Коррекция агрессии у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной коррекционно – развивающей программы будет – преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.
Задачами являются следующие положения:
Сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;
Усвоение детьми моральных норм и правил;
Обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;

Работа содержит 1 файл

программа коррекции агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     Закусова  С.П. «Коррекция агрессивного поведения в среднем  и старшем дошкольном возрасте»

     Целью данной коррекционно – развивающей программы будет – преодоление агрессивного поведения у средних и старших дошкольников.

     Задачами  являются следующие положения:

    1. Сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;
    2. Усвоение детьми моральных норм и правил;
    3. Обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;
    4. Обучить детей эффективным способам общения.

     Настоящая коррекционно – развивающая программа  имеет следующие блоки.

     Диагностический блок.

     Цель: выявить признаки агрессивного поведения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

     Методы: методика «Изучение эмоционально–обусловленного поведения дошкольников».

     Установочный  блок.

     Цель: просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы, с их детьми; установление контакта с самими агрессивными детьми, заинтересовать детей.

     Методы: беседа с родителями; частое общение с детьми до проведения психокоррекционной работы; беседа с детьми о содержании занятий, с упором на их яркость и занимательность.

     Коррекционный блок.

     Цель: преодоление агрессивного поведения дошкольника.

     Методы: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, не фиксирование не агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие, активное разворачивание агрессивных действий).

     Оценочный блок.

     Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольников.

     Методы: методика «Изучение эмоционально–обусловленного поведения дошкольников».

     Настоящая коррекционно – развивающая программа  содержит 10 занятий. На основе диагностики  выделяются типы дошкольников. Группа особо агрессивных детей обособляется для работы с психологом, дети со средним уровнем агрессивности и ситуативной агрессивностью не включаются в основную группу, разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, а со стороны психолога лишь осуществляется контроль за правильностью выполнения рекомендаций, которые он дал. Группы состоят из 5-6 детей, наиболее целесообразно количество группы равное 6 человекам, т.е. четное число, что связано с тем, что бы в процессе выполнения некоторых заданий не возникало недоразумений с поиском пары для ребенка. Наряду с агрессивными детьми в группе должен присутствовать и участвовать на равных 1 миролюбивый ребенок. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.

     Структура занятия выглядит следующим образом:

  1. Ритуал. Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива.
  2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
  3. Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.
  4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
  5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
  6. Ритуал. Цель: плавно завершить занятие.

     В процессе занятия возможно использование  специальных приемов, указанных  выше, в том случае, если ребенок  на занятии будет проявлять высокую агрессивность. Выбор метода осуществляется индивидуально каждого ребенка.

     В качестве специальных принципов  при подборе заданий и упражнений выступают следующие:

  1. принцип адекватности – он предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, а так же, что задания и упражнения должны соответствовать решаемым задачам.
  2. принцип оптимальности – означает, что в своей системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу.
  3. принцип системности в подборе и предъявлении упражнений – ориентирован на обособленность и завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач.
  4. принцип повторяемости, усложнения и динамики упражнений.
  5. принцип дозировки – определяется иерархией задач.
  6. принцип сочетания основных и фоновых упражнений.
  7. принцип разнообразия упражнений, основанный на чередовании видов деятельности.

     Разработка  рекомендаций для родителей и  педагогов основывается на работах  Рогова Е.И., Волковой Е., Смирновой Е., Холмогоровой В.

     На  занятия требуются следующие материалы: «Волшебная» палочка; коврик (маты); листы бумаги; две красочные книги (черная и зеленая); баночки с гуашью, краски, карандаши.

     Музыкальное сопровождение:

  • сирийская народная мелодия, Колыбельная, (спокойная музыка);
  • «Лезгинка»; «Марш».

     дошкольник  детский агрессивность коррекция

 

     Методика  диагностического блока

     Методика: «Изучение эмоционально – обусловленного поведения дошкольников»

     Подготовка  исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

     Проведение  исследования: сначала за детьми ведется наблюдение в различных видах деятельности. Затем проводят индивидуально две серии.

