Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 12:50, курсовая работа
Цель курсовой работы - теоретически обосновать современные подходы к формированию культуры поведения.
1. Введение………………………………………………………………………….
2. Теоритичские основания культуры поведения личности и ее формирование
2.1. Поведение и культура…………………………………………………………
2.2. Этикет как историческое явление…………………………………………….
2.3. Деловой этикет и культура поведения делового человека………………….
2.4. Правила этикета………………………………………………………………..
2.5. Правила вербального поведения……………………………………………...
3. Практическая часть……………………………………………………………...
4. Заключение……………………………………………………………………….
5. Список литературы………………………………………………………………
Федеральное государственное
«Орловский государственный институт
искусств и культуры»
Кафедра социальной работы и
психолого-педагогических наук
«Культура поведения
личности и ее формирование»
Культура
поведения личности
и ее формирование.
1. Введение…………………………………………………………
2. Теоритичские
основания культуры поведения
личности и ее формирование
2.1. Поведение
и культура……………………………………………………
2.2. Этикет как
историческое явление…………………………
2.3. Деловой этикет
и культура поведения делового человека………………….
2.4. Правила этикета………………………………………
2.5. Правила вербального
поведения……………………………………………...
3. Практическая
часть……………………………………………………………..
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Нашу эпоху называют веком космоса, веком атома, веком генетики. С полным правом ее можно было бы назвать и веком культуры.
Дело не только в том, что многие культурные ценности, бывшие раньше достоянием избранных аристократических кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Благодаря росту активности трудящихся, увеличению количества свободного времени, внедрению научно-технических достижений во все сферы общественной жизни все более существенную роль приобретает культура человеческих отношений, культура общения людей. Чем значительнее технико-экономический потенциал общества, чем богаче и сложнее его культура, тем выше должна быть культурность людей, которые в нем живут и которые им управляют. Профессиональная, нравственная, эстетическая, интеллектуальная культура нужна в быту и на производстве. От нее зависят и эффективность труда и разумное использование досуга.
Общественная жизнь за последние полвека усложнилась, ее ритм ускорился. В быстро растущих городах на сравнительно небольших участках территории живут бок о бок друг с другом миллионы людей. Каждый встречается ежедневно с сотнями, а то и тысячами других людей. С ними он едет на работу, трудится на предприятии, стоит в очереди к кассе кино или стадиона, отдыхает в дружеской компании. Люди соприкасаются друг с другом в самых разнообразных нравственно-психологических ситуациях. Вопрос о том, как поступить, как себя вести и как относиться к поведению другого в том или ином случае, приобретает особую остроту ввиду огромной пестроты характеров, мнений, взглядов, эстетических вкусов. Чтобы найти правильное решение, позволяющее сохранить свое достоинство, свои убеждения и не обидеть другого человека, нужно учесть многие обстоятельства, проявить такт, сдержанность, настойчивость, желание понять собеседника.
Однако даже добрые намерения и субъективная честность не всегда избавляют нас от промахов и ошибок, в которых потом приходится раскаиваться. Об этом знает каждый по собственному опыту. За многие века существования человеческой культуры выработался ряд правил поведения, способствующих взаимопониманию, позволяющих избежать ненужных конфликтов, натянутости в отношениях. Эти правила называют иногда правилами хорошего тона, или правилами этикета. О них и говорится в книге.
Стоит ли, однако, писать о том, что всем известно? Вряд ли найдутся люди, которые не знают, что нужно здороваться и прощаться, что отношение к человеку старому или незнакомому должно быть иным, нежели отношение к ровеснику или близкому приятелю.
Правила
поведения имеют культурно-
Этикет—это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Этикет нельзя заменить словами. Беседуя с иностранцем, иногда трудно бывает объяснить, как вы относитесь к нему и к тому, что он говорит. Но если вы владеете этикетом, ваше молчание, жесты, интонации будут красноречивее слов. По внешней манере держаться за границей судят не только о человеке, но и о стране, которую он представляет.
До сих
пор не устарела мысль, высказанная
много лет назад великим
Цель курсовой работы - теоретически обосновать современные подходы к формированию культуры поведения.
Данная цель предполагает решение задач:
Объект исследования – культура поведения личности.
Предмет исследования – особенности формирования культуры поведения.
Методы исследования:
1) анализ
психолого – педагогической
2)
Глава 2.
«Теоритичские основания
культуры поведения
личности и ее формирование»
2.1. ПОВЕДЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Поведе́ние — активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой.
Культура (лат. cultura, от основы colere — возделывать)
Распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:
1) Жизненные ценности;
2) Нормы поведения;
3) Артефакты (материальные произведения).
- Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.
- Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.
Сущность
человека, особенности его характера,
темперамента, потребности, взгляды, вкусы,
желания проявляются в
Вербальное поведение - наши высказывания, мнения, суждения. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным нередко в минуту раздражения, усталости или просто походя - в автобусной толкучке, в очереди, в магазине.
Реальное поведение - это наши практические действия и поступки. В своем поведении мы обычно ориентируемся на определенные правила, руководствуемся теми или иными нравственными принципами, которым подчиняем свои стремления и поступки. Однако не всегда знание нравственных норм, принятых в данном обществе, соответствует поведению человека. Нередки случаи, когда люди знают моральные нормы, но не следуют им в своем поведении. Итак, наше поведение обусловлено теми нравственными нормами и принципами, которые регулируют отношения людей в обществе.
Известно, что культура - это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Основой всякой культуры является уважение к личности человека. Культурное поведение - это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают, как правильно и красиво вести себя в обществе, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, понимать, что прилично делать в данной обстановке.
Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую доброжелательность. Успех в любом деле немыслим без соблюдения правил вербального этикета. Основой культуры общения - является гуманное отношение человека к человеку, соотнесенность, сопоставленность наших индивидуальных ролей с миром «вечных», основополагающих духовных, нравственных ценностей, а не только с теми, которые приняты «у нас во дворе» или «у нас в компании».
Надо
работать над культурой речи, которая
определяет уровень образованности человека.
Мы еще не знаем личности, но вот человек
заговорил, и буквально с первых фраз можно
определить, культурный он или нет. Характер
разговора определяют не только лексический
запас и грамматическая структура речи,
важен тон разговора, интонация, ведь порой
не только сами слова, но и интонация, которой
они связаны, обижают и оскорбляют окружающих.
Сами слова в зависимости оттого, каким
тоном они сказаны, могут означать и выражать
просьбу и требование, совет и предупреждение.
Поэтому люди должны усвоить, понять и,
главное, выполнять «заповеди» общения
в коллективе: быть вежливыми, выдержанными,
справедливыми, не унижать чужого достоинства,
не использовать чужих неудач для собственной
выгоды, потому что в жизни каждого молодого
человека наступает период, когда для
него становится важным, как его воспринимают
другие. Он начинает обращать особое внимание
на самого себя. В результате чего в человеке
складывается или уже сложилось представление
о том, каким он хочет быть, кем он хочет
стать, к какой цели стремится. На основе
своего жизненного опыта он создает для
себя некий идеальный образ личности и
при таком критическом самоанализе рано
или поздно поймет, что и ему необходимо
совершенствовать свои манеры в общении
с окружающими.
2.2.
ЭТИКЕТ КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ
Этике́т (от франц. etiquette — этикетка, надпись, впервые появившаяся при дворе Людовика 14) — этикет — (не писанные), общепринятые правила поведения в обществе.
Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету».
Информация о работе Культура поведения личности и ее формирование