Коррекционная ритмика в воспитании и обучении детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния коррекционной ритмики на воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.

В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одна из многочисленных групп - это дети с патологией зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления……………………………………………………………………....4

1.1. Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка……....4

1.2. Развитие музыкального ритма…………………………………………….....5

Глава 2. Ритмика, как составная часть воспитания детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………7

2.1. Изучение теоретических сведений…………………………………………..7

2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения……………………8

2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения………………………… .9

2.4. Музыкально-ритмические игры……………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список литературы…………………………………………………………….…12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 64.00 Кб (Скачать)

            Развитию музыкальности, способствует  проведение в первые годы обучения  различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.

            Использование на занятиях ритмики различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

            Изучая танец на уроках ритмики  необходимо показать богатство  и многообразие этого искусства.  Каждый жанр этого искусства  представляет собой возможности познания окружающего мира, человека и человеческих отношений. 
 

2.4. Музыкально-ритмические  игры

         Самым любимым для детей младшего возраста является раздел ритмики музыкально-ритмические и речевые игры. Они организуют детей, вырабатывают внимание, сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие. Если правильно подобраны игры, в которых детям даются творческие задания – подумай, сочини, сымпровизируй, найди, составь, - то они развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить, творить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал занятия как интересную игру-задачу.

          Большое внимание целенаправленному  развитию чувства музыкального  ритма  через игру у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Карл Орф, который является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, шлепков, хлопков, стуков, щелчков.  Немецкий   педагог  широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Кроме того К. Орф рекомендовал наиболее частое включение речи в этот процесс (а именно, голоса детей) с целью создания различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводились в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения, или музыкального отрывка.

       Таким образом, можно сказать, что каждый раздел коррекционной ритмики при работе  с детьми с нарушениями зрения чрезвычайно важен для повышения общей двигательной активности детей, что при повышенной зрительной нагрузке может способствовать снижению развития патологии зрения. Танец, музыкально-ритмические игры организуют детей, помогают в их социальной адаптации, позволят исправить недостатки фигуры, помогают приобрести устойчивость, решают задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

            За последние годы в нашей  стране наблюдается тенденция к росту частоты нарушения зрения у детей дошкольного возраста. Доказано, что нарушение зрения чаще возникает у детей с отклонениями в общем состоянии здоровья.

       Ритмика должна занять важное место в комплексе  мер по профилактике нарушения зрения, поскольку музыкально-ритмические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеры глаза.           

       Занятия ритмикой являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения.  Двигательная активность является необходимым условием нормального функционирования внутренних органов. Это источник здоровья, работоспособности и подготовки к различным видам деятельности детей. При дефектах органа зрения организм находится в неблагоприятном состоянии не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимого ежедневного объёма движений. Последнее ухудшает состояние их организма и часто способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия не только усугубляет любое нарушение развития и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, но и отрицательно сказывается на общем развитии слабовидящего ребенка, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно психического тонуса.

            Исходя из этого, становится  ясным, что для обеспечения нормального функционирования различных систем организма данного контингента детей, необходима активизация их моторики в этом помогают уроки ритмики.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бочкарева, Н. И. Ритмика и хореография: учеб. пособие /Н.И.Бочкарева. - Кемерово.:, 2000. - 101 с.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB Магистр, 1993. - 193с.
  3. Кислова А.И. К вопросу о развитии творческих способностей на уроках ритмики. Искусство и образование. - М., 2007. - N5. 72-77.
  4. Кислова А.И. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования. - Набережные челны.: ИД «Стержень», 2007. - 92 с.
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и  коррекционная ритмика/Под ред. Е. А. Медведевой.- М.: Академия, 2002.– 224 с.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 383с.
  7. Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.

Информация о работе Коррекционная ритмика в воспитании и обучении детей с нарушением зрения