Кризис13 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:34, реферат

Описание работы

По теоретическим основам предложенные в науке схемы периодизации
детского развития можно разделить на три группы.

Работа содержит 1 файл

кризис13 лет.docx

— 23.99 Кб (Скачать)

когда говорят о  негативном  характере  критических  возрастов.  Этим  хотят

выразить  мысль,  что  развитие  меняет   свое   позитивное,   созидательное

значение,   заставляя   наблюдателя   характеризовать    подобные    периоды

преимущественно с  отрицательной, негативной стороны.

           Понятия об отдельных  критических   возрастах  вводились  в   науку

эмпирическим путем  и в случайном порядке. Раньше других был открыт и  описан

кризис 7 лет.  Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и  не  отрок.  Семилетка

отличается от дошкольника, так  и  от  школьника,  поэтому  он  представляет

трудности в воспитательном отношении. Негативное содержание  этого  возраста

проявляется  в  первую  очередь  в  нарушении  психического   равновесия,  в

неустойчивости воли и т.д.

           Позже был открыт и описан  кризис 3- летнего возраста,  называемый

многими  авторами  фазой  строптивости  или  упрямства.   В   этот   период,

ограниченный коротким промежутком времени,   личность  ребенка  претерпевает

резкие и  внезапные  изменения.  Ребенок  становится  трудновоспитуемым.  Он

проявляет  строптивость,  упрямство,  негативизм,  капризность,   своеволие.

Внутренние и внешние  конфликты часто сопровождают весь период.

             Еще  позже  был  изучен  кризис  13  лет,  который   описан  под

названием негативной фазы  возраста  полового   созревания.  Как  показывает

само название, негативное содержание периода выступает на первый план и  при

поверхностном наблюдении кажется исчерпывающим весь смысл  развития  в  этот

период. Падение успеваемости, снижение  работоспособности,  дисгармоничность

во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание  прежде  сложившейся

системы интересов,  негативный, протестующий  характер  поведения  позволяют

характеризовать этот период как стадию такой дезориентировки  во  внутренних

и внешних отношениях, когда человеческое «я» и мир  разделены  более,  чем  в

иные периоды.

          Сравнительно недавно было теоретически  осознано то положение,  что

хорошо изученный  с фактической стороны переход  от младенческого  возраста  к

раннему детству, совершающийся  около одного года жизни,  представляет  собой

в  сущности  тоже  критический  период  со  своими  отличительными  чертами,

знакомыми нам по общему описанию этой своеобразной формы  развития.

              Для   получения   законченной   цепи   критических   возрастов

предлагается включить в нее  в качестве  начального  звена  период  детского

развития, который  носит  название  новорожденности.  Этот  хорошо  изученный

период стоит особняком  в системе  других  возрастов  и  является   по  своей

природе  самым  ярким   и   несомненным   кризисом   в   развитии   ребенка.

Скачкообразная смена  условий развития в акте рождения,  когда  новорожденный

быстро попадает в совершенно новую среду, изменяет  весь  строй  его  жизни,

характеризует начальный  период внеутробного развития.

              Кризис новорожденности отделяет  эмбриональный период  развития

от   младенческого  возраста. Кризис одного  года  отделяет  младенчество  от

раннего детства. Кризис 3 лет- переход  от  раннего  детства  к  дошкольному

возрасту. Кризис 7 лет  является соединительным  звеном  между  дошкольным  и

школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает  с  переломом  развития

при переходе от школьного  к  пубертатному  возрасту.  Таким  образом,  перед

нами  раскрывается  закономерная  картина.  Критические  периоды  перемежают

стабильные и являются переломными, поворотными пунктами в  развитии,  лишний

раз  подтверждая,  что  развитие  ребенка  есть  диалектический  процесс,  в

котором переход  от одной ступени к другой совершается  не  эволюционным  ,  а

революционным путем.

              В переломные моменты развития  ребенок становится  относительно

трудновоспитуемым вследствие того,  что  изменение  педагогической  системы,

применяемой к ребенку,  не поспевает за быстрыми изменениями  его   личности.

Педагогика практических возрастов  наименее  разработана  в  практическом  и

теоретическом отношении.

         Детское развитие- это одна из  сложных форм жизни- с  необходимостью

включает в себя процессы свертывания и отмирания.   Возникновение  нового  в

развитии непременно означает отмирание старого. Переход  к  новому  возрасту

всегда ознаменован  закатом прежнего возраста. Процессы  обратного  развития,

отмирания  старого  и  сконцентрированы   по  преимуществу   в   критических

возрастах.  Но  было  бы  величайшим   заблуждением   полагать,   что   этим

исчерпываются  значение   критических   возрастов.   Развитие   никогда   не

прекращает свою созидательную работу, и в критические  периоды  мы  наблюдаем

конструктивные процессы развития. Более  того,   процессы  инволюции,  столь

ясно выраженные в этих возрастах, сами  подчинены  процессам  положительного

построения личности, находятся от них в прямой зависимости  и  составляют  с

ними  неразрывное  целое.  Разрушительная  работа  совершается  в  указанные

периоды в меру того, в меру  чего  это  вызывается  необходимостью  развития

свойств и черт личности.

