Коррекция агрессии у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной коррекционно – развивающей программы будет – преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.
Задачами являются следующие положения:
Сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;
Усвоение детьми моральных норм и правил;
Обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;

Работа содержит 1 файл

программа коррекции агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Ход игры: дети шагают под «Марш». Затем на слово «зайчики», произнесенное психологом, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться назад, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «аист» - стоять на одной ноге.

     Продолжительность – 2-3 мин.

     Упражнение 3

     «А  я…»

     Упражнение 4

     «Передай  настроение»

     Цель: Закрепить внимание на сверстнике, развитие способности понимать эмоциональное  состояние другого человека и  умения адекватно выражать свое.

     Ход упражнения: Дети, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый – ведущий «будит» своего соседа и передает ему свое настроение (грустное, веселое, тоскливое и др.). Это настроение ребенок показывает следующему, и так – по кругу. Дети, передав настроение по кругу, обсуждают, что загадал ведущий. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, психолог ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

     Продолжительность – 10-13 мин.

     Упражнение 5

     «Головомяч»

     Цель: Развивать навыки сотрудничества в  парах, научить детей доверять друг другу.

     Ход упражнения: Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы  ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате".

     Продолжительность- 3-4 мин.

     Упражнение 6

     «Что  такое быть злюкой?»

     Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление  положительной черты характера (миролюбия).

     Ход беседы: Цель осуществляется через  следующие вопросы. К ребенку  – играющему: Бывает ли у тебя в жизни, что ты то «Злюка», то «Добряка»? кем ты бываешь чаще? В роли кого тебе было удобнее играть? Что ты испытывал, когда был перед всеми «Злюкой»? Что ты испытывал, когда был «Добрякой»? Вопросы к другим детям: Кто вам понравился больше? Почему?

     Продолжительность – 4-5 мин. 

     Занятие №6.

     Упражнение 1

     «Здоровалки»

     Упражнение 2

     «Спящий кот»

     Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный климат для  работы группы, сплотить детей.

     Ход игры: Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети – мыши – тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз.

     Продолжительность – 3-4 мин.

     Упражнение 3

     «А  я…»

     Упражнение 4

     «Аэробус»

     Цель: Научить детей согласованно действовать  в небольшой группе, показать, что  взаимное доброжелательное отношение  товарищей дает уверенность и  спокойствие.

     Ход упражнения: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».

     Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

     Продолжительность – 3-4 мин.

     Упражнение 6

       «Чувствуем вслух»

     Цель: Вербализация чувств, их осознание  и закрепление.

     Ход беседы: дети отвечают по кругу, что  им понравилось и не понравилось  на занятии, почему? Дополнительно задается вопрос детям, которые были аэробусами о том, легко ли им было «летать», закрыть глаза, почему, как они думают.

     Продолжительность – 5-7 мин.

     Упражнение 7

     «Спать  хочется»

     Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

     Ход упражнения: ребенок попросил родителей, чтобы ему разрешили встретить со взрослыми Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает. Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

     Продолжительность – 2-3 мин.

     Упражнение 8

     «Фея (волшебник) сна»

     Цель: Поощрения выделившегося участника  группы, плавное завершение занятия.

     Ход упражнения: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея (мальчик – волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой,… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

     Продолжительность – 1-2мин. 

 

     Рекомендации  родителям

  1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
  2. Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
  3. Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
  4. Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.
  5. Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.
  6. Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.
  7. Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.
  8. Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.
  9. Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.
  10. Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).

     Рекомендации  педагогам:

  1. Не проявляйте грубости в присутствии детей.
  2. Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.
  3. Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.
  4. Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.
  5. В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.
  6. Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».
  7. Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).
  8. Если имеется видеомагнитофон – показывайте отечественные мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды.
  9. Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).
  10. Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.

Информация о работе Коррекция агрессии у дошкольников