Коррекция тревожности методом сказкотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний
2. Изучить причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………………..с.4
Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии …………………………………………………...….с.6
1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической литературе…….….с.6
1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………с.8
1.3. Метод сказкотерапии в коррекции тревожных состояний в дошкольном возрасте ……………………………………………………………………..….с.12
Глава 2. Исследование коррекционных возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….с.15
2.1. Организация исследования …………………………………………...….с.15
2.2. Анализ результатов первичной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..с.17
2.3. Анализ проведения коррекционной программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..с.18
2.4. Анализ результатов повторной диагностики тревожности дошкольников …………………………………………………………………………………..с.19
Выводы.……………………………………………………………………..…с.22
Заключение........................................................................................................с.23
Список литературы………………………………..……………………..…..с.24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа сказка терапя.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

 



Введение………………………………………………………………………..с.4

Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности  методом сказкотерапии …………………………………………………...….с.6

1.1. Понятие тревожности в психолого-педагогической  литературе…….….с.6

1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………с.8

1.3. Метод сказкотерапии в коррекции  тревожных состояний в дошкольном  возрасте ……………………………………………………………………..….с.12

Глава 2. Исследование коррекционных  возможностей сказкотерапии в работе с тревожным состоянием дошкольников……………………...….с.15

2.1. Организация исследования …………………………………………...….с.15

2.2. Анализ результатов первичной  диагностики тревожности дошкольников  …………………………………………………………………………………..с.17

2.3. Анализ проведения коррекционной  программы с использованием сказкотерапии…………………………………………………………………..с.18

2.4. Анализ результатов повторной  диагностики тревожности дошкольников  …………………………………………………………………………………..с.19

Выводы.……………………………………………………………………..…с.22

Заключение........................................................................................................с.23

Список литературы………………………………..……………………..…..с.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наши дети, это самая  чувствительная часть социума и  они наиболее подвержены разнообразным  отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Тема моей работы выбрана  не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе - проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Коррекция детской тревожности  может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидидуально-групповых  занятий, улучшения детско-родительских отношений и методом сказкотерапии.

На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.

Сказкотерапия самый  древний в человеческой цивилизации  метод практической психологии и  один из самых молодых методов  в современной научной практике.

Методика сказкотерапии  привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.

Цель: исследование метода сказкотерапии в коррекции тревожного состояния детей дошкольного возраста.

Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: коррекционные возможности метода сказкотерапии в работе с тревожным состоянием детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: предполагается, что проведение сказкотерапии, способствуют в дальнейшем снижению тревожности в поведении детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:  
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожных состояний

2. Изучить  причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

3. Разработать программу исследования

4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы

Для решения поставленных задач выбраны следующие методики:

1. Анализ справочной психолого-педагогической литературы

2. Проведение исследования, с помощью:

 - метода теста, тест для определения уровня тревожности у дошкольников (авторы: Р.Тэммпл, М.Дорки, В.Амен)

- метода наблюдения

- проведение беседы  с родителями

3. Коррекционная работа путем проведения сказкотерапии

4. Количественная и качественная обработка результатов

5. Сравнительный анализ полученных данных

В исследовании принимали  участие 15 детей старшего дошкольного возраста и их родители. Из них мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы в коррекции тревожности методом сказкотерапии

1.1. Понятие тревожность  в психолого-педагогической литературе

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих  в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «тревожность», «тревога». В русском языке это разные слова, и следует отличать тревогу от тревожности. «Если тревога – это проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность, является устойчивым состоянием». [7, c.16]

По мнению Р.С. Немова, тревожность  определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного  беспокойства, испытывать страх и  тревогу в специфических социальных ситуациях. [11, c.61]

В.В. Давыдов трактует тревожность, как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают. [21, c.4]

 Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как: психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.  
          Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это - проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности.

Е. Савина, доцент кафедры психологии Орловского Государственного Педагогического  Университета, считает, что «тревожность определяется, как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания не благополучия со стороны окружающих». [15, c.11]

Тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы в этом случае говорим о проявлении страха.

Когда речь заходит о тревожности  и страхе, то разные авторы указывают  на разные критерии их различия. Есть наиболее известные описания в психологической литературе, позволяющие размежевать эти понятия.

Принято считать, что проблема тревожности, как проблема собственно психологическая, была впервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах 3. Фрейда. При этом необходимо отметить, что взгляды Фрейда во многом близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Кьеркегора (эту близость подчеркивают многие исследователи, в частности известный отечественный знаток фрейдизма В.М. Лейбин, хотя сам Фрейд избегал указаний на философские источники своих идей и вообще старался дистанцироваться от философствования).

Эта близость особенно интересна в  понимании тревоги и страха. И  Кьеркегор, и Фрейд признавали необходимость  разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную опасность, тогда как тревожность - реакция на опасность, не известную и не определяемую.

Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга  «Торможение. Симптом. Тревожность», которая  уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский  язык под названием «Страх». [17, c.91]

Учёный Изард К.Е. объясняет различие терминов «страх» и «тревога»  таким образом: « тревога - это  комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них». [6, c.10]

Большую популярность приобрела концепция  явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху. [21, c.11]

Продуктивными для понимания этой проблемы являются идеи А.И. Божович  об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием  подлинной тревожности выступает  ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере. [1, c.231]

В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.

 Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.  
          Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.

У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.  
          После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделять понятия «тревожность», «тревога» и «страх».

Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Другими словами, тревога - состояние некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность - это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность.

 В некоторых исследованиях  страх рассматривается как фундаментальная  эмоция, а тревожность - как формирующееся  на его основе, часто в комбинации  с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное  образование.

 

1.2. Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок  хорошо усваивает язык чувства - принятые в обществе формы выражения тончайших  оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д. Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Поведение ребенка и выражение им чувств – вот для нас важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает нам, эмоциональный фон.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. [9, c.105]

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожность, как свойство личности во многом обуславливает поведение  субъекта. Существует определенный уровень  тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. [14, с. 29]

Информация о работе Коррекция тревожности методом сказкотерапии