           Позитивное значение кризиса  3 лет сказывается в  том,  что  здесь

возникают новые  характерные черты личности ребенка.  Установлено,  что  если

кризис в силу каких- либо причин протекает вяло  и  невыразительно,  то  это

приводит к  глубокой  задержке  в  развитии  аффективной  и  волевой  сторон

личности ребенка  в последующем возрасте.

           В отношении 7-летнего кризиса  всеми  исследователями  отмечалось,

что,  наряду с  негативными симптомами, в этом периоде  имеется  ряд  больших

достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется  его  отношение

к другим детям.

            При кризисе в 13 лет снижение  продуктивности  умственной  работы

учащегося  вызвано  тем,  что  здесь  происходит  изменение   установки   от

наглядности  и  дедукции.    Переход   к   высшей   форме   интеллектуальной

деятельности  сопровождается  временным  снижением  работоспособности.   Это

подтверждается и  на  остальных  негативных  симптомах  кризиса:  за  всяким

негативным симптомом  скрывается позитивное содержание,  состоящее  обычно  в

переходе к новой  высшей форме.

         Не вызывает  сомнений  наличие   позитивного  содержания  в   кризисе

одного года. Здесь  негативные симптомы очевидно и непосредственно  связаны  с

положительными приобретениями, которые делает ребенок, становясь  на  ноги  и

овладевая речью.

         То же самое может быть отнесено  и к кризису новорожденного.  В  это

время ребенок деградирует  вначале даже в отношениях физического  развития:  в

первые дни теряет значительно в  весе.  Приспособление к новой  форме  жизни

предъявляет  высокие  требования  к жизнеспособности ребенка. И тем не  менее

в этот период больше, чем в какой-либо из последующих  кризисов,  проступает

тот факт, что развитие есть процесс образования и возникновения  нового.  Все

с чем мы встречаемся  в первые  дни и недели   жизни  ребенка  есть  сплошные

новообразования. Отрицательные  симптомы, которые  характеризуют   негативное

содержание этого  периода, проистекают из  трудностей,  обусловленных  именно

новизной впервые  возникающей и в высшей степени  усложняющей формы жизни.

           Самое существенное содержание  развития  в  критические   возрасты

заключается  в  возникновении  новообразований,  которые,   как   показывает

конкретное исследование, в  высшей  степени  своеобразны  и  специфичны.  Их

главное отличие  от новообразований  стабильных  возрастов  в  том,  что  они

носят переходный характер. Это значит, что в последующем  они не  сохраняются

в том виде, в каком  возникают в критический период.  Они  отмирают,  как  бы

поглощаясь новообразованиями  следующего, стабильного возраста,  включаясь  в

их  состав  как   подчиненная   инстанция,   не   имеющая   самостоятельного

существования, растворяясь  и  трансформируясь  в  них  настолько,  что  без

специального и  глубокого анализа  часто  невозможно  открыть  наличие  этого

трансформированного  образования  критического   периода   в   приобретениях

последующего стабильного  возраста.  Как  таковые,  новообразования  кризисов

отмирают  вместе  с  наступлением   следующего   возраста,   но   продолжают

существовать в  латентном виде внутри его, не живя самостоятельной жизнью,  а

лишь участвуя в  подземном развитии, которое в  стабильные  возрасты  приводит

к скачкообразному  возникновению новообразований.

               Основным критерием деления   детского  развития  на  отдельные

возрасты в этой схеме  должны  служить  новообразования.  Последовательность

возрастных  периодов  должна  в  этой   схеме   определяться    чередованием

стабильных и  критических  периодов.  Сроки  стабильных  возрастов,  имеющих

более  менее  отчетливые  границы  начала  и  окончания,  правильнее   всего

определять, отмечая  кульминационные точки, или вершины, кризиса  и  принимая

за его начало ближайшие к этому сроку предшествующее  полугодие,  а  за  его

окончание- ближайшее  полугодие последующего возраста.

Стабильные возрасты, как установлено эмпирическим исследованием, имеют  ясно

выраженное двухчленное  строение  и  распадаются  на  две  стадии-  первую  и

вторую. Критические  возрасты имеют ясно выраженное  трехчленное  строение  и

складываются из трех  связанных  между  собой  литическими  переходами  фаз:

прелкритической, критической  и посткритической.

            Следует  отметить  существенные  отличия  этой  схемы   развития

ребенка от других схем, близких  к  ней  по  определению  основных  периодов

детского развития.  Новыми в данной  схеме,  помимо  применяемого  в  ней  в

качестве критерия принципа возрастных  новообразований,  являются  следующие

моменты:1)введение   в   схему   возрастной      периодизации    критических

возрастов;2) исключение из схемы перида  эмбрионального  развития   ребенка;

3) исключение периода  развития, называемого  обычно  юностью,  охватывающего

возраст после 17-18 лет, вплоть до наступления  окончательной  зрелости;  4)

Информация о работе Кризис13 лет