  переосмысляя его на основе  исторических, семиотических и социальных  подходов.

     Культурно-историческая психология (школа Выготского) — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

     Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически,  и внешним миром, представители  школы Выготского постулируют  принципиально неадаптивный характер  и механизмы развития психических  процессов. Полагая изучение сознания  человека основной проблемой  психологического исследования, изучают  роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её "вершинных" (Выготский) проявлениях.

     Согласно культурно-исторической  теории, главная закономерность  онтогенеза психики состоит в  интериоризации ребенком структуры  его внешней, социально-символической  (то есть совместной со взрослым  и опосредствованной знаками)  деятельности. В итоге прежняя  структура психических функций  как «натуральных» изменяется  — опосредствуется интериоризованными  знаками, психические функции  становятся «культурными». Внешне  это проявляется в том, что  они приобретают осознанность  и произвольность.

     Тем самым интериоризация выступает  и как социализация. В ходе  интериоризации структура внешней  деятельности трансформируется  и «сворачивается», с тем чтобы  вновь трансформироваться и «развернуться»  в процессе экстериоризации, когда  на основе психической функции  строится «внешняя» социальная  деятельность. В качестве универсального  орудия, изменяющего психические  функции, выступает языковой знак  — слово. Здесь намечается  возможность объяснения вербального  и символического характера когнитивных  (познавательных) процессов у человека.

 

 

Заключение

 

Культурно - историческая теория развития психики  заключается  в следующем: человек принципиально  отличается от животного тем, что  он овладел природой с помощью  орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также  использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают  знаки, или знаковые средства. Они  имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

 

 

Список литературы

 

1. Выготский Л. С. Орудие и  знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, том 6– М.: Педагогика, 1984.

2. Выготский Л. С., Лурия А. Р.. Этюды по истории поведения. - М.-Л.: Государственное издательство, 1998.

3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.

4. Выготский Л.С. История развития  высших психических функций. Собрание сочинений, том 3. - М.: Педагогика, 1983.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

6. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.

7. www.psyarticles.ru

8. www.psyhodic.ru

 

 


Информация о работе Культурно-историческая теория развития психики