Кризисы взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - психологическая сущность, структура и содержание возрастных кризисов.



Задачи исследования:

теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;
раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;
изучение общих принципов возрастного психического развития;
психологический анализ кризисов возрастного развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4

1. Теоретическая обоснованность кризиса взрослости..………………...................6

Понятие возраста…………………………………………………………………6
Понятие Кризиса……………………………………………………………………8
Общая характеристика кризисов взрослости……………………………………10
2. Возрастные кризисы…………………………………………………………...…...11

2.1 Кризис новорожденности………………………………………………………….11

2.2 Кризис одного года…………………………………………………………………13

2.3 Кризис трех лет…………………………………………………………………..…14

2.4 Кризис семи лет. Готовность к школе……………………………………….……16

2.5 Кризис подросткового возраста………………………………………………...…17

2.6 Кризис среднего возраста………………………………………………………….20

2.7 «Узелковый период» Кризис старости……………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………………….25

Глоссарий………………………………………………………………………………27

Список использованных источников……………………………………………...........28

Приложения………………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая возростная.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

     2.  Возрастные кризисы

     2.1 Кризис новорожденности

     Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение – это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

     Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняется не только условия жизни, но само физиологические существование малыша. До рождение ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них – первый вздох.

     С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие  и внимание матери с первых минутах  жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звука ее голоса, биение ее сердца – все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры.

     Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно  беспомощным. Хотя, родившись, он отделился  от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей  потребности он не может удовлетворить  самостоятельно. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития новорожденного. Приспособится к новым, чудным для него условиям ребенку помогает наследственно закрепления механизма – безусловные рефлексы: это, прежде всего, система пищевых рефлексов, а также защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда « обезьяньим» пропадает уже на втором месяцы жизни.

     Человеческое  дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это не зрелость не только в высших регуляторных, но и многих нежелающих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.

     Важные  события в психической жизни ребенка – возникновения слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й недели, зрительное – на 3-5 недели.

     Новорожденный проводит время во сне или дремотном  состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер. Лицо взросло вызывает у ребенка состояния «блаженство» - он улыбается. Улыбка на лице ребенка и является концом кризисом новорожденности. С этого момента у него начинаются индивидуальная психическая жизнь.

     Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится  в движении. Он откликается эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонентов:

    - Замирания и зрительное сосредоточение – долгие, пристальный взгляд на взрослого;

    - Улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

    - Двигательные оживления, движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и п.р.;

     Вокализации – вскрики (громкий отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуулллиии» и  п.р.).

     Дети, отстающие в развитие прежде всего  отстают именно в появления комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он является первым актом общения ребенка со взрослым и свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчество.

     2.2 Кризис одного года 

     Как всякий кризис, он связан со всплеском  самостоятельности, появления аффективных  реакций. Аффективные вспышки у  ребенка обычно возникают, когда  взрослые не понимают его желания, его  слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

     Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать  значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего  появления сильных аффектов у  ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, то есть большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

 
 
 
 
 
 

     2.3 Кризис трех лет

   

      Кризис трех лет, возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения  ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием.  Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми  и  хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он  отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от собственного волеизъявления. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять  свои желания его ожиданиям.

     Важные  симптомы кризиса трех лет (Э. Келер):

       - негативизм -  Выражен отказом подчиняться требованиям взрослых .

     - упрямство - Происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях.

     - строптивость - Как правило, это протест против порядков, существующих в доме.

     - своеволие -   Ребенок сам хочет что-то делать, стремится к эмансипации от взрослого.

     - обесценивание взрослых - Мама – «дура».

     - протест-бунт - Ребенок находится в состоянии конфликта, войны с окружающими.

     - стремление к деспотизму - (встречается в семьях с единственным ребенком) (Приложение А).

     Все эти симптомы  развиваются внутри отношений взрослого и ребенка. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма. Именно взрослый должен в каждом отдельном случае найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем,  ребенок не только реализует свою самостоятельность, но и впервые испытывает отторжение от других, которое он провоцирует своим дурным поведением, или своей волей.

     Данный  период становится решающим для  установления соотношения между доброй волей и полным ненависти самоутверждением, между кооперативностью и своеволием, самовыражением или смиренной угодливостью. Но именно переживания кризиса обостряют чувствительность   ребенка к чувствам и переживаниям других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Учат умению общаться и сравнивать себя с другими людьми в социальном пространстве, в котором приняты правила о правах и обязанностях, выраженные для детского сознания словами «можно» и «нельзя». Из этого периода ребенок должен выйти с чувством инициативы, как основным для достоверного ощущения собственных амбиций и целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Кризис семи лет.  Готовность к школе

     Основным  симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности. Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осуществление деятельности, его положительные и негативные проявления, удовлетворение или неудовлетворение от него. Таким образом, в психическом развитии ребенка впервые возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Согласно взглядам  Д.Б.Эльконина, когда появляется ориентация на смысл поступка, тогда можно говорить о переходе ребенка в новый возраст. Диагностика этого перехода является одной из самых актуальных проблем современной возрастной психологии. К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие. В этот период характерными особенностями поведения ребенка выступают, так называемое , «манерничанье» и симптом «горькой конфеты».  Манерничанье проявляется в том, что ребенок постоянно что-то из себя «строит», играет придуманные им самим роли и образы, зачастую становится скрытным. Симптом «горькой конфеты» у ребенка обусловлен желанием скрыть внутреннее ( а порой и физическое)  ощущение боли и страха.  Ребенок начинает  замыкаться в себе и становится неуправляемым. Кризис требует перехода к новой  социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность (по Д.Б. Эльконину ) Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.

     Проблема  готовности к школе до сих пор  не имеет четкого решения. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психически ребенок оказывается не готов. Переход к системе школьного обучения – это переход от естественной, реактивной программы к упорядоченной программе школьных предметов , усвоению научных понятий ( Л.С.Выготсткий ). Однако в мире существуют различные учреждения и программы, направленные на подготовку ребенка к школе, постепенный интеллектуальный и психический переход от стадии детства к более ответственному и серьезному периоду – школьному.  

     2.5  Кризис подросткового возраста 

     На  образ физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние  темп полового созревания. Дети с поздним  созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает  более благоприятные возможности  личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста,  подросткового кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность :”… подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интересом, и в тоже время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой- они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в тоже время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны”.

     Многие  подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Информация о работе Кризисы взрослости