Как же сегодня можно помыслить
идеи культурно-исторической теории?
Оба тезиса - исторического подхода
и принципиальной роли знака
в становлении и развитии психики
полностью сохраняют свое значение.
Однако во времена Выготского
семиотика только складывалась.
Вероятно, поэтому программа Выготского,
ориентированная на создание
культурно-исторической теории практически
не была реализована. От программы
до ее реализации, как известно,
большой путь.
Нужно иметь специальное, психологически
ориентированное учение о знаках
(то есть особый вариант семиотики),
психологически ориентированную
социологию, понять, как происходит,
проникновение социального в
"организм особи", как затем
психика функционирует как бы
"сама по себе", т.е. в естественном
режиме, проанализировать, какие ограничения
на психические процессы накладывает
своеобразие личности человека,
и др.
Не менее важно переосмыслить,
переинтерпретировать психические
процессы и структуры (сохраняя
онтологию психического) в семиотическом,
социологическом, культурологическом
ключах. Кроме того, в начале ХХ
столетия еще не были четко
разведены «исторические описания»
и «генезис». Сегодня мы понимаем,
что генезис – это рациональная
реконструкция истории под углом
тех задач, которые мы решаем и тех подходов,
которые проводим. Выготский имел в виду
именно генезис психики. И по поводу семиотической
природы человека мы знаем значительно
больше.
В настоящее время культура
и личность в ней переживают
глубокий кризис. На становление
нового типа личности существенное
влияние оказывают, во-первых, складывающиеся
способы решения таких проблем
личности как “свобода и социальная
необходимость”, “обусловленность
личности”, “соотношение естественного
и искусственного планов”, во-вторых,
исследования личности в философии
и науке, в-третьих, требования
нового социального проекта, направленного
на разрешение глобальных проблем
современности, сохранение жизни
на земле, создание условий
для безопасного развития, поддержание
культурного разнообразия и взаимодействия.
Если иметь в виду «возможного
человека», то Выготский был
совершенно прав, ставя в центр
культурно-исторической теории личность.
Вопрос лишь в том, как ее
нужно представлять, а также, в
какой мере надо учитывать,
что помимо разных типов личности
в современной культуре имеют
место и другие психологические
типы, например, социальные индивиды,
находящиеся на стадиях развития,
демонстрирующие поведение, характерное
для всех предшествующих и
известных сегодня культур. Выготский
прав и в том, что расширял
представление о психическом,
переосмысляя его на основе
исторических, семиотических и социальных
подходов.
Культурно-историческая психология
(школа Выготского) — направление в психологических
исследованиях, заложенное Выготским
в конце 1920-х гг. и развиваемое его учениками
и последователями как в России, так и
во всём мире.
Преодолевая дуализм между психикой,
понимаемой сугубо индивидуалистически,
и внешним миром, представители
школы Выготского постулируют
принципиально неадаптивный характер
и механизмы развития психических
процессов. Полагая изучение сознания
человека основной проблемой
психологического исследования, изучают
роль опосредования (опосредствование,
mediation) и культурных медиаторов, таких
как слово, знак (Выготский), а также символ
и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических
функций человека, личности в её "вершинных"
(Выготский) проявлениях.
Согласно культурно-исторической
теории, главная закономерность
онтогенеза психики состоит в
интериоризации ребенком структуры
его внешней, социально-символической
(то есть совместной со взрослым
и опосредствованной знаками)
деятельности. В итоге прежняя
структура психических функций
как «натуральных» изменяется
— опосредствуется интериоризованными
знаками, психические функции
становятся «культурными». Внешне
это проявляется в том, что
они приобретают осознанность
и произвольность.
Тем самым интериоризация выступает
и как социализация. В ходе
интериоризации структура внешней
деятельности трансформируется
и «сворачивается», с тем чтобы
вновь трансформироваться и «развернуться»
в процессе экстериоризации, когда
на основе психической функции
строится «внешняя» социальная
деятельность. В качестве универсального
орудия, изменяющего психические
функции, выступает языковой знак
— слово. Здесь намечается
возможность объяснения вербального
и символического характера когнитивных
(познавательных) процессов у человека.
Заключение
Культурно - историческая
теория развития психики заключается
в следующем: человек принципиально
отличается от животного тем, что
он овладел природой с помощью
орудий. Это наложило отпечаток на
его психику, — он научился овладевать
собственными высшими психическими
функциями. Для этого он также
использует орудия, но орудия психологические.
В качестве таких орудий выступают
знаки, или знаковые средства. Они
имеют культурное происхождение, причем
универсальной и наиболее типичной
системой знаков является речь.
Список литературы
1.
Выготский Л. С. Орудие и
знак в развитии ребенка. Собрание
сочинений, том 6– М.: Педагогика, 1984.
2.
Выготский Л. С., Лурия А. Р..
Этюды по истории поведения. -
М.-Л.: Государственное издательство,
1998.
3.
Выготский Л.С. Динамика умственного
развития школьника в связи с обучением
// Педагогическая психология. М., 2005.
4.
Выготский Л.С. История развития
высших психических функций. Собрание сочинений, том
3. - М.: Педагогика, 1983.
5.
Выготский Л.С. Педагогическая психология.
- М., 1991.
6.
Выготский Л.С. Развитие научных и житейских
понятий в школьном возрасте // Педагогическая
психология. М., 2005.
7.
www.psyarticles.ru
8.
www.psyhodic.ru