Контрольная работа по "Психосоматика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 06:07, контрольная работа

Описание работы

Психосоматика, как предмет изучения в психологии.
2. Опишите приемы психологической работы с инвалидами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.30 Кб (Скачать)

       Социально-психологическая реабилитация  предусматривает адаптацию больных  и инвалидов к социальному  окружению, повышение самосознания  путем формирования адекватного  отношения к своему заболеванию  или физическому дефекту, повышение  самосознания путем формирования  адекватного отношения к своему  заболеванию или физическому  дефекту, повышение способностей  к решению психологических проблем,  налаживанию взаимоотношений с  окружающими, в семьях, трудовых  коллективах.

       Методами социально-психологической  реабилитации служат психологическое  консультирование, психотерапия, социотерапия, т. е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.

      При всех методах социально-психологическая  реабилитация, прежде всего, апеллирует  к личности индивида, активно  пытаясь добиться у него гармонии  с самим собой и обществом,  повысить компетентность в анализе  ситуации, вселить веру в свои  силы и возможности, восстановить  нарушенные болезнью социальные  связи. Успешность реабилитации  во многом определяют такие  психологические факторы, как  уровень зрелости личности, установки  и структура ценностных ориентаций, внутренняя 

картина болезни, стереотипы психологической  защиты, адекватное восприятие социума, гармоничные отношения с окружающими. Отношение больного или инвалида к процессу реабилитации, к возвращению  к трудовой

деятельности, его оценка своего состояния и  перспектив формируют 

субъективную  оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную активность.[5, с. - 240]

       В социальной работе психосоциальное  направление занимает особое  место. Оно включает в себя  способы решения проблем, учитывающие  одновременные и социальные, и  психологические аспекты, рассматривает  индивида во взаимодействии его  с окружающим миром, в конкретной  жизненной ситуации. Необходимость психосоциальной помощи особенно возрастает, если речь идет о «трудной жизненной ситуации».

       На теориях  социального научения и когнитивной модификации поведения основана поведенческая терапия, которая использует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.

       Методы поведенческой терапии,  которые применяются в психосоциальной  работе, опираются на способность  человека к целенаправленному  и осмысленному изменению поведения.  В процессе тренингов, ориентированных  на решение конкретных поведенческих  задач, человек учится справляться  с жизненными трудностями и  повышает свои способности к  самоконтролю и активным действиям.

        В процессе оказания психосоциальной  помощи социальные работники  стремятся помочь инвалидам лучше  понять свои проблемы, представления  о цели в жизни, правильно  оценить и улучшить собственные  способности к изменениям, к адаптивным  формам поведения и в случае  необходимости  используют социальные  ресурсы для обеспечения процесса  позитивного 

изменения.

        Основные направления психосоциальной  работы составляют:

социотерапия личности (индивидуальные и групповые формы);

психокоррекционная работа с реабилитируемой личностью и его ближайшим

окружением (семьей, соседями, коллегами по работе, учебе или проведению досуга), включая  семейную терапию, вовлечение инвалидов  в групповые формы активности, в том числе в группы самопомощи, в психосоциальные клубы;

информационно-образовательная  работа с инвалидами и обществом.

Социотерапия – это меры социального терапевтического воздействия, которые стимулируют социальную активность личности и способствуют ее социализации. Методологическую основу  социо терапии составляют некоторые психотерапевтические методы, ориентированные на приобретение и развитие социальных навыков, повышение компетентности в анализе ситуации, а также терапия микросредой, терапия занятостью, организация активного досуга, трудотерапия и другие методы реабилитации, которые позволяют улучшить социальное поведение индивида.

       Необходимо все окружение пациента  организовать таким образом, чтобы  оно как можно больше приближалось  к естественному, предоставляло максимум свободы, стимулировало адаптационные возможности больного и формирование ответственности за свое социальное поведение. Чем активнее средовое терапевтическое воздействие, тем более ощутим его эффект.

         Важное звено в организации  терапии средой – создание  дружеской атмосферы среди проживающих,  формирование партнерских отношений  между персоналом и пациентами, что способствует не только  установлению благоприятного психологического  климата в учреждении, но и  повышению социального и личностного  статуса больных и инвалидов.

         В процессе психосоциальной работы  осуществляется психокоррекция, которая направлена на исправление недостатков в психическом развитии или

поведении в случаях неудовлетворенности личности собой и собственной

жизнью.[5, c.-244]

        Выделяют следующие специфические  черты, характерные для психокоррекционного процесса:

- ориентация  на людей, имеющих в повседневной  жизни трудности, проблемы и  желающих изменить свою жизнь  или ставящих перед собой цель  повысить способность к самореализации;

- ориентация  на здоровые стороны личности  независимо от степени нарушения  (может применяться как у психически  здоровых, так и у больных людей  при сохранении критики) к собственной  личности и поведению);

-  направленность  на изменение поведения, межличностных  отношений (семейных, коллективных) и развитие личности клиента.

