Контрольняа работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его достижения.

Содержание

Введение.
Понятие о психологии научения, личности.
Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.
Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения.

Работа содержит 1 файл

ПЛАН1.DOC

— 144.50 Кб (Скачать)

      План:

  1. Введение.
  2. Понятие о психологии научения, личности.
  3. Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.
  4. Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения.
 

      Введение.

      В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности, направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его достижения. Особенно это касается психического развития - целостного изменения личности, ее взглядов, чувств, способностей.

      Эффективность научения проявляется в усиленной деятельности индивидуума. Однако, некоторые виды поведения, приобретенные в особом состоянии сознания, могут на проявляться в состоянии активного бодрствования. Наоборот, если научение протекало при нормальном уровне сознания, то приобретенный навык может быть нарушен при особых эмоциональных состояниях . Так стресс экзамена может буквально парализовать умственную деятельность некоторых студентов. Однако, в состоянии повышенной активации некоторые действуют  с максимальной эффективностью (эффект аудитории).

      Итак,  научение - процесс и результат  формирования индивидуального опыта. Один из типов приобретенного поведения, т.е. поведения, в котором наступили  относительно стойкие изменения.

      Психодиагностика  применяется в обучении как практическая и теоретическая дисциплина.

      Психодиагностика - это средство развития и средство получения информации. Информацию можно  получить о первоначальном уровне знаний учащихся, о происшедших переменах . На основании полученной информации прогнозируется дальнейшее изменение уровня обучения.

      Совершенно  недопустимы фактические ошибки при составлении тестов (путаница в именах, датах, названиях, формулировках, цифрах, цитатах, описаниях, оценках, выгодах  и т.п.). Так, опытный лектор рассказал  однажды такую историю: "Когда  я только начинал выступать с лекциями, со мной произошел тяжелый случай. Во время лекции я привел цитату: " Кто не ищет дружбы с ближним, тот себе заклятый враг!" и сказал, что эти слова принадлежат поэту Низами. Я был почему-то уверен, что это Низами, а не другой поэт. В зале с места поднялся солидный пожилой гражданин и гром ко сказал: "Стыдно, молодой человек, не знать таких вещей! Разве эти слова принадлежат Низами?" Я растерялся. Что делать? А гражданин посмотрел на меня с открытым презрением, огорченно махнул рукой и вышел из зала. С тех пор прошло более двадцати лет, а мне до сих пор стыдно. Одно дело перепутать Низами с Шота Руставели в беседе с приятелем, другое дело - во время публичной лекции. Теперь перед каждой лекцией я твержу себе: "Помни о Низами". Всегда самым тщательным образом проверяю факты и если в чем-нибудь не уверен - обязательно разберусь по первоисточникам".

      Данный  пример в полной мере относится и  к аккуратности при составлении  тестов.

      Фразовая  определенность предполагает такое  построение отдельной фразы (суждения), при котором совершенно ясно для тестируемого обозначены как предметы мысли, так и связи между ними. Это требование наиболее часто приходится применять по отношению к содержанию понятий, основным аргументам, выводам, особо важным и трудным для понимания положениям, главным тезисам теста и т.д. Для достижения такой определенности логика рекомендует пользоваться приемами определения и деления понятий, разъяснениями смысла слов, указаниями, описаниями, характеристиками, сравнениями, расчленениями целого на части, обозначениями каждого элемента суждения словом и т.д. Набор средств здесь весьма широк и разнообразен, однако при решении вопроса о выгоде того или иного средства составитель тесов должен опираться также и на знания психологии своих учащихся и учитывать значимость той или иной мысли в общей структуре содержания теста.

      Так, например, тесты на познавательные процессы наиболее эффективны в их индивидуальном применении и при  хорошей подготовке исследователя.

      При тестировании на сравнение понятий в анализе учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий. Тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщения, свидетельствует о смене психологических операций, переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению.

      Методика  выделения существенных признаков  используется для исследования особенностей мышления, способности дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

      По  характеру выделяемых признаков  можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного  или абстрактного.

      Методика "исключения лишнего" имеет цель исследовать способности учащегося к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные признаки.

      В современном психолого-педагогическом понимании тест  - это стандартизированная методика исследования, в основе которой лежит специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов. Испытывая большую потребность в дидактических тестах, педагоги пытаются создать собственные, так называемые неформальные тесты для своих конкретных целей и групп.

      Неформальный  дидактический тест - метод педагогической диагностики, создается педагогом  с целью максимально объективно зафиксировать результаты планируемого им процесса обучения в своей группе и использовать его в своей  педагогической практики. 

