Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:34, курсовая работа
Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний
2. Изучить причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Введение………………………………………………………………………..с.4
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….с.6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….с.6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………с.8
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….с.12
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….с.15
2.1. Организация исследования …………………………………………...….с.15
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..с.17
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..с.18
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..с.19
Выводы.……………………………………………………………………..…с.22
Заключение........................................................................................................с.23
Список литературы………………………………..……………………..…..с.24
Высокий уровень тревожности - индекс тревожности выше 50%
Средний уровень тревожности - индекс тревожности от 20 до 50 %
Низкий уровень тревожности - индекс тревожности от 0 до 20%
Таким образом: из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено, 0 человек с высоким уровнем тревожности, 7 человек – это 46,2%, со средним уровнем тревожности; 8 человек – это 52,8%, с низким уровнем тревожности.
Распределение дошкольников по уровню тревожности (%) до и после проведения коррекционной работы.
15 человек = 100%
До коррекции |
После коррекции | |
Высокий уровень |
1 чел. = 6,6% |
0 |
Средний уровень |
9чел. = 59,4% |
7чел. = 46,2% |
Низкий уровень |
5чел. = 33,0% |
8чел. = 52,8% |
Распределение дошкольников по уровню тревожности в виде диаграммы
Рис.1 До проведения коррекционной Рис.2 После проведения кор-
работы
Таким образом, используя метод сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности, препятствующего нормальному личностному развитию дошкольников.
Выводы по второй главе
Проведенное исследование позволяет говорить о возможности
коррекции уровня тревожности в старшем дошкольном возрасте выбранным методом. Кроме количественного показателя уровня тревожности, существуют изменения в качественной характеристике. Дети стали проявлять меньше беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках, ответе на занятиях в группе и т. д. Изменились и межличностные отношения со взрослыми и сверстниками. Дети стали меньше проявлять в играх робость и нерешительность, полученные навыки установления контактов с другими детьми позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников. Родители также отметили улучшения в состоянии детей.
Выводы
1. По полученным в ходе исследования результатам, мы видим, что в процессе проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась:
- дети с высоким уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 1 человек (6,7%), после проведения 0
- дети со среднем уровнем тревожности до проведения коррекционной работы 9 человек (60,0%), после проведения 7 человек (46,7%)
- дети с низким уровнем тревожности 5 человек (33,3%),после проведения 8 человек (53,3%)
2. Полученные данные позволяют нам говорить об эффективности сказкотерапии для коррекции высокого уровня тревожности детей дошкольного возраста.
3. Проведенная методика
улучшила межличностные
Заключение
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд других факторов - вот на мой взгляд причины появления у современных дошкольников повышенной тревожности и страхов. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и тревоги, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике порой бывает нелегко понять: страдает ребенок, какими либо отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.
В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – снизить уровень тревожности старших дошкольников, путем проведения сказкотерапии, а так же были решены все поставленные задачи исследования.
Таким образом, необходимо выделить следующие основные параметры в работе с детской тревожностью:
- Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от тревожности, воспитателям необходимо также знать, что такое тревожность, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как это можно предупредить.
- Педагогам и родителям решившим помочь детям избавиться от детской тревожности, необходимо использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик. И как было доказано, сказка терапия в этом случаи является самым безопасным и интересным методом коррекции.
- Коррекция детской тревожности помимо сказкотерапии может, осуществляется посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.
- Профилактика тревожности состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.
Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только, таким образом, вам удастся воспитать не закомплексованного, уверенного в себе человека. [18, с.20]
Список литературы:
1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с.
2. Вард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002. - 78с.
3. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. -176с.
4. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. - 224с.
5. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000г.
6. Изард К.Е. Эмоции человека – М., 1980.
7. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.
8. Кочубей Б., Новикова Е."Ярлыки для тревожности" // Журнал "Семья и школа" № 9, 1988.
9. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М., 195c.
10. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985.
11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с.
12. Практическая психология: Учебно-методическое пособие. / Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. Журн. "Адукацыя i выхаванне", 1997. - 212с.
13. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.
14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529с.
15. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. - №4
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. - 332с.
17. Фрейд З. психология бессознательного. - М.; 1989. – 104с.
18. Шишова Т. Страхи - это серьёзно - М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.
19. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю.Лукоянова. - М.: Знание, 1981 - 192с.
20. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1987. - 264с.
21. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. - №4 – 16с.
22. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. - М: Канон, 1997.
23. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.
Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии