Коррекция внимания и недостаточной саморегуляции дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Повышение навыков саморегуляции и стабилизации произвольного внимания у детей с недостаточно сформированными функциями саморегуляции и низкой сформированностью произвольного внимания.

Работа содержит 1 файл

программа.doc

— 94.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Федеральное  государственное бюджетное

Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет

«МИФИ»

Саровский физико-технический институт - филиал НИЯУ МИФИ

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

 

«КОРРЕКЦИЯ ВНИМАНИЯ И НЕДОСТАТОЧНОЙ

САМОРЕГУЛЯЦИИ ДОШКОЛЬНИКА»

Коррекционно-развивающая программа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Автор работы: Тришина В.В.

                                                                                 студентка ГФ группы СПП-38В

                                                                                Научный руководитель:

                                                                                 преподаватель кафедры

                                                                                 психологии и педагогики

                                                                                  Бутенина О.Э.

 

 

 

Саров-2010

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Проблема готовности ребенка к началу школьного обучения  рассматривалась в течение последнего десятилетия  практически всеми авторами, работающими в «детстве».

         Позиция большинства авторов  сходятся в следующем: основной причиной так называемой неготовности ребенка к школе является «низкий уровень функциональной готовности (так называемая «школьная незрелость»), т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно психических функций задачам школьного обучения.

         Одним из проявлений такой незрелости является так же  низкий уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблемы произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения.

        Для таких детей, не отвечающих требованиям готовности, необходимо  комплексное сопровождение в образовательной среде, основываясь на программы по коррекции и развитию.

       Необходимость реализации данной программы в муниципальном дошкольном учреждении № 56 «Детский мир» г. Саров обусловлено:  ежегодным  увеличением количества воспитанников в  старших и подготовительных группах  с недостаточно сформированными функциями саморегуляции, а так же с низкой сформированностью произвольного внимания. Так, в соответствии со статистикой МДОУ, 2006 году такие дети составляли 3% от общего количества  старших дошкольников, в 2007 году – 4,5%, в 2008 году – 7%, в 2009 году 7%. Это подтверждает  необходимость  создания  более усовершенствованной коррекционно-развивающей программы.

       Проводимые эпизодические  коррекционные мероприятия на основании имеющихся программ, а так же работа с воспитателями и родителями оказались недостаточными и не привели к ожидаемым результатам, поэтому возникла необходимость разработки системной комплексной коррекционно-развивающей программы, которая бы учитывала все ранее неохваченные аспекты работы в данном направлении.

 

ЦЕЛЬ

        Создать условия для повышения навыков саморегуляции и стабилизации произвольного внимания у детей с недостаточно сформированными  функциями саморегуляции и низкой сформированностью произвольного внимания.

 

ЗАДАЧИ

Коррекционные задачи

1. Научить контролировать свое эмоциональное состояние.

2. Сформировать навыки саморегуляции.

3. Сформировать навыки общения со сверстниками и со взрослыми.

4. Научить контролировать поведение в различных сложных эмоциональных ситуациях.

5. Способствовать преодолению недостаточного внимания.

6. Преодолеть повышенную отвлекаемость

7. Преодолеть недостатки концентрации внимания.

8. Учить сдерживать эмоции или выражать их в социально-приемлемой форме.

Развивающие задачи

1. Сформировать навыки произвольного внимания (концентрация, переключение).

2. Способствовать формированию адекватной самооценки, ее гармонизации.

3. Формировать рефлексию личностных качеств.

4. Развивать и закреплять коммуникативные навыки.

5. Оптимизировать детско-родительские отношения.

6. Обучить способам приемлемого выражения  эмоций.

7. Расширить интересы ребенка к конкретным видам деятельности.

Профилактические задачи

1. Профилактика школьной неуспешности.

2. Предупреждение школьной дезадаптации.

II СОДЕРЖАНИЕ

Адресат: воспитанники подготовительной группы (7-ой год жизни) муниципального дошкольного образовательного учреждений №  56 «Детский мир».

Форма работы смешанная.

Группа формируется по следующим принципам:

2 воспитанника  с гиперактивностью и несформированностью произвольного внимания (Слава П., Гриша М),

4 воспитанника с мышечной зажатостью (Маша К., Артем Т, Катя М, Сеня У),

4 воспитанника (психологически благополучные) для эмоционального сопровождения.

Кроме того, предполагается индивидуальная работа со Славой П. и Гришей М. в виде индивидуальных занятий.

Длительность: сентябрь 2010 года – май 2011 года.

Интенсивность: индивидуальная работа – 1 раз в неделю,

                             групповая работа – 2 раза в неделю.

Методы работы:

1. Педагогические методы: словесные методы (творческий рассказ, беседа), практический метод (упражнения), демонстрация.

