Кризисы взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.



Задачи исследования:

теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;
раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;
изучение общих принципов возрастного психического развития;
психологический анализ кризисов возрастного развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4

1. Теоретическая обоснованность кризиса взрослости..………………...................6

Понятие возраста…………………………………………………………………6
Понятие Кризиса……………………………………………………………………8
Общая характеристика кризисов взрослости……………………………………10
2. Возрастные кризисы…………………………………………………………...…...11

2.1 Кризис новорожденности………………………………………………………….11

2.2 Кризис одного года…………………………………………………………………13

2.3 Кризис трех лет…………………………………………………………………..…14

2.4 Кризис семи лет. Готовность к школе……………………………………….……16

2.5 Кризис подросткового возраста………………………………………………...…17

2.6 Кризис среднего возраста………………………………………………………….20

2.7 «Узелковый период» Кризис старости……………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………….25

Глоссарий………………………………………………………………………………27

Список использованных источников……………………………………………...........28

Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая возростная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для  успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия.

     Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными  ненормативными факторами (сильные  эмоциональные переживания и  крупные неудачи – потеря важных родственных связей, смерть, развод, выкидыш и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой – с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.

     Длительность  кризисных переживаний, возможность  конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладания, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; продуктивное.

     Конечно, в этой сфере еще очень много  направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глоссарий

№ п/п Новые понятия                           Содержание 
1            2                                      3
1.  
 
Возрастные  кризисы
Особые, относительно непродолжительные по времени ( до года) возрастные периоды, возникающие при  переходе от одной возрастной ступени  к другой, характеризующиеся резкими  психическими изменениями, связанные  с системными качественными изменениями  в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания
2.  
Негативизм
Нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное  не логикой реализации собственных  задач, а отрицательным к ним  отношением
3.  
Психологический кризис
Состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека
4.  
Развитие 
Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Изменение  материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания
5. Своеволие Отрицательная реактивность, тенденция противостоять  предложениям и/или попытки манипулировать другими
6.  
Сознание 
Высший уровень  психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу
7.  
Старость 
Период жизни человека  от утраты способности организма  к продолжению рода до смерти . Характеризуется ухудшением здоровья , умственных способностей, затуханием функций организма
8. Строптивый Упрямый, любящий  действовать наперекор кому чему-нибудь, непокорный
9.  
Упрямство
Поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения
10.  
Эмоции 
Психическое отражение  в форме непосредственного пристрастного  переживания жизненного смысла явлений и ситуации, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта
 
 
 
 

     Список  используемых источников 

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Российское педагогическое агентство, 2004. – 193с. – ISBN 978-5-699-26675-3.  
2. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис [Текст] / Центрполиграф, 2003. – 133с. -  ISBN 5-86375-044-8.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология [Текст] / Эксмо, 2003. – 301с. –   ISBN 978-5-699-26675-3.

4. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / Академия, 2006. – 608с. – ISBN 5-7695-2648-3.

5. Рогов Е.И. Общая психология [Текст] / Владос,  2002. – 202с. – ISBN 978-5-259-66457-4.

6.  Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Харвест, 2007. – 640с. – 
ISBN 985-13-0627-4.

7. Эльконин  Д.Б.  Избранные психологические труды [Текст] / Педагогика, 2000. – 560с. – ISBN 5-7155-0035-4. 
8. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста [Текст] / Когито-Центр, 2005. – 192с. – ISBN  0-919123-64-3. 
9. Крайг Г., Бокум Б. Психология развития [Текст] / Питер, 2005с. – 944с. 2ISBN 5-94723-187-5.

10. Выготский  Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Питер, 2006. – 406с. –   ISBN 1-85310-622-6. 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  А.

     Первый  пояс симптомов или «семизведие» кризис трех лет

Симптом кризиса      Характеристика  симптома
Негативизм       Проявления  в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция  не на содержание действий, а на само предложение взрослых.
Упрямство      Реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что  ребенок связан своими первоначальными  решением
Строптивость       Безличная поведенческая реакция, направлена против норм воспитания, установленных  для ребенка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к  внешнему и вызвана стремлением  настоять на собственном желании
Своеволие      Тенденция ребенка к самостоятельности, ребенок  хочет все делать сам независимо от своих возможностей, умений и  навыков
Протест-бунт      Наличие в поведении ребенка отдельных  проявлений протестующего характера. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание      Резкое  изменение отношения ребенка  к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности
Деспотизм      Стремление к деспотическому подавлению окружающих, требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему

Информация о работе Кризисы взрослости