Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 15:41, контрольная работа
В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его достижения.
Введение.
Понятие о психологии научения, личности.
Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.
Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения.
План:
Введение.
В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его достижения. Особенно это касается психического развития - целостного изменения личности, ее взглядов, чувств, способностей.
Эффективность научения проявляется в усиленной деятельности индивидуума. Однако, некоторые виды поведения, приобретенные в особом состоянии сознания, могут на проявляться в состоянии активного бодрствования. Наоборот, если научение протекало при нормальном уровне сознания, то приобретенный навык может быть нарушен при особых эмоциональных состояниях . Так стресс экзамена может буквально парализовать умственную деятельность некоторых студентов. Однако, в состоянии повышенной активации некоторые действуют с максимальной эффективностью (эффект аудитории).
Итак, научение - процесс и результат формирования индивидуального опыта. Один из типов приобретенного поведения, т.е. поведения, в котором наступили относительно стойкие изменения.
Психодиагностика применяется в обучении как практическая и теоретическая дисциплина.
Психодиагностика - это средство развития и средство получения информации. Информацию можно получить о первоначальном уровне знаний учащихся, о происшедших переменах . На основании полученной информации прогнозируется дальнейшее изменение уровня обучения.
Совершенно недопустимы фактические ошибки при составлении тестов (путаница в именах, датах, названиях, формулировках, цифрах, цитатах, описаниях, оценках, выгодах и т.п.). Так, опытный лектор рассказал однажды такую историю: "Когда я только начинал выступать с лекциями, со мной произошел тяжелый случай. Во время лекции я привел цитату: " Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг!" и сказал, что эти слова принадлежат поэту Низами. Я был почему-то уверен, что это Низами, а не другой поэт. В зале с места поднялся солидный пожилой гражданин и гром ко сказал: "Стыдно, молодой человек, не знать таких вещей! Разве эти слова принадлежат Низами?" Я растерялся. Что делать? А гражданин посмотрел на меня с открытым презрением, огорченно махнул рукой и вышел из зала. С тех пор прошло более двадцати лет, а мне до сих пор стыдно. Одно дело перепутать Низами с Шота Руставели в беседе с приятелем, другое дело - во время публичной лекции. Теперь перед каждой лекцией я твержу себе: "Помни о Низами". Всегда самым тщательным образом проверяю факты и если в чем-нибудь не уверен - обязательно разберусь по первоисточникам".
Данный пример в полной мере относится и к аккуратности при составлении тестов.
Фразовая определенность предполагает такое построение отдельной фразы (суждения), при котором совершенно ясно для тестируемого обозначены как предметы мысли, так и связи между ними. Это требование наиболее часто приходится применять по отношению к содержанию понятий, основным аргументам, выводам, особо важным и трудным для понимания положениям, главным тезисам теста и т.д. Для достижения такой определенности логика рекомендует пользоваться приемами определения и деления понятий, разъяснениями смысла слов, указаниями, описаниями, характеристиками, сравнениями, расчленениями целого на части, обозначениями каждого элемента суждения словом и т.д. Набор средств здесь весьма широк и разнообразен, однако при решении вопроса о выгоде того или иного средства составитель тесов должен опираться также и на знания психологии своих учащихся и учитывать значимость той или иной мысли в общей структуре содержания теста.
Так, например, тесты на познавательные процессы наиболее эффективны в их индивидуальном применении и при хорошей подготовке исследователя.
При тестировании на сравнение понятий в анализе учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий. Тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщения, свидетельствует о смене психологических операций, переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению.
Методика выделения существенных признаков используется для исследования особенностей мышления, способности дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.
Методика
"исключения лишнего" имеет цель
исследовать способности
В
современном психолого-
Неформальный
дидактический тест - метод педагогической
диагностики, создается педагогом
с целью максимально объективно
зафиксировать результаты планируемого
им процесса обучения в своей группе
и использовать его в своей
педагогической практики.
