Коррекционная ритмика в воспитании и обучении детей с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение влияния коррекционной ритмики на воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.

В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одна из многочисленных групп - это дети с патологией зрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления……………………………………………………………………....4

1.1. Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка……....4

1.2. Развитие музыкального ритма…………………………………………….....5

Глава 2. Ритмика, как составная часть воспитания детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………7

2.1. Изучение теоретических сведений…………………………………………..7

2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения……………………8

2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения………………………… .9

2.4. Музыкально-ритмические игры……………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список литературы…………………………………………………………….…12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 64.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство       оздоровления……………………………………………………………………....4

1.1. Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка……....4

1.2. Развитие музыкального ритма…………………………………………….....5

Глава 2. Ритмика, как составная часть воспитания детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………7

2.1. Изучение теоретических сведений…………………………………………..7

2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения……………………8

2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения………………………… .9

2.4. Музыкально-ритмические игры……………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..…11

Список литературы…………………………………………………………….…12

Приложение…………………………………………………………………….…13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Внутренний  мир ребенка с проблемами в  развитии сложен. Необходимо помочь таким  детям увидеть, услышать, почувствовать  все многообразие  окружающей среды. Необходимо помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

       Современные подходы к коррекционной помощи детям с нарушением зрения являются актуальными и значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации.

       Целью данной работы является изучение влияния коррекционной ритмики на воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.

       В связи с этим, проблема выявления  и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным  видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одна из многочисленных групп - это дети с патологией зрения.         

     Роль и значение музыкального ритма в развитии дошкольников с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В.А. Кручинина, А.А. Зеленова, Н.А. Остапенко. В их исследованиях было показано, что зрительная депривация у слабовидящих детей дошкольного возраста отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкально-ритмических движений.

           Для предупреждения, ослабления  и ликвидации имеющихся отклонений  и нарушений в физическом развитии  и двигательной подготовленности  слабовидящих важную роль играют  специально направленные коррекционные  занятия, включающие развитие пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений. 
 
 

ГЛАВА 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство       оздоровления

1.1.Физиологические  особенности организма слабовидящего ребенка

       Рассмотрим  некоторые физиологические особенности  организма детей с нарушениями  зрения.

       Двигательные  реакции человека являются чрезвычайно  разнообразными, что находится в  непосредственной связи со сложным  строением двигательного анализатора, особенно его коркового отдела. Функция двигательного анализатора значительно корректируется в результате постоянного соучастия других анализаторов (кожного, зрительного и др.). Это соучастие выражено в такой степени, что при различных повреждениях двигательного анализатора функция его может быть частично заменена другими анализаторами.

        Центры, координирующие мышечную деятельность, необходимую для сохранения равновесия, связаны со специальными органами, посылающими раздражения в эти центры. У человека эти раздражения поступают из четырех источников. Ведущая роль принадлежит «мышечному чувству». Вторым источником служит возбуждения со стороны кожи стопы. Зрительное восприятие также информирует мозг о положении тела в пространстве. Выпадение источника раздражения резко нарушает равновесие.

         Статические ощущения отражают положения тела в пространстве. В основе пространственной ориентировки и сохранения равновесия лежит статическая чувствительность. Статические ощущения способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственных различений.

       Вестибулярный аппарат у слабовидящих, получая  дополнительную информацию от различных  статорецепторов,  информирует головной мозг о положении тела в пространстве относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность. Развитие двигательных качеств у детей находится в прямой зависимости от степени неполноценности зрения.     

1.2.  Развитие  музыкального ритма

         Движения, подчиненные ритму издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция).  Понятие «музыкально-ритмические движения» тесно связано с таким понятием как музыкальный ритм. Их взаимосвязь в системе музыкально-ритмического воспитания дошкольников объясняется, прежде всего, тем, что музыкально-ритмические движения являются основным средством развития чувства музыкального ритма.

       Слово «ритм» греческого происхождения и  означает в переводе с греческого (rhytmos) - соразмерность, или мерное течение.

       Особую  ценность представляют исследования К. В. Тарасовой, которая изучала психологические  механизмы формирования чувства  музыкального ритма у детей. Отличительной  особенностью ее исследования явились  следующие факторы: абстрагирование от эмоциональной стороны музыкального ритма; узкое понимание музыкального ритма. При этом, способность к восприятию-воспроизведению музыкально-ритмических компонентов, автор исследования рассматривала как единую сенсорную способность. В результате проведенного исследования, К. В. Тарасова пришла к заключению о том, что сложной структуре музыкального ритма соответствует, возникающая на основе его отражения структурно сложная способность, которая называется чувством музыкального ритма.

         Активная двигательная природа музыкального ритма, в свое время, была прекрасно понята швейцарским музыкантом-педагогом Эмилем-Жаком Далькрозом, который явился создателем и распространителем системы ритмического воспитания во многих странах Западной Европы в начале XX века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмическое чувство, пластическую выразительность.

         Особая ценность и жизнеспособность его системы  музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.

       Таким образом, можно сказать, что отклонения в физическом развитии требуют проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и исправлению. Это возможно в условиях социального обучения и воспитания по средствам коррекционной ритмики за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы, активизации функций двигательного анализатора в процессе занятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Ритмика, как составная часть воспитания детей с нарушением зрения

2.1. Изучение  теоретических сведений

         Ритмика является составной частью физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой.

                Под ритмикой понимают закономерной чередование частей или фраз движений (а также самих движений), строго определенных по длительности исполнения и характеру предлагаемых усилий.

         Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей. Задачами такой ритмики являются: формирование слухового, музыкального восприятия; развитие умения передавать в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, характер, форму); овладение навыками выразительных движений (в основных движениях, перестроениях, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных); сочетание движения с речью.

       Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенность в себе.

       В работе с детьми применяются различные  музыкальные  инструменты и     игрушки. Они вызывают у ребенка  большой интерес. Применение детских  музыкальных инструментов и игрушек  обогащает музыкальные впечатления, развивает музыкальные способности детей. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления обучающихся.

       Обучая  игре на музыкальных инструментах, необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

       Аналогичный подход, может быть, применим и к  танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать  уже на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

2.2. Музыкально-ритмические  и специальные упражнения

            Взаимосвязь музыки и движения  как бы перекидывает мост от  эмоционально-духовного к конкретно-физическому.

            Большую роль в ритмике занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка и т.д.). Для всех слабовидящих детей не зависимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построение и перестроения; упражнения на координацию, точность и равновесие; упражнения без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег в умеренном темпе.

       С большим интересом дети выполняют  движения с предметом (скакалка, погремушки, ленты, мячи и т. д.). Изначально предлагают движения, которые дети должны выполнить, затем они сами стараются фантазировать и сочинять свои элементы, и небольшие этюды, тем самым, развивая воображения, танцевальную память и воплощать полученный ранее полученный опыт.

2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения

       Ритмика неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре в частности.

       При работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать, что некоторые  движения эти дети по медицинским показателям выполнять не должны. Им запрещены резкие наклоны корпуса, быстрый и продолжительный бег, движения, требующие большой физической нагрузки, вращения. Поэтому психологу приходится строить урок таким образом, чтобы исключить «вредные» для здоровья детей элементы.

       Танцевальное  искусство и ритмика в частности изначально занятия синтетичные, ибо вне музыки они не существует. Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы, что особо важно для слабовидящих детей. Любое движение – будь то у станка или на середине зала строится на основе ритма и музыкального материала.

Информация о работе Коррекционная ритмика в воспитании и обучении детей с нарушением зрения