Кризисы взрослой жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

Что такое кризис взрослых? Зачем нам необходимы кризисы? Какие кризисы переживают взрослые люди? В чем особенность возрастных кризисов зрелости?Что осложняет проживание кризиса?В каких случаях можно сказать, что кризис пройден благополучно?

Работа содержит 1 файл

В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения.docx

— 31.37 Кб (Скачать)

     Возрастная  психология. Кризисы  взрослой жизни.

     В возрастной психологии существует устойчивая точка зрения, что жизненный путь человека от рождения до смерти психологически надо делить на возрастные периоды  и эпохи. Периодизация психического (и не только психического) развития человека — краеугольный камень возрастной психологии. Более того, фактически процедура периодизации конституирует  сам предмет возрастной психологии. При этом речь идет прежде всего о периодах. Что касается понятия эпох психического развития, то здесь Устойчивости взглядов нет.

     Некоторые возрастные психологи в Психологическом  онтогенезе человека выделяют три эпохи: детство — зрелость — старость. Такой подход оставляет возможность  включать в эпохи разное число  периодов.

     Важно, что между эпохами есть границы. Например, понятно, что на границе  детства и зрелости находится  подростковый возраст. В самом деле, этот возраст совмещает в себе психологические характеристики как детства, так и зрелости, взрослости.

     То  есть эпоха зрелости начинается с  подросткового возраста. Каковы же главные психологические задачи подросткового возраста? Их хорошо сформулировал Штерн. Это формирование идентичности подростка в трех основных сферах: «Я» как представитель определенного пола — половая идентичность; «Я» как представитель определенной профессии — профессиональная идентичность; «Я» как представитель определенной религии (или идеологии) — мировоззренческая идентичность. В этом смысле ведущей деятельностью подросткового возраста является «половозрастная идентификация» [Хасан Б. И., Дорохова А. В., 1999].  

     И вот человек становится взрослым. Что такое  кризис взрослых?

     В житейской психологии слово «кризис» ассоциируется с чем-то сложным, тяжелым, чего нужно избегать и о  чем лучше не думать. Хотя в последнее  время достаточно широко обсуждаются  детские и подростковые кризисы. Многие уже понимают: кризис — норма, а не отклонение, это необходимый  этап развития маленького человека.

     В ином положении находятся взрослые. Большинство из них даже не предполагает, что существуют возрастные кризисы  зрелости, хотя в психологии они  четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет). А люди, знающие о существовании таковых, считают их проживание постыдным, недостойным «сильного человека», каким каждый хочет себя считать. В результате они запрещают себе думать о неприятном, а чувства загоняют глубоко-глубоко внутрь, тратя на это много энергии. А, как известно, если человек запрещает себе чувствовать, он начинает болеть. Такие недуги обычно называют психосоматическими, то есть имеющими психологические предпосылки.

     Следствием  ухода от проживания возрастных кризисов, помимо болезней, может быть ухудшение  качества профессиональной деятельности, особенно у тех, кто работает с  людьми. И это понятно — ведь избегание кризиса сопровождается глубокими депрессивными переживаниями, которые человек тщательно укрывает от самого себя, а особенно от посторонних. Это очень сильно мешает взаимодействию с окружающими, нередко вызывает агрессивные вспышки. 

     Зачем нам необходимы кризисы?

     Если  рассматривать жизнь человека в  зрелости как путь, то все согласятся, что путь этот не может быть абсолютно  прямым. Ведь зрелость наступает не в одночасье, и поначалу человек  не имеет ни опыта, ни мудрости. Поэтому  ему необходимы «остановки», чтобы  подумать о том, что уже пройдено, осмыслить опыт и осознать его  ценность… Проверить, не стоит ли чуть изменить направление, скорость, потому что появились другие желания, стремления, возможности… А главное, поискать и найти в себе новые ресурсы и возможности, которые обязательно накапливаются в человеке в течение жизни.

     Кризисы — это те самые остановки, во время  которых человек осмысливает  отрезок пройденного пути, утверждается в его значимости, иногда переоценивает  ценности, ищет и находит новое  в самом себе, удивляется этому  и идет по жизни дальше, счастливый и здоровый.

     Но  все это происходит лишь тогда, когда  человек «позволяет себе» кризис.

     Получается, что очень важно заметить «ворота» кризиса, войти и позволить себе пожить за ними.

     Поэтому рассмотрим подробнее психологию кризисов.

     В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась  в контексте проблем развития и периодизации детства.

     Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:

  • наличие резких изменений в короткие отрезки времени;
  • неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения моментов его наступления и окончания;
  • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;
  • наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

     Обычно  положения Л.С. Выготского применяются и для понимания закономерностей развития взрослых. Однако отмечается, что кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно — в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.

     В зарубежной психологии наиболее распространена концепция Э. Эриксона. По его мнению, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие личности. Таким образом, кризис, по Э. Эриксону, обозначает конфликт противоположных тенденций, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду. Кризис не деструктивен. Это не катастрофа, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потенций. 