      Общая структура тестового  задания.

      

       ТN  =   +       +              +            +

              
 

      Где: И - инструкция - указания о том, что испытуемый должен сделать, каким образом.

      З  задание на деятельность - вопрос.

      ВО -   варианты ответа - служат для выбора учащимся.

      ЧСО - число существенных операций тестового задания - служит для преподавателя (выявление количества правильных ответов), учащемуся для ориентира.

      Э - эталон для точного определения преподавателем усвоением учащимся. 

      Структуры разноуровневых тестовых заданий.

          Тест I уровня. Содержит в явном виде все компоненты задачи. Учащийся должен дать заключение об их совместимости.

      

                  =   +       +                         

Где:    З   -   задача

      Ц - цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий (Д), определенной ситуации (С).

      Тесты I уровня усвоения состоят  из заданий:

      1). На опознание - вид тестового задания наиболее точно определяет естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Задание должно тестировать только один фрагмент знаний, а вопрос формулироваться таким образом, что можно было дать недвусмысленный ответ.

      Пример:

Можно ли использовать серебряную амальгаму  в качестве постоянной пломбы для |1 ?
Ответы:
  1. Да
  2. Нет.
Эталон: 2 Р = 1

      Где: Р - решение.

      2). На различие - выполнение заданий осуществляется в условиях, когда "помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны, затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контрастируют с ним. Все дистракторы содержат элемент правильного ответа. В этих заданиях из списка возможных решений (3-6) предлагается выбрать одно или несколько.

      Пример:

                  Назначение стоматологического  зеркала
Ответы: 1.Фиксация  губ, языка.

2.Медикаментозная  обработка.

3.Удаление зубного налета.

4.Фиксация  пальцев врача.

Эталон: 1 Р = 4

                                                (Выбор нескольких правильных  ответов)

Применение 3% р-ра хлорамина:
Ответы: 1.Стерилизация  зеркала.

2.Дезинфекция  плевательниц.

3.Обработка рук (перчаток).

4.Борьба  с туберкулезной инфекцией.

Эталон: 1,2 Р = 4
 

     3). На классификацию -  дальнейшее развитие многократного опознания и различия.

     Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами двух списков. Выявляется подробная фактическая информация. Число правильных ответов равно числу сопоставлений и числу существенных операций тестового задания. 

     Тестовое  задание с классификацией с одинаковыми  списками элементов.

Установите  соответствие:
Группы  пломбировочных материалов:
  1. Для временных пломб
  2. Для лечебных прокладок.
  3. Для заполнения корневых каналов.
Представители:

а). Дайкал.

б). Эндометазон.

в). Темпопро.

Эталон: 1В, 2А, 3Б. Р = 3
 

     Тестовое  задание на классификацию  с разными списками элементов.

Установите  соответствие:
Группы зубных паст:
  1. Фторосодержащие
  2. Солевые

3.  Для заполнения  корневых каналов

Виды:

а). "Семейная"

б). "Прима"

в). "Бленд-а-мед"

г). "Поморин"

д). "Ремодент"

Эталон: 1В, 2А, 3Б. Р=3
 

     Число входных данных одного списка не должно превышать десяти. Все списки и вопросы должны помещаться на одной странице.

     Выполнение  тестовых заданий I уровня усвоения - это  репродуктивная деятельность при внешне заданном алгоритмическим описанием  с "подсказкой", условно названная  ученическим уровнем деятельности.

     Тесты II уровня содержат лишь цель и ситуацию, а учащимся надо воспроизвести подходящую деятельность по памяти для достижения заданной цели в заданной ситуации. Это - алгоритмический уровень деятельности.

         =   +       +                           

     Тесты II уровня усвоения включают задания:

     1). На подстановку (тесты - подстановки)

     В этом виде задания пропущено слово, фраза, формула и т.д. Испытуемый должен заполнить промежуток, давая  свои ответы. Число существенных операций равно числу подстановок.

     Слова должны подбираться тщательно и быть точными ("Помни о Низами!")

     Пример:

Заполните пропуски
При глубоком кариесе термометрия ..., реакция  на электрический ток …….
Эталон: болезненна; 2-6 мк А. Р = 2
 

     2). Конструктивные задания - вид тестового задания, требующий самостоятельного создания (конструирования) ответа. Испытуемый должен воспроизвести целое высказывание, соблюдая точность формулировки.

Информация о работе Контрольняа работа по "Психологии"