Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение влияния коррекционной ритмики на воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.
В связи с этим, проблема выявления и коррекции специфических трудностей адаптации детей к различным видам детской деятельности позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути их реабилитации и адаптации. Одна из многочисленных групп - это дети с патологией зрения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления……………………………………………………………………....4
1.1. Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка……....4
1.2. Развитие музыкального ритма…………………………………………….....5
Глава 2. Ритмика, как составная часть воспитания детей с нарушением зрения………………………………………………………………………………7
2.1. Изучение теоретических сведений…………………………………………..7
2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения……………………8
2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения………………………… .9
2.4. Музыкально-ритмические игры……………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………..…11
Список литературы…………………………………………………………….…12
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Ритмика для детей с нарушением зрения
как средство оздоровления………………………………………………
1.1. Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка……....4
1.2. Развитие музыкального ритма…………………………………………….....5
Глава
2. Ритмика, как составная часть воспитания
детей с нарушением зрения………………………………………………………………
2.1. Изучение теоретических сведений…………………………………………..7
2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения……………………8
2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения………………………… .9
2.4. Музыкально-ритмические игры……………………………………………..10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Необходимо помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Современные подходы к коррекционной помощи детям с нарушением зрения являются актуальными и значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации.
Целью данной работы является изучение влияния коррекционной ритмики на воспитание и обучение детей с нарушениями зрения.
В
связи с этим, проблема выявления
и коррекции специфических
Роль и значение музыкального ритма в развитии дошкольников с нарушением зрения были доказаны целым рядом исследований. К их числу можно отнести научные труды В.А. Кручинина, А.А. Зеленова, Н.А. Остапенко. В их исследованиях было показано, что зрительная депривация у слабовидящих детей дошкольного возраста отрицательно сказывается на уровне развития музыкального ритма и музыкально-ритмических движений.
Для предупреждения, ослабления
и ликвидации имеющихся
ГЛАВА 1. Ритмика для детей с нарушением зрения как средство оздоровления
1.1.Физиологические особенности организма слабовидящего ребенка
Рассмотрим
некоторые физиологические
Двигательные
реакции человека являются чрезвычайно
разнообразными, что находится в
непосредственной связи со сложным
строением двигательного
Центры, координирующие мышечную деятельность, необходимую для сохранения равновесия, связаны со специальными органами, посылающими раздражения в эти центры. У человека эти раздражения поступают из четырех источников. Ведущая роль принадлежит «мышечному чувству». Вторым источником служит возбуждения со стороны кожи стопы. Зрительное восприятие также информирует мозг о положении тела в пространстве. Выпадение источника раздражения резко нарушает равновесие.
Статические ощущения отражают положения тела в пространстве. В основе пространственной ориентировки и сохранения равновесия лежит статическая чувствительность. Статические ощущения способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственных различений.
Вестибулярный аппарат у слабовидящих, получая дополнительную информацию от различных статорецепторов, информирует головной мозг о положении тела в пространстве относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность. Развитие двигательных качеств у детей находится в прямой зависимости от степени неполноценности зрения.
1.2. Развитие музыкального ритма
Движения, подчиненные ритму издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Понятие «музыкально-ритмические движения» тесно связано с таким понятием как музыкальный ритм. Их взаимосвязь в системе музыкально-ритмического воспитания дошкольников объясняется, прежде всего, тем, что музыкально-ритмические движения являются основным средством развития чувства музыкального ритма.
Слово «ритм» греческого происхождения и означает в переводе с греческого (rhytmos) - соразмерность, или мерное течение.
Особую
ценность представляют исследования К.
В. Тарасовой, которая изучала
Активная двигательная природа музыкального ритма, в свое время, была прекрасно понята швейцарским музыкантом-педагогом Эмилем-Жаком Далькрозом, который явился создателем и распространителем системы ритмического воспитания во многих странах Западной Европы в начале XX века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмическое чувство, пластическую выразительность.
Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.
Таким
образом, можно сказать, что отклонения
в физическом развитии требуют проведения
направленной коррекционно-воспитательной
работы по их предупреждению и исправлению.
Это возможно в условиях социального обучения
и воспитания по средствам коррекционной
ритмики за счет мобилизации и использования
резервных возможностей неполноценной
зрительной системы, активизации функций
двигательного анализатора в процессе
занятий.
ГЛАВА 2. Ритмика, как составная часть воспитания детей с нарушением зрения
2.1. Изучение теоретических сведений
Ритмика является составной частью физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой.
Под ритмикой понимают закономерной чередование частей или фраз движений (а также самих движений), строго определенных по длительности исполнения и характеру предлагаемых усилий.
Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей. Задачами такой ритмики являются: формирование слухового, музыкального восприятия; развитие умения передавать в движении средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, характер, форму); овладение навыками выразительных движений (в основных движениях, перестроениях, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных); сочетание движения с речью.
Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства», формирование художественно-творческих способностей, формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм. Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как этот недостаток отрицательно сказывается, прежде всего, на их процесс восприятия, снижение точности, замедленности, трудности в пространственной ориентировке, неуверенность в себе.
В
работе с детьми применяются различные
музыкальные инструменты и
игрушки. Они вызывают у ребенка
большой интерес. Применение детских
музыкальных инструментов и игрушек
обогащает музыкальные
Обучая игре на музыкальных инструментах, необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.
Аналогичный подход, может быть, применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
2.2. Музыкально-ритмические и специальные упражнения
Взаимосвязь музыки и движения
как бы перекидывает мост от
эмоционально-духовного к
Большую роль в ритмике занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка и т.д.). Для всех слабовидящих детей не зависимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построение и перестроения; упражнения на координацию, точность и равновесие; упражнения без зрительного контроля; упражнения на развитие простой и сложной реакции; упражнения на гибкость; ходьба и бег в умеренном темпе.
С большим интересом дети выполняют движения с предметом (скакалка, погремушки, ленты, мячи и т. д.). Изначально предлагают движения, которые дети должны выполнить, затем они сами стараются фантазировать и сочинять свои элементы, и небольшие этюды, тем самым, развивая воображения, танцевальную память и воплощать полученный ранее полученный опыт.
2.3. Значение танца для детей с нарушениями зрения
Ритмика неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре в частности.
При работе с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать, что некоторые движения эти дети по медицинским показателям выполнять не должны. Им запрещены резкие наклоны корпуса, быстрый и продолжительный бег, движения, требующие большой физической нагрузки, вращения. Поэтому психологу приходится строить урок таким образом, чтобы исключить «вредные» для здоровья детей элементы.
Танцевальное искусство и ритмика в частности изначально занятия синтетичные, ибо вне музыки они не существует. Музыка и танец дополняют друг друга, создают слышимый и зримый образы, что особо важно для слабовидящих детей. Любое движение – будь то у станка или на середине зала строится на основе ритма и музыкального материала.
Информация о работе Коррекционная ритмика в воспитании и обучении детей с нарушением зрения