     Какие кризисы переживают взрослые люди?

     Традиционно принято выделять кризис тридцати лет  и кризис середины жизни, кризис позднего возраста. Сразу отметим, что привязка кризисов к календарному возрасту является достаточно условной.

     Если  присоединиться к точке зрения психологов, делящих психологический онтогенез  на эпохи, то можно выделить два наиболее важных кризиса взрослого человека: кризис середины жизни и кризис перехода от зрелости к старости.

     Кризис  середины жизни. Очевидно, что психологическим  содержанием этого кризиса является переидентификация\ Часто в этот период человек меняет работу, специальность, место жительства, расстается с семьей, изменяет свои взгляды на семейную жизнь, меняет религиозные (или атеистические) взгляды И пр. и пр. Исчерпанность одних жизненных смыслов и поиск других — вот второй (глубинный, содержательный) слой этого же Кризиса... [Массен 77. и др., 1997].  

     Личность  расширяет свой личностный мир, завоевывает  новые «плацдармы» (термин В. М.Розина), усложняется. Личностный рост всегда понимался  как особая работа личности («оправдание» себя личностью) в условиях выхода последней  за свои пределы, границы, как принятие личности себя новой, усложненной, более  богатой...  

     Другое  дело — кризис перехода от зрелости к старости. «В отечественной возрастной психологии, к сожалению, отсутствует  общепризнанное определение и понимание  ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста». Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. Понимая условность этого фактора, мы тем не менее считаем, что для России он является важным социальным условием, определяющим серьезный внутриличностный кризис. Несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости», в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни («жизнь не бессмысленна, я не могу продолжать трудиться, но У меня есть возможности реализовать себя в других сферах жизнедеятельности»), но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.   

     Плодотворная, здоровая старость связана с принятием  своего жизненного пути. Болезненная (в  релевантном смысле слова) старость — с непринятием. Кризис пожилого возраста есть кризис отказа от жизненной  экспансии.   

     Это вообще, видимо, переход на другой тип  психологической жизнедеятельности, где главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание  в себе старого. Принять свой жизненный  путь таким, каким он был, — вот  задача пожилого возраста. Это значит принять и себя в своем жизненном  пути таким, «каким был и есть», и  свое психологическое окружение, и  многое другое.   

     Болезненная старость — это продолжение экспансии! Конечно, быстрый отказ от жизненной  экспансии также болезнен, как  в перспективе и ее безудержное  продолжение. Здоровая старость — это  постепенное завершение, исчерпание задач экспансии.   

     Видимо, и сама периодизация эпохи старости, т.е. выделение в ней отдельных  возрастных периодов, психологически строится именно с учетом того, какие  задачи жизненной экспансии исчерпывают  себя. Укажем, не расставляя по возрастным периодам, эти исчерпывающие себя смысложизненные задачи:

     - люди перестают работать —  уходят на пенсию;

     - они перестают быть начальниками;

     - они перестают быть детьми - хоронят  своих родителей; 

     - они перестают быть родителями  — их дети встают на ноги  и заводят собственные семьи; 

     - они теряют свои физические  кондиции — это тоже трудно  принять в себе;

     - они меняют свою сексуальную  жизнь; 

     - они перестают путешествовать  — нет сил и желания; 

     - они смиряются с неизбежностью  и близостью смерти.   

     В сущности, нужна еще специальная  метафора для периодизации старости как эпохи. Нам пока ясно только основное ее содержание (мы называли это ведущей  деятельностью пожилого возраста, что  неточно) — принятие своего жизненного пути и себя в нем.

     В чем особенность  возрастных кризисов зрелости?

     Их  возникновение и протекание зависит  от того, как человек относится  к течению времени и насколько  выражен у него страх перед  будущим. Грядущее тревожит, и его  образ чаще негативен, прошлое, наоборот, эмоционально заряжено и видится  более позитивно. Страх будущего вызывает отрицание своего возраста. Человеку хочется быть моложе, как  следствие, возникает стремление казаться моложе. Поэтому свидетельствующие  о возрасте изменения во внешности  воспринимаются очень болезненно.

     Люди  далеко не всегда понимают, что они  боятся будущего. Они проецируют свои страхи на другие аспекты жизни —  семейные или профессиональные. Именно они вызывают неудовлетворение, именно на них человек жалуется окружающим или психологу.

     В основе страха будущего — осознание  конечности собственного существования  и страх смерти, то есть причина  индивидуально-личностная.

     Однако  не меньшую роль в порождении страха будущего играют и социальные факторыстереотипы и ценности современной культуры. Важнейший из них — стереотип негативного восприятия старости. Имеется в виду то, что старым людям традиционно приписываются такие характеристики как ворчливость, консерватизм, критичность к молодым. Старость ассоциируется с посещением поликлиник, плохим здоровьем, одиночеством и отсутствием радости в жизни. А вопрос о развитии и самосовершенствовании в преклонном возрасте кажется по меньшей мере странным.

Информация о работе Кризисы взрослой жизни