Культура общения. Конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

В определении понятия конфликт, как правило, отражается общефилософская и этическая позиции того, кто предлагает это определение. В понимании сущности конфликта вырисовываются две противоположные позиции. Представители одной считают, что конфликты неизбежны, что они коренятся в человеческой природе, что без конфликтов нет развития и т.д.; представители другой утверждают, что конфликты создаются самими людьми, что они нежелательны, разрушительны, вредны.

Содержание

Понятие конфликта
Причины и виды межличностных конфликтов. Культура общения

Работа содержит 1 файл

культура обшения.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Первая группа - это конфликты, связанные с сознательной фрустрацией личного достоинства  человека, которое выражается в ущемлении каких-либо потребностей и связано, как правило, с нарушением норм и правил общения. Так называемое общение «сверху» очень часто приводит к подобного рода конфликтам. Если, например, человек помогает другому только ради того, чтобы продемонстрировать свой авторитет и возможности своих связей и подчеркнуть «ничтожество, слабость и бесперспективность» того, кто по крайней нужде или недомыслию принимает такую помощь, то можно утверждать, что такое общение потенциально «конфликтогенно», так как оно нарушает ценность человеческого достоинства, потребность человека в самоуважении, в равенстве, в доверии. И реализуется такое общение в обстановке нарушения гуманных норм и правил общения. В такого рода конфликтах при проявления протеста со стороны потерпевшего партнер не меняет своего решения и продолжает занимать такую же негуманную позицию.

Вторая группа - это конфликты, связанные с неосознанным (часто просто случайным) ущемлением достоинства и чести личности. Такие конфликты, как правило, носят во многом мнимый характер. В таких конфликтах требуется особая выдержка, хладнокровие, так как обиженный человек сразу же пытается отомстить, идет в атаку и сам ущемляет достоинства партнера, который случайно или по недомыслию его обидел. В конфликтной ситуации порой очень трудно бывает оправдаться, объяснить ситуацию и даже успеть должным образом извиниться. Так, например, в переполненном автобусе человеку могут наступить на ногу, толкнуть, но это не обязательно может означать, что кто-то сделал это злонамеренно (может быть человек едет с похорон, находится в плохом состоянии и не может контролировать должным образом своего поведения). При такого типа конфликтах, которых весьма немало в нашем общении, можно найти компромисс при сохранении достоинства обоих партнеров. Для этого, конечно, важно иметь высокий уровень культуры и этики общения, в том числе владение «техникой» предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций (о чем речь пойдет в следующих главах).

Третья группа - это конфликты, связанные с потенциальным ущемлением достоинства партнера. Они связаны с негативным эмоциональным отношением к нему, с морально-психологической несовместимостью (часто носящей мнимый, надуманный характер) и непереносимостью на почве национальных, религиозных, половых, возрастных, политических предрассудков и нетерпимых психологических, физиологических или профессиональных качеств личности. Эти конфликты бывают чрезвычайно сложны для разрешения, особенно их «застарелые» варианты. Порой без специальной психологической тренировки дело не обходится, так как ущемление достоинства может осуществляться и в бессловесных формах. В подобных конфликтах подавление достоинства носит, если можно так сказать, тотальный, порой насильственный характер (причем по всем параметрам, и в «обоюдном исполнении»). Разрешение такого рода конфликтов носит особо сложный, комплексный характер, о чем будет идти речь в четырнадцатой главе.

Ущемление достоинства  может быть, если можно так сказать  односторонним, т.е. со стороны одного из участников конфликтной ситуации, или двухсторонним. Любой конфликт, как правило, начинается с одностороннего оскорбления достоинства и уже  только после этого может появиться ответное оскорбление, но может и не появиться, если партнер сможет взять себя в руки, поймет, что эскалация конфликта ни к чему хорошему не приведет.

Имеет место  абсолютистская точка зрения, согласно которой настоящее, подлинное общение  не может быть конфликтным, ибо оно, в данном случае, перестает быть общением. Но принимать ее - это значит принимать желаемое за действительное, отгородится от реальных проблем общения и в результате... оказаться безоружным перед конфликтным поведением окружающих.

