Социально-психологическая реабилитация
предусматривает адаптацию больных
и инвалидов к социальному
окружению, повышение самосознания
путем формирования адекватного
отношения к своему заболеванию
или физическому дефекту, повышение
самосознания путем формирования
адекватного отношения к своему
заболеванию или физическому
дефекту, повышение способностей
к решению психологических проблем,
налаживанию взаимоотношений с
окружающими, в семьях, трудовых
коллективах.
Методами социально-психологической
реабилитации служат психологическое
консультирование, психотерапия, социотерапия,
т. е. весь комплекс мероприятий, положительно
воздействующих на больного или инвалида
и создающих вокруг него психологически
благоприятную микросоциальную среду.
При всех методах социально-психологическая
реабилитация, прежде всего, апеллирует
к личности индивида, активно
пытаясь добиться у него гармонии
с самим собой и обществом,
повысить компетентность в анализе
ситуации, вселить веру в свои
силы и возможности, восстановить
нарушенные болезнью социальные
связи. Успешность реабилитации
во многом определяют такие
психологические факторы, как
уровень зрелости личности, установки
и структура ценностных ориентаций,
внутренняя
картина
болезни, стереотипы психологической
защиты, адекватное восприятие социума,
гармоничные отношения с окружающими.
Отношение больного или инвалида
к процессу реабилитации, к возвращению
к трудовой
деятельности,
его оценка своего состояния и
перспектив формируют
субъективную
оценку качества жизни и определяют
в дальнейшем социальную активность.[5,
с. - 240]
В социальной работе психосоциальное
направление занимает особое
место. Оно включает в себя
способы решения проблем, учитывающие
одновременные и социальные, и
психологические аспекты, рассматривает
индивида во взаимодействии его
с окружающим миром, в конкретной
жизненной ситуации. Необходимость психосоциальной
помощи особенно возрастает, если речь
идет о «трудной жизненной ситуации».
На теориях социального научения
и когнитивной модификации поведения
основана поведенческая терапия, которая
использует принципы, развитые в экспериментальной
и социальной психологии.
Методы поведенческой терапии,
которые применяются в психосоциальной
работе, опираются на способность
человека к целенаправленному
и осмысленному изменению поведения.
В процессе тренингов, ориентированных
на решение конкретных поведенческих
задач, человек учится справляться
с жизненными трудностями и
повышает свои способности к
самоконтролю и активным действиям.
В процессе оказания психосоциальной
помощи социальные работники
стремятся помочь инвалидам лучше
понять свои проблемы, представления
о цели в жизни, правильно
оценить и улучшить собственные
способности к изменениям, к адаптивным
формам поведения и в случае
необходимости используют социальные
ресурсы для обеспечения процесса
позитивного
изменения.
Основные направления психосоциальной
работы составляют:
социотерапия
личности (индивидуальные и групповые
формы);
психокоррекционная
работа с реабилитируемой личностью и
его ближайшим
окружением
(семьей, соседями, коллегами по работе,
учебе или проведению досуга), включая
семейную терапию, вовлечение инвалидов
в групповые формы активности,
в том числе в группы самопомощи,
в психосоциальные клубы;
информационно-образовательная
работа с инвалидами и обществом.
Социотерапия
– это меры социального терапевтического
воздействия, которые стимулируют социальную
активность личности и способствуют ее
социализации. Методологическую основу
социо терапии составляют некоторые психотерапевтические
методы, ориентированные на приобретение
и развитие социальных навыков, повышение
компетентности в анализе ситуации, а
также терапия микросредой, терапия занятостью,
организация активного досуга, трудотерапия
и другие методы реабилитации, которые
позволяют улучшить социальное поведение
индивида.
Необходимо все окружение пациента
организовать таким образом, чтобы
оно как можно больше приближалось
к естественному, предоставляло максимум
свободы, стимулировало адаптационные
возможности больного и формирование
ответственности за свое социальное поведение.
Чем активнее средовое терапевтическое
воздействие, тем более ощутим его эффект.
Важное звено в организации
терапии средой – создание
дружеской атмосферы среди проживающих,
формирование партнерских отношений
между персоналом и пациентами,
что способствует не только
установлению благоприятного психологического
климата в учреждении, но и
повышению социального и личностного
статуса больных и инвалидов.
В процессе психосоциальной работы
осуществляется психокоррекция,
которая направлена на исправление недостатков
в психическом развитии или
поведении
в случаях неудовлетворенности личности
собой и собственной
жизнью.[5,
c.-244]
Выделяют следующие специфические
черты, характерные для психокоррекционного
процесса:
- ориентация
на людей, имеющих в повседневной
жизни трудности, проблемы и
желающих изменить свою жизнь
или ставящих перед собой цель
повысить способность к самореализации;
- ориентация
на здоровые стороны личности
независимо от степени нарушения
(может применяться как у психически
здоровых, так и у больных людей
при сохранении критики) к собственной
личности и поведению);
- направленность
на изменение поведения, межличностных
отношений (семейных, коллективных)
и развитие личности клиента.
