Кризисы взрослости

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление психологических особенностей кризисов взрослости
Задачами исследования, соответственно являются:
1. Дать общую характеристику взрослого возраста;
2. Выявить задачи развития в разные периоды взрослости;

Работа содержит 1 файл

Кризисы взрослости -курс.doc

— 160.00 Кб (Скачать)


33

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время, в связи с демократизацией российского общества и переходом к рыночной экономике, актуально изучение взрослой личности, адаптирующейся к новым социально-экономическим условиям, несущей в себе потенциал здорового развития общества.

При изучении взрослой личности ряд психологов - теоретиков выделяют категории самопознания, самореализации, саморазвития, причем допускается как наличие кризисов развития, так и возможность бескризисного перехода от одного периода развития к другому. В этих подходах развитие человека рассматривается не как результат столкновения двух противоположных сил, а как действие одной, направляющей развитие, силы. «По мнению К. Роджерса, например, такой силой является стремление человека к актуализации своего «Я», в результате чего формируется «конгруэнтная себе» личность. А. Адлер выделяет такую направляющую силу, как стремление к совершенству и, как следствие, формированию «активно-конструктивного» стиля жизнедеятельности»[1]. Все вышеперечисленные концепции предполагают активную позицию взрослой личности, ее стремление к самореализации, раскрывают возможные внутренние механизмы развития, но в них не ставится задача возрастной периодизации развития. По нашему мнению, для создания возрастной периодизации необходима категория кризиса, разделяющего предыдущие и последующие этапы развития.

Кризис, с греческого буквально означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Под кризисным состоянием понимается такое состояние личности, когда происходит дисбаланс в жизни и деятельности человека, в результате чего возникает неразумное с точки зрения личности и социально неадекватное поведение, поступки и действия, а также срыв нервно-психического и соматического состояния. Это ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.

Поэтому при изучении взрослости крайне важное место занимает изучение переходных этапов и кризисных периодов развития личности.

Целью исследования является выявление психологических особенностей кризисов взрослости

Задачами исследования, соответственно являются:

1. Дать общую характеристику взрослого возраста;

2. Выявить задачи развития в разные периоды взрослости;

3. Рассмотреть периодизацию кризисных состояний взрослого человека;

4. Определить основные кризисы взрослости и их психологические особенности.

Объект исследования – кризисы взрослости, предмет – психология взрослого человека.

В работе использованы методы: сравнительно-аналитический и описательный.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

 


1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛОСТИ

 

 

1.1 Общая характеристика взрослости

 

 

Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. В них взрослость рассматривается как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира. «В свое время Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается», а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые почти не могут приобрести новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана»[2].

Вполне понятно, что такие установки долго не позволяли подойти к взрослости, как к периоду продолжающегося поступательного развития и появления возрастных новообразований.

Впервые задача специального анализа взрослости была поставлена в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, предложившим называть раздел возрастной психологии, посвященный взрослости, «акмеологией».

Во второй половине ХХ века взрослые периоды жизни человека также стали рассматриваться в контексте психологии развития. Тому можно назвать несколько причин – увеличение продолжительности жизни и связанное с этим продление профессиональной карьеры зрелого человека, расширение сферы социальной работы, которая включает в себя и работу с взрослыми людьми, и работу с семьями, и работу с представителями пожилого возраста. Все это позволило ряду исследователей взрослого развития установить, что определенным возрастным периодам соответствуют определенные личностные потребности и социальные ожидания. Как пишет Г. Крайг, «центральным содержанием этих периодов развития, как правило, являются нормативно определяемые «кризисы», конфликты или проблемы. При этом они дают проницательное описание проблем и интересов каждой возрастной когорты. Однако вопрос о том, насколько широко они характеризуют взрослость, остается открытым»[3].

В существующей периодизации взрослых возрастов прослеживаются две основные тенденции. Первая – период взрослости разбивается на ряд хорошо различимых стадий развития, которые зависят от некоторого временного графика жизни, называемого «возрастными часами». «Возрастные часы» – идеализация, выполняющая функции «расписания жизни»[4]. Сверяясь с этими часами, человек и общество определяют, насколько медленно или быстро идет продвижение вперед относительно социальных событий. Так, сорокалетний мужчина, создающий семью, воспринимается как отстающий от сверстников, а женщина, уходящая в этом возрасте на пенсию, как опережающая своих сверстниц.

Вторая тенденция в рассмотрении взрослого развития соотносит изменение личности взрослого человека не столько с его возрастом, сколько с его личностными характеристиками и социально-культурным окружением.

Учитывая специфику характеристик взрослых возрастов, совсем непросто определить границы взрослости. Резкое изменение развития, повороты в его течении позволяют выделить следующие основные периоды жизни взрослого человека.

Это молодость, зрелость и старость. Вполне вероятно, что дальнейшие исследования позволят дифференцировать эти периоды, и в первую очередь период зрелости. Понятно, что о возрастных границах можно говорить достаточно условно. Но большинство авторов нижней границей молодежного периода считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называют 24- 25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Следовательно, основным новообразованием молодости должно стать достижение социальной зрелости.

Самый длительный период взрослости - зрелость - можно определить возрастными границами от 23-25 до 55-60 лет, а основным новообразованием можно назвать достижение личностной зрелости[5].

Еще более сложной является проблема выделения границ старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников отечественной геронтологии - И. В. Давыдовский - категорически заявлял, что никаких календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для профессиональных различных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу[6].