Поэтому необходимо, выработать новую позицию, основа которой заключалась бы в утверждении того, что конфликт в общении - это зло, «инородное тело», мешающее здоровому общению. Так как от конфликтов в общении сразу освободится крайне сложно, то нужно вести с ними последовательную ненасильственную «борьбу», постепенно освобождая общение от конфликтов. Бесконфликтное общение выступает в данном случае как культурный эталон, к которому нужно стремиться. Конфликты же необходимо избегать, ибо они рождают только новые конфликты, рождают новые проблемы и горькие слезы.

Достичь эталона  бесконфликтного общения можно  только ненасильственными методами. Бесконфликтное общение и ненасильственное общение родственные понятия, но не тождественные: второе шире по объему, чем первое. Ненасилие является основой бесконфликтности общения, так как насилие всегда рождает насилие, которое, как мы уже отмечали, является основой возникновения конфликтов. Ненасилие, ненасильственное общение могут иметь место и в условиях конфликта, поэтому можно утверждать, что ненасилие является не только превентивным средством от возникновения конфликтов, но и способом их разрешения .

Попытки представить  конфликты как естественную составляющую общения неправомерны: опыт общения, в частности семейного, показывает, что все-таки без конфликтов можно жить годами. Любовь является еще одним, не менее важным фактором созидания бесконфликтного общения. При этом важно отметить, что всплески эмоциональных состояний, (носящие порой провоцирующий характер) со стороны одного из супругов не могут быть сами по себе названы конфликтом: хорошо зная, к примеру, свою жену, любящий супруг может встать выше ее минутной слабости и не поддаваться на желание «пойти на конфликт».

Общение без противоречий невозможно, но их же тоже нужно решать, чтобы они не могли быть питательной основой для конфликтов. Главное знать причины противоречий и уметь не допускать их развитие в конфликтную сторону, направляя их в русло интересов всех партнеров общения. Это, конечно же, тема специального исследования, но в данном случае можно констатировать, что противоречия могут успешно решаться в процессе беседы или переговоров. К сожалению, недостаток культуры и этики общения приводит иногда к тому, что в процессе разрешения противоречий, в результате неграмотных действий происходит обострение противоречий и даже перерастание их в конфликт.

Бесконфликтное  общение связано, в первую очередь, с «принципом гармонического соответствия»  аксиологических. антропологических  и прагматических аспектов общения. Именно противоречия между этими сферами и внутри их могут привести к конфликтам, поэтому важно их своевременно обнаружить и принять соответствующие меры. Эти меры зависят от ситуации, от особенностей субъектов общения, от специфики самих противоречий.

Для того чтобы  предупредить возникшие противоречия, важно всегда учитывать тот факт, что они детерминируются не только субъективными, но и объективными факторами. Беспричинных явлений не бывает, противоречия также не возникают без оснований  и причин. Поэтому выявление и устранение возможных причин и условий возникновения противоречий - вот первоочередная задача в комплексе мер по предупреждению конфликтов и достижения бесконфликтного гуманистического общения.

Важнейшем превентивным фактором является высокая культура и этика общения, хотя, конечно, полную гарантию бесконфликтного общения сами по себе они также не могут обеспечить, так как слишком много случайных факторов определяет процесс возникновения и разрастания конфликта. Для обеспечения бесконфликтности необходима соответствующая позиция хотя бы одной из сторон. Устранение конфликта как противоборства предполагает, что хотя бы одна из его сторон заняла принципиальную бесконфликтную позицию. И, в таком случае, как бы ни старался «поджигатель» конфликта у него ничего не должно получаться: он наталкивается на стену уверенности, толерантности, справедливости, непреклонности.

Именно на признании  такой позиции по отношению к  несправедливости, к насилию, к конфликту  основывается ненасильственное общение. Однако, в массовом сознании поведение, основанное на идеях и принципах ненасилия, нередко совершенно необоснованно отождествляется с бесхарактерностью, «бесхребетностью», иногда даже с трусостью, с капитулянтством, попустительством и т.п. Для того чтобы преодолеть такой стереотип, нужно обратиться к конкретному опыту конфликтного общения; конфликты только умножают зло: практика социальных и межличностных конфликтов является неопровержимым доказательством этого.

В бесконфликтном общении важное место занимает наука и искусство предупреждения конфликтов. Так же как лечить болезнь сложнее, чем ее предупредить, так и конфликты легче предупреждать, чем искать оптимальные пути их разрешения или просто, упражняясь в схоластике, доказывать, что конфликты полезны для межличностных отношений.

Информация о работе Культура общения. Конфликты