Кризисы взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление психологических особенностей кризисов взрослости
Задачами исследования, соответственно являются:
1. Дать общую характеристику взрослого возраста;
2. Выявить задачи развития в разные периоды взрослости;

Работа содержит 1 файл

Кризисы взрослости -курс.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Взрослого человека, помимо всего прочего, начинает интересовать «жизнь сама по себе» во всех ее многообразных проявлениях; во взрослости появляется индивидуальный «вкус к жизни» как таковой, может быть, даже «смакование жизни» и благоговение перед ее неисчерпаемостью. В этой связи можно отметить также, что взрослые иногда переживают чувство, которое условно можно назвать «острая радость жизни» – счастье от того, что ты есть, что тебе дарована жизнь, что каждое жизненное мгновение – твое. Это «счастье жить» может находить свое выражение в заполняющей всю человеческую сущность радости даже от каких-то простейших, обыденных ее проявлений: от летнего рассвета, от лунной дорожки на море, от клейкого тополиного листка, от запаха свежего хлеба, от высокого голубого мартовского неба[8].

Взрослому человеку также свойственно желание «пожить для себя», и в это понятие большинство вкладывает стремление удовлетворить те свои интересы, которые на протяжении прошлых лет оставались на втором плане из-за невозможности их реализовать под давлением мотивов более насущных («наконец-то позволить Себе…»). Поэтому здесь возможен всплеск всевозможных хобби, открытие в себе новых способностей, удовлетворение «детских» желаний и мечтаний, «испытание себя» в тех формах деятельности, которые ранее казались «закрытыми». «Личность на этом этапе взрослости получает возможность «открыть свои закрома» и сделать привычную жизнь новой»[9].

Человек, развивающийся последовательно, достигает к середине 50-х годов своей второй творческой кульминации. Он способен к обобщению и критическому осмыслению собственного опыта и у него еще достаточно жизненных сил, чтобы привнести этот опыт в свою деятельность. В это время личности нужен коллектив, последователи, ученики, «слушатели-адепты», взрослая зрелая личность стремится к руководству, к организации, к власти. Б. Ливехуд[10] считает, что к старшему взрослому возрасту человек обретает «доминирующий основной склад».

Еще одной категорией, которыми овладевает взрослая личность, является категория понимания: человек способен к пониманию себя, к пониманию Другого, к пониманию причин и закономерностей происходящего с ним - отвлеченному, отстраненному от непосредственно переживаемых эмоций пониманию.

Но как бы благополучно ни протекала взрослость, в ней, как и в любом другом возрасте, вызревает система внутренних противоречий, кризисных состояний, динамика которых неминуемо переводит личность на следующий этап развития. «Собственно, сами новообразования взрослости являются сгустками этих противоречий, поскольку, с одной стороны, они есть своеобразный итог развития на всех предшествующих периодах (и если они не были психологически благополучными, то сам итог изначально неполон и ущербен), а, с другой стороны, эти новообразования сами по себе содержат специфический потенциал «торможения», «возвратно-рефлексивную» динамику»[11].

В первую очередь, противоречия, связанные с кризисом взрослости, вызревают в системах «Я–не Я (Мир)», «Я–Другой (Ты, Он, Они)», «Я–Моё», «Я–Я». Для многих взрослых достаточно характерными являются переживания, вербализуемые следующим образом: «где-то мимо меня течет активная, бурная жизнь, наполненная яркими событиями и переживаниями, а у меня все так обыденно, пусто и никому не нужно», «умри я завтра, в мире ничего не случится», «почему я всю жизнь горбачусь, отказываю себе в мелочах, а лучше не становится?», «почему я должен терпеть, преодолевать всю эту повседневную рутину и суетность, почему для меня не наступает та жизнь, о которой я мечтаю?», «я не хуже других, честный, порядочный, трудолюбивый, а жизнь ничем не вознаградила, не порадовала…», «живу как будто бы не своей жизнью…»

Итак, общая характеристика взрослости и описание личности взрослого человека дают нам возможность перейти к рассмотрению кризисных состояний этого возраста через периодизацию кризисов и их причин.


2. СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

 

 

2.1 Понятие кризиса взрослости и их периодизация

 

 

Под кризисным состоянием подразумевают временную ситуационно или внутренне обусловленную дезинтеграцию личности. Кризисное состояние является испытанием на соответствие личности новой ситуации, новым социальным требованиям. Психологически кризисное состояние требует концентрации всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Кризисное состояние всегда сопряжено с лишением, фрустрацией. Поэтому кризис – это испытание на укорененность, интроецированность каких-то ее важных установок.

Кризисное состояние – это также и разрушение всего внешнего, неукорененного, всего, что сидит в человеке неглубоко. И одновременно это проявление внутреннего, укорененного, действительно личного. Кризисы приводят личность к глубинному переживанию тайны смысла жизни, духовного пространства культуры. Кризис – это не просто способ переведения личности в новое качество более полноценного социального индивида, а нечто большее. «Кризис приводит к интроекции в сознание личности новых жизненных ценностей и, таким образом, становится действительным преображением индивида»[12].

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, И.Г Малкина-Пых)[13].

Существует также разное понимание содержания кризиса. Г. Крайг рассматривает критические периоды как периоды, в течение которых должны происходить специфические типы развития[14].

Д. Левинсон рассматривает кризис как переходную фазу, в которой способы самореализации оказываются предметом анализа для индивида, новые возможности – предметом поиска[15].

Понимание кризиса как органической части процесса развития личности присутствует также в работе психологов экзистенциально-гуманистического и трансперсонального направления - Р.Асаджиоли, С.Гроффа, А.Маслоу, К. Юнга[16]. Кризис рассматривается ими в аспекте духовного роста человека. Состояние кризиса может быть трудным и пугающим, но обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом, является путем к более полной жизни.

В отечественной психологии понятие критических периодов введено Л.С.Выготским, который различал периоды спокойного развития («лизисы») и периоды переломного, критического развития («кризисы»), характеризующиеся рассогласованностью в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием, наряду с позитивными, разрушительных тенденций. Он писал, что «развитие здесь, в отличие от устойчивых периодов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу»[17] и понимал критические периоды как «поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса», как периоды, когда «развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер»[18].

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы (важнейшие из них - пубертатный и климактерический) характеризуются как «реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды», как «...быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла»[19]. По сути критические периоды представляют собой периоды обострения противоречий между уже сложившимися и вновь созревающими морфологическими структурами и функциональными механизмами. Они имеют глобальный характер, характеризуются бурным развитием многих органов и систем и отличаются внутренней противоречивостью из-за одновременного существования разрушительных и созидательных тенденций.

В отличие от Л. С. Выготского и его последователей А. Н. Леонтьев разводит понятия «критический период» и «кризис». Если критический период - неизбежный переход с одной стадии психического развития на другую, то кризисов может не быть при адекватном управлении извне процессом развития[20].

В конце концов, в последнее время наметилась тенденция признания нормативности, т.е. необходимости кризисов, хотя и идут дискуссии по поводу их механизмов, привязанности к конкретным возрастам и событиям. Для характеристики психологических кризисов взрослости целесообразно разделить их на кризисы ранней, средней и поздней взрослости. Каждый из них характеризует различные психологические состояния, переживания, протекает не одинаково и проявляется по-разному (см.рис.2 в Приложении 2)

 

2.2 Кризис ранней взрослости

 

 

В социальном представлении ранняя взрослость – молодость - является основным и наиболее ценимым возрастом. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Этот возраст чрезвычайно энергичен, во многих аспектах проявляется умелость, но еще отсутствуют проявления усталости от жизни. «В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого. ...Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и напор. Для реализации своей идеи они готовы работать днем и ночью, при этом неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи»[21].

Основными возрастными задачами молодости большинство авторов называют включение во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Экспансия молодости проявляется во всех жизненных сферах. Совместно с деланием карьеры, происходит создание собственной семьи, освоение супружеских и родительских прав и обязанностей. Семейное, дружеское, профессиональное окружение, равно как и обстановка собственного жилья, стиль поведения и одежды – все это получает окончательное оформление в молодости. Все предыдущие периоды развития подготавливают и провоцируют это оформление человека.

Рассмотрим в этой связи два кризиса, ограничивающие возраст ранней взрослости: 1) переход от юности к ранней взрослости (17 лет); 2) переход от ранней взрослости к средней взрослости (30-32 года). Отметим, что существует предположение о внутренней связи кризиса юности и кризиса ранней взрослости.

Переходный период к юности называется периодом самоопределения. В этот период самоопределение есть саморазвитие, которое на внутреннем плане включает в себя самопознание, а на внешнем – самореализацию. Самопознание в переходный период юности представляет собой присвоение определенных ценностей и их осознание как своих собственных. Оно является процессом активного осмысления. Самореализация – активный жизненный поиск, который заключается в возможности апробации различных социальных ролей, включенности в различные общности. Процесс самоопределения, таким образом, предшествует переходу юного человека в первую «событийную общность» взрослости, которая представляет собой воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей. Не противоречит этой точке зрения то, что кризис ранней взрослости возникает в процессе разрыва личного и общечеловеческого смыслов жизни, вследствие чего предполагается возможность реализации своих внутренних потенциалов. Таким образом, для «раннего взрослого» вновь становится актуальным смысловое самоопределение, но основной задачей развития является обретение продуктивности (генеративности). Поэтому в самопознании, включающем ценностно-смысловую сферу важно соотнесение принятых и проверенных в результате жизненного поиска ценностей и их будущее использование при достижении продуктивности.

Человек пересматривает свою ценностно-смысловую сферу в результате необходимости жизненного выбора. Как указывает М.С. Яницкий, «наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития», и «характеризующиеся обращением к экзистенциальным вопросам кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и, тем самым, к определенным трансформациям системы ценностей»[22].

Совершая ценностный или творческий выбор, молодой человек переходит в следующую «событийную общность», которая предполагает, по мысли В.И. Слободчикова, «творчество в системе экзистенциальных ценностей»[23].

Психологами выявлена зависимость успешного преодоления кризиса ранней взрослости от успешного преодоления противоречий кризиса юности. Кроме того, можно заключить, что:

- кризисы юности и молодости являются кризисами самоопределения;

- кризис юности, пережитый позитивно, создает условия для успешного решения переходного периода ранней взрослости и, в случае необходимости, обеспечивает внутренние предпосылки для построения новых альтернатив выбора;

- при позитивно пережитом переходе к юности личность «раннего взрослого» оказывается в ситуации ценностного выбора, что облегчает переживание критической ситуации перехода к средней взрослости; при негативно пережитом переходе к юности человек, переходя на ступень ранней взрослости, совершает экзистенциальный выбор, что усложняет переживание критической ситуации и усложняет протекание кризисов средней и поздней взрослости.

 

 

2.3 Кризисы развития зрелого возраста

 

 

Главная особенность развития в зрелом возрасте – минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека – его опытом, родом занятий, установками и т.д.

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис 30 лет, кризис «середины жизни» и кризис старости.

а) Кризис 30 лет.

Примерно в 30 лет человек достигает определенного социального и семейного положения и начинает с тревогой думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, и позднее.

Информация о работе Кризисы взрослости