Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 15:41, контрольная работа
В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его достижения.
Введение.
Понятие о психологии научения, личности.
Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.
Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения.
Примеры
Тестовое конструктивное задание с одним ответом:
Как называется бормашина со скоростью бора 300 тыс. об. мин? | |
БПК - 300 | Р = 1 |
Тестовое конструктивное задание с несколькими ответами:
Приведите формулу для расчета уровня гигиены полости рта по Федорову - Володкиной; дайте определение всех ее элементов. | |
И.Г. = ; где : И.Г. - индекс гигиены, n - число зубов И. Г. в норме равен 1. |
Р = 3 |
3). Задания на сравнение - вид тестового задания, в котором задается названия параметров для сравнения, а их характеристики необходимо привести испытуемому по памяти. Тестовые задания на сравнения имеют большое обучающее значение.
Пример:
Назовите
классификации кариеса:
| |
Эталон:
II. - контактные поверхности III. - контактные поверхности резцов, клыков. IV.
- контактные поверхности с V. - пришеечная область. 4. Начальный,
поверхностный, средний, |
Р = 15 |
4). Типовые задания - содержат полярную информацию о целях решения задач, исходные данные. Основная функция этих заданий - проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. Число существенных операций будет равно числу выполненных действий.
Пример:
Назовите условия препарирования твердых тканей зубов, которые делают процедуру менее болезненной для пациента: | |
Эталон:
1. работа в сухой кариозной полости;
2. без давления на зуб;
|
Р = 6 |
Тесты III уровня усвоения содержат цель и неполную ситуацию, которую учащийся должен дополнить, чтобы применить известную деятельность.
=
+ +
Это
продуктивное действие эвристического
типа, условно названное
Тестовые
задания содержат задания на применение
знаний в практической работе и позволяют
преподавателю определить уровень
овладения учащимися
Число существенных операций определяется по количеству дополнительных ситуаций, по умению применить ранее усвоенные действия для решения данной нетекстовой задачи, по количеству выполненных действий.
Особенностью
эталона тестового задания второго уровня
является то, что по нему можно определить
правильность выполнения задания по отдельным
критериям и
По конечному результату, который является однозначным. Пути же выполнения задания не однозначны, хотя и не влияют на конечный результат.
Пример:
Составить этапы
препарирования кариозной полости
II класса по Блеку и нарисовать схему
сформированной полости.
Условия: 1.Зуб - |6_ 2.Зубной ряд непрерывный. 3.Кариозная
область локализована в |
|
Тесты IV уровня усвоения
Задание для теста IV уровня содержит только цель, а ситуация, условия, действия за испытуемым.
=
+
+
При решении такого теста происходит продуктивное действие творческого типа, условно названное творческим уровнем деятельности. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Человек действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила действия, т. е. осуществляет творческую (исследовательскую) деятельность.
Число существенных операций определяется по найденной ситуации, количеству выполненных действий, достигнутой цели. Примером тестового задания IV уровня усвоения может служить задание – логическая цепочка, где количество существенных операций определяется по количеству приведенных пояснений и конечному результату. Следует учесть, что если в ходе рассуждения учащегося цепочка прервалась (несоответствие понятия или пояснения), то количество существенных операций определяется до разрыва логической цепочки.
Особенность составления тестовых заданий этого уровня усвоения заключается в том, что практически невозможно создать однозначный эталон. Эталон может быть создан в виде схемы решения проблемы.
Пример: логическая цепочка.
Составить логическую
цепочку из пяти понятий.
Условие: *
каждое последующее понятие *связь предыдущего и последующего понятий необходимо пояснить. *последнее понятие необходимо соотнести как с предыдущим, так и с исходным понятием, т. е. логическая цепочка должна замкнуться |
Задание | Эталон | |||||
Исходное понятие | Зубная паста | - Зубная паста - | ||||
Пояснение к понятию I | Зубная паста является средством индивидуальной гигиены | |||||
I | - Индивидуальная гигиена - | |||||
Пояснение к понятию II | Индивидуальная гигиена помогает предотвратить кариес | |||||
II | - Кариес - | |||||
Пояснение к понятию III | Кариес
зубов развивается при | |||||
III | - Фтор - | |||||
Пояснение к понятию IV | Местное применение фтористых препаратов относится к профессиональной гигиене | |||||
IV | - Профессиональная гигиена - | |||||
Пояснение к тексту V | К профессиональной гигиене относится удаление зубных отложений | |||||
V | - Зубные отложения - | |||||
Пояснение к исходному понятию | Зубные отложения удаляются с помощью зубной щетки и зубной пасты | |||||
Исходное понятие | Зубная паста | - Зубная паста - | ||||
P = 12 |
Конструирование тематических тестов успешности.
Тест успешности обучения - совокупность определенного числа заданий различного уровня трудности, расположенных в тесте с учетом системообразующих связей.
После подготовки
отдельных тестов по конкретной теме
и по каждому из уровней усвоения
их можно объединить в тесты по
каждому уровню усвоения. При этом
число существующих операций равно
Число существенных операций теста определяется как сумма существенных операций тестовых заданий входящих в тест.
Оценка результата тестового контроля
Результат тестового контроля качества усвоения с помощью тестов успешности усвоения знаний учащимися характеризуется коэффициентом усвоения Ka, где а - уровень, который принимает значения I, II, III, IV.
Коэффициент
усвоения по каждому уровню усвоения
может изменяться
Результат контроля качества
усвоения с помощью
по формуле:
где: - число правильных операций тематического теста;
- число существенных операций тематического текста;
По величине коэффициента усвоения судят о завершенности процесса обучения. Проведение исследования показывает, что при Ка<0,7 процесс обучения можно считать завершенным, так как в последующей деятельности учащийся способен совершенствовать свои знания. При усвоении с коэффициентом Ка<0,7 учащийся в последующей деятельности совершает систематические ошибки и не способен к их самостоятельному исправлению. Таким образом, процесс обучения можно считать завершенным на данном уровне усвоения, когда
Если же то переходить к новому учебному материалу - значит готовить недоучек.
Коэффициент усвоения поддается нормировке и на этой основе легко сопоставляется с любой шкалой оценки, а вся процедура контроля усвоения очень просто авторизуется.
В
случае тематического тестового
контроля можно пользоваться привычной
четырех бальной шкалой, которая
превращается в шкалу интервалов по методике,
предложенной В.П. Беспалько.
Шкала четырех бальной оценки знаний учащихся.
Уровень усвоения | Коэффициент усвоения | 4 - бальная шкала |
I - узнавание | K<0,7 | 2(неудовлетворительно) |
0,7 K <0,8 | 3(удовлетворительно) | |
0,8 K <0,9 | 4(хорошо) | |
0,9 K 1,0 | 5(отлично) | |
II - алгоритмическая деятельность | K<0,7 | Контроль по уровню I |
0,7 K <0,8 | 3(удовлетворительно) | |
0,8 K <0,9 | 4(хорошо) | |
0,9 K 1,0 | 5(отлично) | |
III. - эвристическая деятельность | K<0,7 | Контроль по уровню II |
0,7 K <0,8 | 3(удовлетворительно) | |
0,8 K <0,9 | 4(хорошо) | |
0,9 K 1,0 | 5(отлично) | |
IV. - творческая деятельность | K<0,7 | Контроль по уровню III |
0,7 K <0,8 | 3(удовлетворительно) | |
0,8 K <0,9 | 4(хорошо) | |
0,9 K 1,0 | 5(отлично) |