Психокоррекционная социальная работа
проводится в индивидуальной и групповой
формах. Психосоциальная работа в виде
индивидуальной формы получила название
индивидуальной работы со случаем (social
casework): социальный работник выступает
в качестве основного и единственного
инструмента воздействия на пациента.
При этом контакт социального работника
может осуществляться с одним пациентом
или группой лиц (например, членами семьи
пациента). Социальная работа с группой
в таких случаях понимается как особая
форма индивидуальной работы.
К основным этапам индивидуальной
работы относятся открытие случая,
контакт, диагностика (определение
потребностей клиента), установление
целей, планирование работы (с
оценкой барьеров), осуществление
интервенции, мониторинг и контроль,
оценка вмешательства, закрытие
случая.
Наиболее распространенный метод
индивидуальной психосоциальной
работы – консультирование, при
котором основным средством воздействия
выступает
целенаправленная беседа. Ее задача –
помочь пациентам и их семьям справиться
с интрапсихическими, межличностными,
социоэкономическими трудностями, достичь
адаптации в определенной ситуации или
общественной среде, повысить эффективность
управления собственной жизнью. Консультирование
представляет собой серию сессий, направленных
на решение проблемы.
Психосоциальная групповая работа
ориентируется на техники и
методы групповой работы, принятые
в психотерапии и практике
психологов и направленные на
работу с людьми с различными
социально-психологическими патологиями.
В этом случае, в отличие от
социальной работы с индивидом
или группой лиц, где между
отдельными ее членами нет
жестко структурированных взаимоотношений,
психотерапевтическая группа несет
в себе определенный лечебный
потенциал и является активным
помощником социального работника
в психокоррекционном процессе.
Специфика групповой терапии
заключается в целенаправленном
использовании групповой динамики,
т. е. всей совокупности взаимоотношений
и взаимодействий, возникающих между
участниками группы в процессе
работы.
Выбор метода и техник групповой
работы зависит от цели терапевтического
воздействия, проблем, возраста,
личностных особенностей и количества
пациентов, а также от тактики
специалиста.
Существуют следующие виды психокоррекционных
групп:
- группы социально-психологического
тренинга, которые своему целевому назначению
составляют:
- группы тренинга ассертивного поведения;
- группы
межличностных отношений (проблемы
семьи, производственные конфликты);
3) группы,
в которых работа направлена
на изменение ценностных ориентаций;
4) другие
виды групп: группы совместной
деятельности, музыкотерапии, библиотерапии,
арттерапии, танцевальной психотерапии,
терапии творческим самовыражением и
т.д.
Психокоррекционные группы, так же как
и другие, могут быть центрированы преимущественно
на руководителе (группы тренинга умений)
или на членах группы (группа встреч).
В группе человек чувствует
себя принимающим и принятым,
доверяющим и пользующимся доверием,
заботящимся и получающим помощь.
В такой обстановке взаимопонимания
и взаимодействия облегчается
процесс разрешения межличностных
конфликтов, возникающих вне группы.
Человек пробует и осваивает
новые навыки поведения, у него
появляется возможность экспериментировать
с различными стилями межличностных
отношений. Психокоррекционная группа
может облегчить процесс самоисследования
и самопознания, проверить посредством
группового мнения уровень самооценки,
реальность собственных притязаний.
Психосоматика
или психология телесности - это направление
клинической психологии в нашей стране
насчитывает не более 10-15 лет. В отличие
от других разделов клинической психологии,
таких, как пато- и нейропсихология, этот
раздел не вырос из области практики. Психосоматика
начиналась, прежде всего, как учебная
дисциплина.
Тело
– это продолжение нашей психики.
И воздействуя на него, мы можем
добиться возвращения душевного
равновесия и покоя. Научившись читать
ощущения своего тела, мы познаем свою
первоначальную сущность и характер
ее взаимодействия со средой. Контакт
со своими ощущениями, помогает найти
и отреагировать на то болезненное,
что мешает расслабиться и принять
различные состояния своего «Я».
Что
касается психологической работы с
инвалидами, то здесь можно сказать,
что проводится достаточно обширная
работа психологами с этой социальной
категорией людей. Работа проводится
как в групповой, так и индивидуальной
формах, направленная на быстрейшую адаптацию
людей с ограниченными возможностями
к новой для них ситуации, связанной с
ограничением физической подвижности,
общения с близким окружением, а также
ведется усиленная работа, направленная
на развитие творческих способностей,
проводятся тренинги социальных навыков,
направленные на повышение социальной
компетентности инвалидов в повседневной
жизни и конкретизируется в тех или иных
сферах (домашнее хозяйство, работа, досуг).
Здесь обучают управлению собственными
эмоциями, планированию своего ближайшего
и отдаленного будущего, принятие решений,
родительские функции, коммуникативные
умения.