Кризисы взрослой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

Что такое кризис взрослых? Зачем нам необходимы кризисы? Какие кризисы переживают взрослые люди? В чем особенность возрастных кризисов зрелости?Что осложняет проживание кризиса?В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно?

Работа содержит 1 файл

В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения.docx

— 31.37 Кб (Скачать)

     Страх собственной старости может присутствовать даже у очень молодых людей. Словосочетание «счастье в старости» вызывает у  студентов ироническую улыбку, а  «сексуальная жизнь в старости»  — гомерический хохот. В чем причина  стереотипного восприятия старости как периода деградации личности?

     По  мнению Л.И. Анцыферовой, на представление  о старости сильное влияние оказывают  господствующие общественные отношения. В развитых странах с выраженными  конкурентными отношениями высоко ценятся такие «молодежные» качества, как энергичность, выносливость, спортивность, выраженное честолюбие. В последние  десятилетия «культ молодости» широко распространился и в России.

     Однако  само возникновение подобных стереотипов  нам кажется явлением вторичным, возникшим из-за того, что период старости является наиболее «молодым» в процессе культурно-исторического развития человечества. Действительно, древние люди почти не знали старости. Тем, кто из-за физической немощи не мог быть полноценным охотником и добывать пропитание, просто не оставалось места. По мнению историков и этнографов, первые старики появились с началом использования огня, они получали статус его хранителей. Но тем не менее продолжительность жизни оставалась еще довольно короткой.

     Появление стариков как количественно значимой группы населения обычно относят  лишь к последним столетиям. Именно в это время начали глубоко  и обширно изучать старость, но результаты подобных исследований часто  не доходят до житейской психологии. Поэтому источником формирования представления  о старости являются не научные изыскания, а опыт проживания этого возрастного  периода близкими родственниками. Немаловажную роль в этом играют и СМИ, обычно «рисующие» образ несчастного пожилого человека, испытывающего материальные и бытовые трудности. В последнее  время появился еще один фактор, формирующий представление о  старости, — это реклама. Она, с  одной стороны, сама опирается на наличие негативного стереотипа, а с другой — закрепляет его.

     Помимо  господствующего в обществе образа старости, на возникновение возрастных кризисов влияет принятая в современном  обществе система ценностей, которая  собственной значимости человека противопоставляет  материальное благополучие и социальный статус.

     Современная культура всеми своими проявлениями отрицает смерть, что вызывает у большинства людей латентный страх смерти и порождает культ вечной молодости.

     Кроме того, современная культура все больше смещается от социализации к индивидуализации. Если раньше общество через систему  ритуалов, обычаев помогало человеку определить, какова его социальная и культурная роль, то теперь эти  вопросы человек вынужден решать самостоятельно. Трудно назвать это  явление позитивным или негативным, но оно существует, и с этим приходится считаться.

     Социальные  факторы не только влияют на возникновение  возрастных кризисов зрелости, но и  сказываются на их прохождении, подчас существенно осложняя или, напротив, облегчая этот процесс.

     Здесь следует отметить специфику эмоциональной  сферы современного человека. Как  утверждают А. Холмогорова и Н. Гаранян, эмоциональную жизнь человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая — это возрастание частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок вследствие увеличения темпа жизни, быстрых ценностных, экономических, политических изменений. Вторая — это негативное отношение к эмоциям, которым приписывается дезорганизующая роль. Следствие этого — возрастание частоты и силы психосоматических заболеваний, социальных и межличностных конфликтов, нередко являющихся способами выхода чувств наружу.

     Можно также согласиться с авторами, которые утверждают, что многие аффективные  сбои в поведении человека связаны  с культом успеха, достижений, силы и рациональности, присущими современной  культуре. Успешному человеку обществом  предписывается быть волевым, холодным, рассудительным. Однако это приводит к накоплению эмоций, а это, в свою очередь негативно воздействует на здоровье.

     Помимо  культа рациональности, остановимся  еще на одном факторе, влияющем на протекание кризиса. В обществе, где  у человека имеются широкие профессиональные возможности, меняются стереотипы жизненного успеха. Появляется больше вариантов  для выбора индивидуального жизненного пути. Понятно, что расширение спектра  выбора может осложнить протекание кризиса. Скажем, если в России до перестройки  существовали четко выраженные общественные стереотипы, касающиеся «этапов успеха»  — это комсомол, вуз, партия, то сейчас они довольно размыты.

