Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 02:19, реферат
Коучинг (от coach - индивидуальное тренерство, наставничество) - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви);
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ
КСР:
Коучинг
как вид психологической
помощи
Выполнила студентка 1 группы 3 курса
Вергун
Татьяна
МИНСК, 2011
Коучинг (от coach - индивидуальное тренерство, наставничество) - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви);
«Коучинг» — это управленческое поведение, альтернативное командно-контролирующему (Джон Уитмор);
«Коучинг» — это действие, имеющее цель достижения поставленных задач;
«Коучинг» — возрастающий процесс, в ходе которого человек узнает о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал;.
«Профессиональный коучинг» — это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Персональный коуч — это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели.
Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.
Коучинг достигается при помощи:
- четкого понимания, чего человек хочет от жизни и его умения расставлять приоритеты
- умения превратить желания в конкретные цели, которые реально можно реализовать
- умения эффективно планировать свои дела таким образом, чтобы поставленные цели достигались.
Сферы применения коучинга:
Стоит
отметить, что и психотерапия и
коучинг занимаются разными сферами
индивидуального
Направления коучинга
В коучинге можно условно выделить три главных направления:
1.Бизнес-коучинг
Это
совместная работа над достижением
профессиональных и личных целей
клиента в контексте его
2.Персональный
В данном случае рассматривается достижение цели в интересах человека как личности.
3.Корпоративный
Достижение поставленной цели или решение проблемы в интересах компании. В результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. Глава же получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. В результате внедрения корпоративного коучинга в компании возрастает прибыль. По данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг равна 5.3 к 1.
Отличительные черты коучинга
У коучинга есть существенные отличия от психотерапии, консультирования, тренинга.
Психотерапия – область теоретических знаний и совокупность практических методов психологического воздействия на людей с целью избавления их от психологического дискомфорта. Консультант – дает рекомендации, с ним совместно формируется образ желаемого результата,. Тренинг по сути своей представляет совокупность приемов, техник и прочего инструментария, которым на тренинге учат пользоваться. В отличие от этого, коучинг подразумевает не только устранение психологического дискомфорта у клиента, но коуч – консультант закончит свою работу только когда будет гарантия, что дискомфорт ушел навсегда, а клиент научился его предупреждать – сам, без чьей бы то ни было помощи.
Основное отличие коучинга от других методов консультирования, обучения, и, в том числе, менеджмента состоит в том, что коуч не дает клиенту готовых решений и ответов, не указывает, что и как надо делать, а помогает ему найти наилучшее решение самостоятельно.
Основная идея коучинга – человек сам знает, как решать свои задачи, ему нужно лишь немного помочь.
Принципы коучинга:
Задача коуча при этом – помочь клиенту задействовать все его возможности и способности, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание. (Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи).
Т.В. Гагин говорит о том, что «Человек сам знает, как ему нужно измениться, или что надо делать и прямо сейчас, и вообще. Может быть он не понимает своего знания, но это знание у него есть». А у коуча есть опыт и квалификация Коуч поможет четче осознать цели и их важность, а так же возможные преграды, что мешают на пути.
Значительная часть времени общения с коучем будет посвящена осознанию – какие есть преграды, почему до сих пор клиент не получил желаемое. О каких преградах идет речь? Часто, чтобы достичь результатов, клиенту приходится «выходить из зоны собственного комфорта», где существует чёткая иерархия организационной структуры и календарный план работ. Это невозможно сравнить с «предложениями и готовыми решениями» консультанта или «натаскиванием» на тренинге. Хотя тренинг и консалтинг в свое время нужны и даже необходимы компании, но они подразумевают несколько иную, меньшую «глубину погружения» и личной вовлеченности сотрудников в процесс изменения себя и своей деятельности в компании и в жизни. Кроме того, результаты тренинга, коучинга и консалтинга лежат в разных плоскостях: профессиональных навыков, функций и творчества. Именно творчеством и занимаются коуч и клиент.
Не смотря на отличия, коучинг ни в коем случае нельзя противопоставлять психотерапии, консалтингу, тренингу, проверенным временем стилям менеджмента. Все присутствует во всем. Как коучинг есть в работе менеджера, психотерапевта, консультанта, бизнес-тренера, так и в коучинге присутствуют элементы, техники разных направлений, течений, вариантов управления людьми, обучения, консультирования, коррекции. Отличия лишь в структуре работы, ее форме и последовательности, направляющих акцентах. Коучинг, это не самостоятельная дисциплина, это всего лишь метод консультирования, стиль менеджмента. Поэтому может быть коуч-психотерапия, коуч-консультирование, коуч-тренинг, коуч-менеджмент.
Этапы коучинга.
Коучинг не имеет одного
Его основным инструментом
В организационном коучинге
Его ключевые задачи - это:
1. Определение задач и цилей
(расстановка целевых
2. Исследование текущей ситуации:
коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;
сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.
3. Определение внутренних и
коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;
сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.
4. Выработка и анализ
коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;
сотрудник:
исследует возможности для
5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:
коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;
сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.
Коуч и сотрудник
Итогом всей работы является
бизнес-план и конкретные
Наиболее распространенным направлением является личностный коучинг, подразумевающий под собой решение проблем и задач в сфере личной жизни человека.
Личный коучинг получил развитие из трех источников:
1. Вспомогательные профессии, такие как психотерапия и консультирование;
2. Консалтинг и организационное развитие;
3. Тренинги личностного роста,
такие как EST, LifeSpring, LandMark Forum, Tony Robbins,
и другие.
Общая характеристика коучинга как технологии.