         Психокоррекционная социальная работа проводится в индивидуальной и групповой формах. Психосоциальная работа в виде индивидуальной формы получила название индивидуальной работы со случаем (social casework):  социальный работник выступает в качестве основного и единственного инструмента воздействия на пациента. При этом контакт социального работника может осуществляться с одним пациентом или группой лиц (например, членами семьи пациента). Социальная работа с группой в таких случаях понимается как особая форма индивидуальной работы.

       К основным этапам индивидуальной  работы относятся открытие случая, контакт, диагностика (определение  потребностей клиента), установление  целей, планирование работы (с  оценкой барьеров), осуществление  интервенции, мониторинг и контроль, оценка вмешательства, закрытие  случая.

         Наиболее распространенный метод  индивидуальной психосоциальной  работы – консультирование, при  котором основным средством воздействия 

выступает целенаправленная беседа. Ее задача –  помочь пациентам и их семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими трудностями, достичь адаптации в определенной ситуации или общественной среде, повысить эффективность управления собственной жизнью. Консультирование представляет собой серию сессий, направленных на решение проблемы.

      Психосоциальная групповая работа  ориентируется на техники и  методы групповой работы, принятые  в психотерапии и практике  психологов и направленные на  работу с людьми с различными  социально-психологическими патологиями.  В этом случае, в отличие от  социальной работы с индивидом  или группой лиц, где между  отдельными ее членами нет  жестко структурированных взаимоотношений,  психотерапевтическая группа несет  в себе определенный лечебный  потенциал и является активным  помощником социального работника  в психокоррекционном процессе.

        Специфика групповой терапии  заключается в целенаправленном  использовании групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих между  участниками группы в процессе  работы.

       Выбор метода и техник групповой  работы зависит от цели терапевтического  воздействия, проблем, возраста, личностных особенностей и количества  пациентов, а также от тактики  специалиста.

         Существуют следующие виды психокоррекционных групп:

  1. группы социально-психологического тренинга, которые своему целевому назначению составляют:

    - группы  тренинга социальных навыков  и умений;

    - группы  развития коммуникативных навыков;

     - группы тренинга ассертивного поведения;

    - группы  межличностных отношений (проблемы  семьи, производственные конфликты);

    2) группы  встреч (или самопомощи);

    3) группы, в которых работа направлена  на изменение ценностных ориентаций;

    4) другие  виды групп: группы совместной  деятельности, музыкотерапии, библиотерапии, арттерапии, танцевальной психотерапии, терапии творческим самовыражением и т.д.

          Психокоррекционные группы, так же как и другие, могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

           В группе человек чувствует  себя принимающим и принятым, доверяющим и пользующимся доверием, заботящимся и получающим помощь. В такой обстановке взаимопонимания  и взаимодействия облегчается  процесс разрешения межличностных  конфликтов, возникающих вне группы.  Человек пробует и осваивает  новые навыки поведения, у него  появляется возможность экспериментировать  с различными стилями межличностных  отношений. Психокоррекционная группа может облегчить процесс самоисследования и самопознания, проверить посредством группового мнения уровень самооценки, реальность собственных притязаний.

    Заключение.

       Психосоматика или психология телесности - это направление клинической психологии в нашей стране насчитывает не более 10-15 лет. В отличие от других разделов клинической психологии, таких, как пато- и нейропсихология, этот раздел не вырос из области практики. Психосоматика начиналась, прежде всего, как учебная дисциплина.

       Тело  – это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем  добиться возвращения душевного  равновесия и покоя. Научившись читать ощущения своего тела, мы познаем свою первоначальную сущность и характер ее взаимодействия со средой. Контакт  со своими ощущениями, помогает найти  и отреагировать на то болезненное, что мешает расслабиться и принять  различные состояния своего «Я».

       Что касается психологической работы с  инвалидами, то здесь можно сказать, что проводится достаточно обширная работа психологами с этой социальной категорией людей.  Работа проводится как в групповой, так и индивидуальной формах, направленная на быстрейшую адаптацию людей с ограниченными возможностями к новой для них ситуации, связанной с ограничением физической подвижности, общения с близким окружением, а также ведется усиленная работа, направленная на развитие творческих способностей, проводятся тренинги социальных навыков, направленные на повышение социальной компетентности инвалидов в повседневной жизни и конкретизируется в тех или иных сферах (домашнее хозяйство, работа, досуг). Здесь обучают управлению собственными эмоциями, планированию своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения.

Информация о работе Контрольная работа по "Психосоматика"