Итак, в соответствии с классификацией Европейского регионального бюро ВОЗ пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин - с 55 до 74 лет, с 75 лет наступает старость. Развитие здесь осуществляется в направлении достижения духовной зрелости (см.рис. 1 в приложении 1).

 

 

1.2 Личность взрослого человека

 

 

При попытке осмысления взрослости психологические критерии стремительно субъективизируются, поскольку центральным моментом переживания себя как взрослого для человека является именно собственное отношение к возрасту, отнесение себя к определенной возрастной когорте. Понятие взрослой (зрелой) личности – сравнительно новое приобретение психологии, несмотря на то, что реалия взрослости (зрелости) – одна из старейших. Во многом оно обязано своему содержательному наполнению философскому анализу таких явлений как массовый человек (Х. Ортега-и-Гассет), бегство от свободы (Э. Фромм), экзистенция (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс), самоактуализация (А. Маслоу), самость (К. Г. Юнг), социальный интерес (А. Адлер), жизненный смысл (В. Франкл), Эго-интеграция (Э. Эриксон) и др. Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь соотносят с исследованием экзистенциального отношения человека к собственной жизни: не столько к себе самому, к своему «Я», сколько к более широкому контексту своего осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывая себя в многомерный социокультурный опыт, в универсум, в космос.

«Э. Эриксон, анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, считал ее центральной на всем жизненном пути человека. Развитие личности в это время продолжается во многом благодаря влиянию со стороны детей, молодого поколения, которое подтверждает необходимое субъективное ощущение своей нужности другим»[7]. Производительность и продолжение рода, как главные характеристики личности на этой стадии, реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в попытках индивидуального творчества. Во все, что делает взрослый человек, он вкладывает частицу своего Я, своего индивидуального опыта и тем самым становится участником культурно-социального прогресса. Более того, для взрослого человека становится личностно значимым экстраполировать свой опыт – «остаться в памяти потомков», закрепившись в бытии своими поступками, событиями своей жизни, результатами творчества, сделанными выводами, да и просто накопленными жизненными наблюдениями. Взрослый возраст начинает нуждаться в восприимчивом слушателе, который готов учиться на чужих ошибках.

Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как: 1) умение брать на себя ответственность, принимать решения; 2) стремление к власти и организаторские способности; 3) способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; 4) уверенность в себе и целеустремленность; 5) склонность к философским обобщениям; 6) защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли; 7) формирование индивидуального жизненного стиля; 8) стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению; 9) реализм, рационализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни; 10) стабилизация системы социальных ролей и др. За счет этих новоприобретений большинство взрослых людей обретают к середине периода – 40 годам – устойчивость в жизни и уверенность в себе.

Одновременно в задачи взрослости входит совладание, преодоление переживания того, что жизнь уже не во всем реализовалась так, как хотелось, как виделось в предыдущих возрастах, и создает философское отношение и личностную терпимость к просчетам и жизненным неудачам, принятие своей жизни такой, как она складывается. Совершая индивидуальные экскурсы «внутрь своего возраста», человек учится находить в нем положительное, правильное, достойное, ценностное, он начинает лучше понимать себя, возвращаясь рефлексивно в собственное прошлое.

Если молодость во многом живет ориентацией на будущее, ожиданием настоящей жизни, которая начнется, как только… (вырастут дети, закончу институт, защищу диссертацию, получу квартиру, рассчитаюсь с долгами за машину, отработаю пять лет за границей, достигну такой-то должности и т.д.), то зрелость в большей степени ставит цели, касающиеся именно настоящего (текущего) времени личности, ее самореализации и отдачи здесь и теперь). Именно поэтому многие, вступая в середину взрослости, стремятся начать жизнь сначала, найти новые пути и средства самоактуализации. Взрослой личности становится жаль быстро уходящего времени своей жизни, ей не хочется тратить его попусту, она более рационально подходит к его планированию, распределению, к постановке перспективных задач. Смена «эмоцио» на «рацио» обнаруживается здесь, несмотря на то, что в целом личность переживает себя полной сил и возможностей, способной совладать с проблемами, принять правильное решение при необходимости выбора, принять ответственность на себя в сложных ситуациях и т.д.

Взрослый человек уже хорошо понимает, что от себя и своего прошлого не убежишь: нельзя, да и не нужно, еще раз стать 20-летним, нельзя избавиться от накопленного негативного опыта («забыть» о потерях, неудачах, нерешенных проблемах, нереализованных целях) и груза совершенных ошибок, ни при каких условиях нельзя в один миг сменить свои устоявшиеся ценности на другие, вообще нельзя мгновенно стать другим. Но взрослость дает возможность даже уже привычное сделать по-другому, самому вносить новые смыслы в то, что, кажется, стабильно интересует в жизни, в то, что уже умеешь и, главное, хочешь делать хорошо (и в то, что надо делать именно тебе). Во взрослом возрасте отчетливо видно, как уже достигнутый уровень развития может стать источником, своеобразным трамплином для новых витков развития, новых самоизменений.

«Делать обычное по-новому» означает насытить свою профессиональную, общественную, семейную, личностную деятельность новыми смыслами и ценностями – причем такими, ради которых хотелось бы жить. Думается, что во взрослости важное значение начинает иметь «самостимуляция интереса к жизни». Здесь имеется в виду нахождение интереса в самом себе, в своем восприятии жизни, в своей «картине мира».

Информация о работе Кризисы взрослости