Коучинг как вид психологической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 02:19, реферат

Описание работы

Коучинг (от coach - индивидуальное тренерство, наставничество) - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви);

Работа содержит 1 файл

коучинг.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

    БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КСР:

    Коучинг как вид психологической  помощи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка 1 группы 3 курса

    Вергун  Татьяна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МИНСК, 2011

    Коучинг (от coach - индивидуальное тренерство, наставничество) - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви);

    «Коучинг» — это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор);

    «Коучинг» — это действие, имеющее цель достижения поставленных задач;

    «Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных  возможностях, составляющих его скрытый  потенциал;.

    «Профессиональный коучинг» — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

    Персональный коуч — это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели.

    Коуч  приглашается, в первую очередь, для  совместной работы над достижением  цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.

    Коучинг достигается при помощи:

    - четкого понимания, чего человек хочет от жизни и его умения расставлять приоритеты

    - умения превратить желания в  конкретные цели, которые реально  можно реализовать

    - умения эффективно планировать свои дела таким образом, чтобы поставленные цели достигались.

    Сферы применения коучинга:

  • - принятие важных решений и любые ситуации выбора (карьера, работа, семья, отдых и т.д.)
  • - карьерное консультирование
  • - повышение личной эффективности во всех без исключения областях
  • - выяснение (прояснение) профессиональных, личных и жизненных целей
  • - эффективное планирование (цели, задачи, время, приоритеты, технологии, ресурсы)
  • - поиск ресурсов, необходимых для осуществления задуманного
  • - анализ жизненных целей с позиции их соответствия внутренним, скрытым потребностям
  • - выявление наилучшей стратегии достижения поставленных целей.

    Стоит отметить, что и психотерапия и  коучинг занимаются разными сферами  индивидуального психологического пространства, и, часто бывает так, что одному и тому же клиенту по одним вопросам необходимо пройти личную терапию (людей без психологических проблем не бывает), а по другим - заняться коучингом - развивать себя и совершенствовать на пути к успеху и внутреннему удовлетворению.

    Направления коучинга

    В коучинге можно условно выделить три главных направления:

    1.Бизнес-коучинг

    Это совместная работа над достижением  профессиональных и личных целей  клиента в контексте его бизнеса  или организации. Целью в этом случае может являться как улучшение результатов и показателей бизнеса, так и карьерной самореализации человека.

    2.Персональный

    В данном случае рассматривается достижение цели в интересах человека как  личности.

    3.Корпоративный

    Достижение  поставленной цели или решение проблемы в интересах компании. В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава же получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. В результате внедрения корпоративного коучинга в компании возрастает прибыль. По данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг равна 5.3 к 1.

    Отличительные черты коучинга

    У коучинга есть существенные отличия от психотерапии, консультирования, тренинга.

    Психотерапия  – область теоретических знаний и совокупность практических методов  психологического воздействия на людей  с целью избавления их от психологического дискомфорта. Консультант – дает рекомендации, с ним совместно формируется образ желаемого результата,. Тренинг по сути своей представляет совокупность приемов, техник и прочего инструментария, которым на тренинге учат пользоваться. В отличие от этого, коучинг подразумевает не только устранение психологического дискомфорта у клиента, но коуч – консультант закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать – сам, без чьей бы то ни было помощи.

    Основное  отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.

    Основная  идея коучинга – человек сам знает, как решать свои задачи, ему нужно лишь немного помочь.

    Принципы  коучинга:

    • Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.
    • Каждый человек делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом. Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.
    • Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.
    • Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

    Задача  коуча при этом – помочь клиенту задействовать все его возможности и способности, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание. (Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи).

    Т.В. Гагин говорит о том, что «Человек сам знает, как ему нужно измениться, или что надо делать и прямо  сейчас, и вообще. Может быть он не понимает своего знания, но это знание у него есть». А у коуча есть опыт и квалификация Коуч поможет четче осознать цели и их важность, а так же возможные преграды, что мешают на пути.

    Значительная  часть времени общения с коучем будет посвящена осознанию –  какие есть преграды, почему до сих  пор клиент не получил желаемое. О каких преградах идет речь? Часто, чтобы достичь результатов, клиенту приходится «выходить из зоны собственного комфорта», где существует чёткая иерархия организационной структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.

    Не  смотря на отличия, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент.

    Этапы коучинга.

      Коучинг не имеет одного единственно  верного варианта реализации. Его  рамки определяют стремление  к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

      Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.

      В организационном коучинге успешно  применяются испытанные приёмы  современного менеджмента (метод  SMART , GROW, техники постановки целей).

    Его ключевые задачи - это:

     1. Определение задач и цилей  (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

     2. Исследование текущей ситуации:(определение  имеющихся ресурсов и ограничений)

      коуч: старается понять текущую  ситуацию (проблему) задавая вопросы  и активно слушая;

    сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение  к ней совместно с коучем.

     3. Определение внутренних и внешних  препятствий на пути к результату:

    коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему  в осознании и исследовании препятствий;

    сотрудник: исследует свои внутренние и внешние  препятствия.

     4. Выработка и анализ возможностей  для преодоления препятствий:

    коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к  поиску решений и преодолению  ограничений;

    сотрудник: исследует возможности для преодоления  препятствий.

     5. Выбор конкретного варианта  действий и составление плана:

    коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

    сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

      Коуч и сотрудник договариваются  о том, что конкретно должно  быть сделано к следующей встрече  (определенному сроку).

      Итогом всей работы является  бизнес-план и конкретные намеченные  шаги с установленными сроками  их достижения.

    Наиболее  распространенным направлением является личностный коучинг, подразумевающий под собой решение проблем и задач в сфере личной жизни человека.

    Личный  коучинг получил развитие из трех источников:

     1. Вспомогательные профессии, такие как психотерапия и консультирование;

     2. Консалтинг и организационное  развитие;

     3. Тренинги личностного роста,  такие как EST, LifeSpring, LandMark Forum, Tony Robbins, и другие. 

    Общая характеристика коучинга как технологии.

  • Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.
  • Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.
  • Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точек зрения. Ему предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные. Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения и убеждения.

Информация о работе Коучинг как вид психологической помощи