     Первая  серия.

     Экспериментатор задает ребенку вопросы:

  1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал, почему?
  2. Можно ли обижать животных, почему?
  3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми, почему?
  4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что виноват ты? Почему?
  5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают, почему?
  6. можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку, почему?

     Вторая  серия.

     Ребенку предлагается закончить несколько  ситуаций:

  1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку.» Маша ответила…..Что ответила Маша? Почему?
  2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Петя подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя … Что сделал Петя? Почему?
  3. Катя и Вера играли пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
  4. Таня и Оля играли в дочки - матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала,… Что сказала Таня? Почему?
  5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате его мама укладывала спать маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть». Коля ей ответил,… Что ответил Коля? Почему?
  6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал,… Что сказал Миша? Почему?
  7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

     Обработка данных.

     Анализ  результатов наблюдения проводится по следующей схеме:

  1. как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
  2. оказывает ли другому помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и др.)
  3. проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, в чем это выражается и в каких ситуациях.
  4. замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
  5. проявляет ли заботу в отношении к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действия выражается забота.
  6. как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).
  7. при обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влияния на поведение детей, в частности, на проявление агрессивного поведения.
 

 

     Занятие №1

     Упражнение  №1

     «Здоровалки».

     Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения.

     Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается  со всей группой и представляется. Первый представляется психолог. Когда  все дети представятся, сходятся к  центру и обнимаются вместе.

     Упражнение  №2

     «Курица, цыплята и ястреб»

     Цель: пробуждение активности каждого  ребенка, мобилизация всех систем организма  и психики ребенка.

     Ход игры: один из детей изображает курицу, другой ястреба, остальные дети –  цыплят. «Цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по комнате и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты, и он выбывает из игры.

     Продолжительность –3-4 мин.

     Упражнение№3

     «Общий  круг»

     Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.

     Ход игры: психолог (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и, чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте на ковер, пожалуйста, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

     Желательно, чтоб дети избегали словесных приветствий. Однако, если кто – то захочет  что-то сказать другому, психолог не препятствует.

     Продолжительность – 3-5 мин.

     Упражнение  №4

     Рефлексия.

     Цель: подвергнуть детей к совершению добрых поступков, доведение до осознания  чувств от радушном приветствия другого  человека.

     Ход упражнения: Детям последовательно  задаются вопросы:

  1. Какая книжка вы понравилась больше, черная или зеленая?
  2. В какую из них хотелось бы больше записывать? Почему?

     Психолог  делает предложение - запоминать хорошие  поступки, которые сделает ребенок, а на следующем занятии тот, кто  больше всего привнесет в содержание зеленой книги Добра, тот получит  право быть «Феей (волшебником) сна», которые появляются в конце занятия.

  1. Вам понравилось здороваться друг с другом в кругу? Почему?
  2. А в другой ситуации можно здороваться так же как мы сегодня?
  3. Хотелось бы вам это попробовать самим дома или в садике?

     Продолжительность – 5-7 мин.

     Упражнение  №5

     «На море»

     Цель: снятие психофизиологического напряжения.

     Ход упражнения: Дети лежаться на коврик. Закрывают  глаза. И психолог читает:

     «Представьте - вы на море. Вы выходите из прохладной, соленой воды, усталые, измученные после  долгого купания. Вам хочется быстрее прилечь на горячий песок. И вот вы, наконец, дошли до песка и упали на него. Тепло песка согревает все ваше тело. Вам хорошо. Солнце печет прямо в лицо, и вы лежите полностью расслабленные, дышите ровно и спокойно. Ничего вас не беспокоит». Через 10-15 сек. Психолог говорит: «А теперь медленно откройте глаза и посмотрите друг на друга».

Информация о работе Коррекция агрессии у дошкольников