2. Психологические методы: игровая терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, песочная терапия, релаксация, жетонный метод, наблюдение,

Блоки

Целью  педагогического блока  является оказание помощи педагогам и родителям в подготовке детей к школе. Педагогический блок реализуются в ходе проведения педагогом-психологом:

- с воспитателями: консультации «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни», «Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению»,  семинара практикума «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»;

- с родителями  консультаций на темы: «Психологическое развитие детей 6-7 лет», «Особенности внимание детей дошкольного возраста»;

- разработки памяток для беседы с детьми;

- оформления стендовой информации: «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников», «Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

Целью психологического блока является повышение уровня готовности воспитанников к школе. Психологический блок реализуется через систему коррекционных  занятий.

Контроль динамики

Промежуточная диагностика в апреле 2012 года, включающая:

- наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности и на занятиях.

- беседа с родителями,

- беседа с воспитателями,

- анализ усвоения учебного материала (в соответствии с программой детского сада),

- использование методики WTA (готовность детей к школе).

Оборудование

Емкость с песком,  лейки, набор миниатюрных фигурок, бумага, магнитофон, мяч, счетные палочки, цветные ленты, вода, кукла, кукла-дергунчик, пальчиковый театр «Теремок», деревянный конструктор, цветная бумага, цветной картон; на каждого ребенка: ножницы, совки, формочки, краски, карандаши, пластилин.

 

 

 

III ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Цели

Содержание занятия

1.

Вводное

«Развитие эмоцио-нальной сферы»

(групповое)

1

Познакомиться с детьми, формировать у них позитивное отношение к своему  «Я», отработать  позитивные взаимодействия друг с другом, учить выполнять задания по инструкции взрослого, учить снимать психоэмоциональное напряжение.

 

- упражнение «Мое имя»,

- упражнение «Угадай кого не стало»,

- упражнение «Узнай по голосу»,

- беседа «Правила поведения в группе»,

- игра «Трутень и пчелы»

- игра «Волшебная звезда».

2.

«Путешествие на волшебную поляну (песочная терапия)» (групповое)

1

Развивать наблюдательность, увеличивать объем внимания; создать атмосферу группового доверия и принятия; формировать навыки позитивной коммуникации; продолжать учить снимать психоэмо-циональное напряжение.

- игра «Путешествие на волшебную поляну»,

- изотерапия «Песочная страна»,

- игра «Что изменилось?»,

- упражнение «Как найти куклу?»,

- игра «карлики и великаны»,

- релаксационное упражнение «Танец рук».

 

3.

«Я дарю тебе радость»

(индивидуальное)

1

Развивать устойчивость внимания; развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредствам мимики; жестов; расширять представления об эмоциях   и связанных с ними физических состояниях, учить снимать психо-мышечное  напряжение.

- игра «Будь внимательным»,

- релаксационное упражнение

«Солнечный зайчик»,

- этюд «Слон»,

- упражнение «Запрещенное движение».

- упражнение «Лабиринты».

 

4.

«Зоркий глаз»

(групповое)

1

Развивать произвольность внимания;  развивать  мышечно-зрительную координацию; развивать умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами; развивать умения заботиться о других; воспитывать добрые чувства; отрабатывать позитивное взаимодействие детей друг с другом.

- упражнение «Давай поздороваемся»,

- игра «Что к чему подходит»,

- упражнение «Обведи букву»,

- игра «Повторишка»,

- игра «Повтори движение»,

- рисование «Планета «Солнышек».

5.

«Нежность»

(групповое)

1

Продолжать развивать произвольность внимания; тренировать волевые качества (умения терпеть, ждать, слушать); активизировать позитивные черты ребенка, восприимчивость к окружающему миру; активизировать творческое мышление, воображение и фантазию; развивать умение регулировать поведение в коллективе; обучать приемам снятия телесного напряжения.

- упражнение «Фея нежности»,

- упражнение «Теплышки»,

- упражнение «Зачеркни рисунок»,

- упражнение «Прикосновение»,

- игра «Найди геометрические фигуры, спрятанные на картинке»,

- игра «Земля, вода, огонь»,

- релаксационное упражнение «Водопад».

6.

«Смешной рисунок»

(индивидуальное)

1

Развивать устойчивость и объем внимания, повышать произвольность запоминания и объем памяти, закрепить знание об основных эмоциях; способствовать осознанию своих эмоций; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам регуляции и саморегуляции.

- упражнение «Лабиринты»,

- игра «Узнавайка»,

- упражнение «Смешной рисунок»,

- задание: «Прослушай стихотворение

А. Кардашова.

Вопросы после прочтения:

1. Что было в магазине.

2. Сколько было мячей.

3. Какого цвета были мячи»,

- упражнение «Что лишнее?».

7.

«Коробочка добрых дел»

(групповое)

1

Продолжать развивать устойчивость внимания; расширять представления детей о нравственных качествах; формировать позитивный  образ своего «Я»; вызывать желание слушать собеседника; развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.

- беседа «Кого можно назвать хорошим?»,

- игра «Коробочка добрых дел»,

- игра «Спасибо, пожалуйста»,

- упражнение «Найди пять отличий»,

- игра «Белый, черный не бери, да и нет, не говори»,

- игра «Зайки меняются местами».

8.

«Перепу-танные картинки»

(групповое)

1

Развивать воображение; развивать умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями; способствовать формированию  нового опыта взаимоотношений в процессе занятия;

развивать концентрацию внимания.