     Кроме того, быстрая смена социально-экономических  условий приводит к различиям  в ценностях, уровне и ритме жизни  родителей и детей, мешая последним  опереться на стереотипы семьи. Например, поскольку сейчас нет жесткого представления  о том, что к определенному  возрасту необходимо создать семью, то молодые люди делают это или  слишком рано, или слишком поздно, а то и вовсе не вступают в брак.

     Ситуация  осложняется еще и социальной, экономической, политической нестабильностью  в обществе — люди начинают бояться  изменений, а отсутствие в обществе четкой системы ценностей вынуждает  человека решать вопрос о смысле жизни  самостоятельно, поэтому каждый возрастной кризис несет в себе некоторый  экзистенциальный смысл.

     Из  сказанного можно сделать вывод, что в современном российском обществе присутствует довольно много  социальных факторов, способных осложнить  прохождение человеком возрастного  кризиса. Рассмотрим возможные варианты осложнений более подробно.

     Что осложняет проживание кризиса?

     Одним из наиболее вероятных осложнений можно  назвать стремление человека вообще уйти от проживания кризиса «в сторону» или «назад». Под уходом «в сторону» имеется в виду маскировка незавершенной внутренней работы разнообразными внешними изменениями. В этом случае человек может менять имидж, место службы, род занятий, страну проживания, семейное положение (разводиться, вступать в новый брак или рожать детей). Вариантами ухода «в сторону» иногда бывают трудоголизм или алкоголизм, которые позволяют человеку не думать о том, что с ним происходит.

     Уходом  «назад» можно считать инфантилизацию человека, которая выражается во внешнем вербальном или невербальном утверждении своего более молодого статуса, или в акцентировании своей слабой позиции через болезни.

     Вариантом «ухода» от кризиса является проецирование его на окружающих. Человек перекладывает ответственность за свое эмоциональное неблагополучие на близких, коллег, руководителей государства и пр. Проекция кризиса на окружение лишает человека возможности полноценно завершить данный этап, поэтому зачастую ведет к «застреванию» в нем. Такой человек находится в длительном субдепрессивном состоянии, качество его жизни понижено.

     Понятно, что сложности проживания настоящего кризиса могут быть связаны с  тем, что не были пройдены предыдущие. В этом случае человек, не имея опыта благополучного завершения кризиса, сталкивается с проблематикой не только своего нынешнего нормативного кризиса, но и всех предыдущих. В наиболее тяжелом варианте человек перед лицом старости вынужден решать вопросы практически всей своей взрослой жизни.

     В каких случаях  можно сказать, что  кризис пройден благополучно?

     Критериями  успешного проживания кризиса можно  считать:

  • принятие человеком ответственности за свое внутреннее неблагополучие;
  • отношение к этому как к сигналу для необходимости внутренних и, возможно, последующих внешних изменений без ощущения жалости к себе или сетований на несправедливость происходящего;
  • отношение к внутреннему неблагополучию как к физической боли, которая свидетельствует о наличии физиологических «сбоев» в организме — ведь следует не только снимать боль, но и лечить ее причину.

     Такое восприятие внутреннего неблагополучия дает человеку возможность для появления  тех или иных личностных новообразований.

     Зачем же нужны эти личностные новообразования, приобретаемые в процессе проживания кризисов? Как нам представляется, они необходимы для того, чтобы человек в целом был удовлетворен качеством своей жизни, считал себя счастливым, чтобы основной эмоциональный фон его был позитивным, отсутствовали психосоматические заболевания.

     Возрастные  кризисы стоит считать нормативными психосоциальными потому, что они  необходимы человеку для индивидуально-личностного  и социального развития и определяются как индивидуальными, так и социальными  причинами.

     Рассматривая  психосоциальные возрастные кризисы  в аспекте эволюции, необходимо обсудить их взаимосвязь с задачами развития человека в зрелости.

     Согласно  общепринятым представлениям, зрелость — это период онтогенеза, характеризующийся  тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека и условно определяющийся возрастными  границами от 23-25 до 55-60 лет. Формулирование основной задачи развития — достижение личностной зрелости — в данный период заложено уже в его названии. Остается определиться в содержании этого понятия, которое достаточно часто используется в психологии, но несколько по-разному понимается. Так Г. Олпорт, характеризуя зрелого человека, выделяет следующие его характеристики: широкие границы Я, способность к теплым социальным отношениям, самопринятие, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии. Б. Ливехуд рассматривает три основных свойства зрелого человека: ум созрел в мудрость, способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность, самосознание — в доверие. 
 
 
 
 
 
 

Краснова  О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения

Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности.

Информация о работе Кризисы взрослой жизни