Общая структура тестового задания.
ТN = + + + +
Где: И - инструкция - указания о том, что испытуемый должен сделать, каким образом.
З - задание на деятельность - вопрос.
ВО - варианты ответа - служат для выбора учащимся.
ЧСО - число существенных операций тестового задания - служит для преподавателя (выявление количества правильных ответов), учащемуся для ориентира.
Э
- эталон для точного
определения преподавателем
усвоением учащимся.
Структуры разноуровневых тестовых заданий.
Тест I уровня. Содержит в явном виде все компоненты задачи. Учащийся должен дать заключение об их совместимости.
= + +
Где: З - задача
Ц - цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий (Д), определенной ситуации (С).
Тесты I уровня усвоения состоят из заданий:
1). На опознание - вид тестового задания наиболее точно определяет естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а вопрос формулироваться таким образом, что можно было дать недвусмысленный ответ.
Пример:
Можно ли использовать серебряную амальгаму в качестве постоянной пломбы для |1 ? | ||
Ответы: |
| |
Эталон: | 2 | Р = 1 |
Где: Р - решение.
2). На различие - выполнение заданий осуществляется в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контрастируют с ним. Все дистракторы содержат элемент правильного ответа. В этих заданиях из списка возможных решений (3-6) предлагается выбрать одно или несколько.
Пример:
Назначение стоматологического зеркала | ||
Ответы: | 1.Фиксация
губ, языка.
2.Медикаментозная обработка. 3.Удаление зубного налета. 4.Фиксация пальцев врача. | |
Эталон: | 1 | Р = 4 |
Применение 3% р-ра хлорамина: | ||
Ответы: | 1.Стерилизация
зеркала.
2.Дезинфекция плевательниц. 3.Обработка рук (перчаток). 4.Борьба с туберкулезной инфекцией. | |
Эталон: | 1,2 | Р = 4 |
3). На классификацию - дальнейшее развитие многократного опознания и различия.
Испытуемому
предлагается восстановить соответствие
между элементами двух списков. Выявляется
подробная фактическая информация. Число
правильных ответов равно числу сопоставлений
и числу существенных операций тестового
задания.
Тестовое задание с классификацией с одинаковыми списками элементов.
Установите соответствие: | |
Группы
пломбировочных материалов:
|
Представители:
а). Дайкал. б). Эндометазон. в). Темпопро. |
Эталон: 1В, 2А, 3Б. | Р = 3 |
Тестовое задание на классификацию с разными списками элементов.
Установите соответствие: | |
Группы
зубных паст:
3. Для заполнения корневых каналов |
Виды:
а). "Семейная" б). "Прима" в). "Бленд-а-мед" г). "Поморин" д). "Ремодент" |
Эталон: 1В, 2А, 3Б. | Р=3 |
Число входных данных одного списка не должно превышать десяти. Все списки и вопросы должны помещаться на одной странице.
Выполнение тестовых заданий I уровня усвоения - это репродуктивная деятельность при внешне заданном алгоритмическим описанием с "подсказкой", условно названная ученическим уровнем деятельности.
Тесты II уровня содержат лишь цель и ситуацию, а учащимся надо воспроизвести подходящую деятельность по памяти для достижения заданной цели в заданной ситуации. Это - алгоритмический уровень деятельности.
=
+ +
Тесты II уровня усвоения включают задания:
1). На подстановку (тесты - подстановки)
В этом виде задания пропущено слово, фраза, формула и т.д. Испытуемый должен заполнить промежуток, давая свои ответы. Число существенных операций равно числу подстановок.
Слова должны подбираться тщательно и быть точными ("Помни о Низами!")
Пример:
Заполните пропуски | |
При глубоком кариесе термометрия ..., реакция на электрический ток ……. | |
Эталон: болезненна; 2-6 мк А. | Р = 2 |
2). Конструктивные задания - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. Испытуемый должен воспроизвести целое высказывание, соблюдая точность формулировки.