- упражнение «Фея нежности»,

- этюд «Поссорились и помирились»,

-«Мирная считалка»,

- «Логические задачи»,

- задание на нахождение сходства и различий в картинках,

- игра «Хвост – голова, голова - хвост»,

- релаксационное упражнение «Путешествие на облаке».

9.

«Фея правды»

(индивидуальное)

1

Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов;  развивать выразительность жестов; развивать новый тип мышления, развивать умение быстро переключать внимание.

- упражнение «Запретные движения»,

- упражнение «Верю – не верю»,

- игра «Найди по описанию»,

- игра «Запретные слова»,

- игра-танец «Танец снежинок»,

- релаксационное упражнение «Чудесный сон котенка».

10.

«Веселый мяч»

(групповое)

1

Развивать  концентрацию внимания, словестно-логическое мышление; повышать самооценку: продолжать развивать умение быстро переключать внимание; учить распределять внимание; обучать приемам регуляции и саморегуляции.

- д/ игра «Арифметический мяч» (Ю. Гурин),

- «Зооребусы»,

- игра «Закодируй рассказ»,

- д/игра «Спичечный узор»,

- упражнение «Шепот»,

- игра «Путаница»,

-релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

 

 

11.

«Все вместе»

(групповое)

1

Развивать межполушарное взаимодействие, координацию; способствовать переключению внимания с помощью словесной инструкции, проработать мотив взаимопомощи и ответственности; формировать мотивацию деятельности и активных личностных установок, связанных с развитием нравственных качеств; актуализировать стремления совершать добрые поступки; развивать умения заботиться о других.

- д/игра «Все вместе» (И.В.Дубровина),

- упражнение «Делай движение после слова «Осень»,

- д/игра «Пуговичная поляна»,

- игра «Я и Ты»,

- упражнение «Помоги кукле»,

- игра «Посмотри и назови признаки предмета».

-

12.

«Путешест-вие с Мишуткой»

(индиви-дуальное)

1

Развивать логическое мышление, зрительную и тактильную память, внимание; увеличивать объем внимания; повторить приемы снятия эмоционального и мышечного напряжения.

- д/игра «Как добраться до цели?»,

- упражнение «Запомни ритм».

- д/игра «Лишнее зернышко»,

- игра «Пол, нос, потолок»,

- упражнение «Найди всех ежей»,

- упражнение «Шифровка»,

- упражнение «Воздушные шарики».

13.

Заключи-тельное

«Подарки для Феи»

(групповое)

1

Закрепить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях; закрепить навыки  взаимодействия со сверстниками; закрепит умение переключать внимание, удерживать во внимании несколько объектов, концентрировать внимание на задании.

- упражнение «Добрые волшебники»,

- упражнение «Найди слово и запиши его в таблицу»,

- д/игра «Найди парочку»,

- упражнение «Добрые тучки»,

- игра «Минутка шалости»,

- игра  «Я положил в мешок…»,

- завершающее упражнение «Подарки для феи».

 

IV СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая для составления данной программы

1. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников. Журнал «Психолог в детском саду» №3/2003.

2. Дьяченко О.М. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /под ред. Т.В. Лаврентьевой - М.: Новая школа, 1996.

3. Капская А., Мирончик Т. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников Речь 2008,

4. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий)/авт.-сост. С.В. Лесина. – Волгоград: Учитель, 2005.

5. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Серия: Детская психология и психотерапия. Издательство: Речь, 2006 г.

6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. Издательство: Речь, 2006.

7.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.

 

Литература для родителей и педагогов

1.. Гиппенрейтер Ю.Б  Общаться с ребенком как? Изд-во Сфера, 2005 .

2. Гиппенрейтер Ю.Б Продолжаем общаться с ребенком так? Издательство: АСТ. Апрель, 2008.

3. Соколова Ю. Тесты на интеллектуальное развитие ребенка 6-7 лет. Издательство Эксмо, 2005.

 

V ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Воспитателям

1) При организации общения стараться обращаться к ребенку по имени, занимать позицию на уровне глаз ребенка, использовать тактильное прикосновение.

2) Давать ребенку посильные поручения, которые он может сделать сам или с минимальной помощью взрослого.

3) Организуя общение с детьми, стремиться понять их настроение, расспрашивать и отражать их переживания и эмоции.

4) В процессе общения с ребенком необходимо чаще улыбаться, быть доброжелательным. 

5) Стараться применять такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.

6) Выбирать правильную тактику поведения в общении с детьми (в зависимости от ситуации), разрешая конфликтную ситуацию (компромисс, уступка).

7) В план включить индивидуальные занятие с использованием д/игр на развитие внимания.

8) Устранить пробелы в знаниях (в соответствии с программой).

 

Родителям

1) Выделяйте, хотя бы несколько минут вечером для совместной игры с ребенком.

2) Чаще хвалите своего ребенка, даже за самое малое.

Информация о работе Коррекция внимания и недостаточной саморегуляции дошкольника