Культура поведения личности и ее формирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - теоретически обосновать современные подходы к формированию культуры поведения.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….
2. Теоритичские основания культуры поведения личности и ее формирование
2.1. Поведение и культура…………………………………………………………
2.2. Этикет как историческое явление…………………………………………….
2.3. Деловой этикет и культура поведения делового человека………………….
2.4. Правила этикета………………………………………………………………..
2.5. Правила вербального поведения……………………………………………...
3. Практическая часть……………………………………………………………...
4. Заключение……………………………………………………………………….
5. Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1 курс Педагогика и психология Культура поведения личности и ее формирование.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

                                              Министерство культуры РФ

            Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего

                                          Профессионального образования 

                  «Орловский государственный институт искусств и культуры» 
 

         Кафедра социальной работы и  психолого-педагогических наук 

                                               Курсовая работа 
 
 
 

                                                 ТЕМА: 

           «Культура поведения личности и ее формирование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              ОРЁЛ, 2009

                  Культура поведения личности и ее формирование.  

                                               Содержание. 

1. Введение…………………………………………………………………………. 

2. Теоритичские  основания культуры поведения  личности  и ее формирование 

2.1. Поведение  и культура………………………………………………………… 

2.2. Этикет как  историческое явление……………………………………………. 

2.3. Деловой этикет  и культура поведения делового человека…………………. 

2.4. Правила этикета……………………………………………………………….. 

2.5. Правила вербального поведения……………………………………………... 

3. Практическая  часть……………………………………………………………... 

4. Заключение………………………………………………………………………. 

5. Список литературы………………………………………………………………

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ВВЕДЕНИЕ 
 

  Нашу  эпоху называют веком космоса, веком  атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы назвать и веком культуры.

  Дело не только в том, что многие культурные ценности, бывшие раньше достоянием избранных аристократических кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Благодаря росту активности трудящихся, увеличению количества свободного времени, внедрению научно-технических достижений во все сферы общественной жизни все более существенную роль приобретает культура человеческих отношений, культура общения людей. Чем значительнее технико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культурность людей, которые в нем живут и которые им управляют. Профессиональная, нравственная, эстетическая, интеллектуальная культура нужна в быту и на производстве. От нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.

  Общественная  жизнь за последние полвека усложнилась, ее ритм ускорился. В быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречается ежедневно с сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской компании. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных нравственно-психологических ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов, эстетических вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить свое достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание понять собеседника.

  Однако  даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас  от промахов и ошибок, в которых  потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существования человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способствующих взаимопониманию, позволяющих избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Эти правила называют иногда правилами хорошего тона, или правилами этикета. О них и говорится в книге.

  Стоит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди, которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку старому или незнакомому должно быть иным, нежели отношение к ровеснику или близкому приятелю.

  Правила поведения имеют культурно-исторические особенности. Современный городской  житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, первым приходить на свидание. В семейной жизни современная мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперед, уступают им дорогу, первыми приходят на свидание. В лирических песнях девушка завидует подругам, ждущим своих возлюбленных. Не менее любопытны различия в оценке точности и пунктуальности. Англичане и американцы, например, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперед. Опаздывать к обеду на десять минут считается недопустимым. В Греции, напротив, приходить к обеду в точно назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть. Благодаря углублению контактов между народами культурные различия постепенно стираются. Но сейчас они еще очень велики. Поэтому, попадая в незнакомую страну, следует придерживаться тех правил вежливости, которые там приняты.  С изменением условий жизни, с ростом образованности и культуры некоторые нормы морали и правила вежливости устаревают, уступают место новым. То, что считалось неприличным, становится общепринятым. До петровских нововведений за курение табака вырывали ноздри и отправляли в ссылку. Еще совсем недавно считалось неприличным для женщин ездить на велосипеде. До сих пор встречаются люди, которые возражают против того, чтобы женщины ходили в брюках. Но времена меняются, и даже закоренелые консерваторы вынуждены уступать требованиям жизни.   

  Этикет—это  молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете этикетом, ваше молчание, жесты, интонации будут красноречивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.

  До сих  пор не устарела мысль, высказанная  много лет назад великим просветителем  эпохи Возрождения писателем Мигелем Сервантесом: “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.  

  Цель  курсовой работы - теоретически обосновать современные подходы к формированию культуры поведения.

  Данная  цель предполагает решение  задач:

  Объект  исследования – культура поведения личности.

  Предмет исследования – особенности формирования культуры поведения.

  Методы  исследования:

  1) анализ  психолого – педагогической литературы

  2)  
 
 

Глава 2. «Теоритичские основания культуры поведения личности  и ее формирование» 

2.1. ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРА

Поведе́ние  — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой.

Культура (лат. cultura, от основы colere — возделывать)

Распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

1) Жизненные ценности;

2) Нормы поведения;

    3) Артефакты (материальные произведения).

- Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

- Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

     Сущность  человека, особенности его характера, темперамента, потребности, взгляды, вкусы, желания проявляются в поведении. Только по поступкам мы судим о  внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. Поведение бывает, условно говоря, двух видов: вербальное и реальное.

     Вербальное  поведение - наши высказывания, мнения, суждения. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным нередко в минуту раздражения, усталости или просто походя - в автобусной толкучке, в очереди, в магазине.

     Реальное  поведение - это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления и поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Итак, наше поведение обусловлено теми нравственными нормами и принципами, которые регулируют отношения людей в обществе.

     Известно, что культура - это совокупность достижений всего человечества в  производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Основой всякой культуры является уважение к личности человека. Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке.

     Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую доброжелательность. Успех в любом деле немыслим без соблюдения правил вербального этикета. Основой культуры общения - является гуманное отношение человека к человеку, соотнесенность, сопоставленность наших индивидуальных ролей с миром «вечных», основополагающих духовных, нравственных ценностей, а не только с теми, которые приняты «у нас во дворе» или «у нас в компании».

     Надо  работать над культурой речи, которая определяет уровень образованности человека. Мы еще не знаем личности, но вот человек заговорил, и буквально с первых фраз можно определить, культурный он или нет. Характер разговора определяют не только лексический запас и грамматическая структура речи, важен тон разговора, интонация, ведь порой не только сами слова, но и интонация, которой они связаны, обижают и оскорбляют окружающих. Сами слова в зависимости оттого, каким тоном они сказаны, могут означать и выражать просьбу и требование, совет и предупреждение. Поэтому люди должны усвоить, понять и, главное, выполнять «заповеди» общения в коллективе: быть вежливыми, выдержанными, справедливыми, не унижать чужого достоинства, не использовать чужих неудач для собственной выгоды, потому что в жизни каждого молодого человека наступает период, когда для него становится важным, как его воспринимают другие. Он начинает обращать особое внимание на самого себя. В результате чего в человеке складывается или уже сложилось представление о том, каким он хочет быть, кем он хочет стать, к какой цели стремится. На основе своего жизненного опыта он создает для себя некий идеальный образ личности и при таком критическом самоанализе рано или поздно поймет, что и ему необходимо совершенствовать свои манеры в общении с окружающими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. ЭТИКЕТ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 

     Этике́т (от франц. etiquette — этикетка, надпись, впервые появившаяся при дворе Людовика 14) — этикет — (не писанные), общепринятые правила поведения в обществе.

     Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету».

Информация о работе Культура поведения личности и ее формирование